Пятница , 4 июля 2025

Митинговые СТРАСТИ

  • Поче­му и вла­сти, и оппо­зи­ция забы­ли об истин­ном пред­на­зна­че­нии митингов

В минув­шую суб­бо­ту в Алма­ты про­шел несанк­ци­о­ни­ро­ван­ный митинг, пере­рос­ший в шествие по цен­траль­ным ули­цам горо­да. Одни ста­ли празд­но­вать побе­ду, гово­ря о том, что вла­сти никак не пре­пят­ство­ва­ли митин­гу-шествию, а дру­гие, по этим же при­чи­нам, назва­ли акцию «фей­ко­вой», а ее орга­ни­за­то­ров, акти­ви­стов из Oyan Qazaqstan, аген­та­ми вли­я­ния Акор­ды. Но, дума­ет­ся, дело в дру­гом – и те, и дру­гие, и сами вла­сти уже забы­ли (если зна­ли), для чего нуж­ны митин­ги. А они нуж­ны! Так поче­му с ними что-то не так? Попро­бу­ем разобраться.

Митинг-2019

Этот год запом­нит­ся мно­гим, как митин­го­вый год. Сама дви­жу­щая сила про­те­стов, как гово­рит­ся, почув­ство­ва­ла азарт, точ­но так же, как блю­сти­те­ли поряд­ка ощу­ти­ли «вкус кро­ви». Еще боль­ше было «диван­ных баты­ров» и вир­ту­аль­ных оппо­зи­ци­о­не­ров, кото­рые пред­по­чи­та­ли наблю­дать за про­ис­хо­дя­щим через соци­аль­ные сети и уси­лен­но тира­жи­ро­вать пуб­ли­ка­ции в прес­се. Кста­ти, сто­ит обра­тить вни­ма­ние на про­явив­шу­ю­ся либе­ра­ли­за­цию СМИ в дан­ном направ­ле­нии. Ряд сай­тов, кото­рые даже сло­во «митинг» не упо­ми­на­ли, вдруг ста­ли подроб­но и почти бес­при­страст­но опи­сы­вать их, делать пря­мые репор­та­жи и пре­под­но­сить оправ­да­ния сило­вых орга­нов имен­но как оправ­да­ния, кото­рые ниче­го, кро­ме усме­шек вызвать не могут.

Для боль­шин­ства наблю­да­те­лей — вне зави­си­мо­сти от того, под­дер­жи­ва­ют ли они народ­ные про­те­сты или явля­ют­ся сочув­ству­ю­щи­ми, высту­па­ют ли про­тив, видя в них деста­би­ли­за­цию, или про­сто пред­по­чи­та­ют не заме­чать про­ис­хо­дя­ще­го — все эти митин­ги явля­ют­ся одно­род­ны­ми и не осо­бо отли­ча­ю­щи­ми­ся друг от дру­га. Будь то выход мно­го­дет­ных мате­рей к Акор­де, оди­ноч­ные пике­ты у аки­ма­та, про­те­сты про­тив фаль­си­фи­ка­ций на выбо­рах или дежур­ные выпа­ды-про­во­ка­ции от «париж­ско­го оппо­зи­ци­о­не­ра». Одна­ко все они раз­ные не толь­ко по ини­ци­а­то­рам и выдви­га­е­мым тре­бо­ва­ни­ям, но и по сути. Впро­чем, оди­на­ко­вы­ми они долж­ны были быть и для вла­сти – по логи­ке, все они попа­да­ют, как мини­мум, под адми­ни­стра­тив­ное нака­за­ние (по ста­тье 488 КоАП), а неко­то­рые, если они про­хо­дят под зна­ме­на­ми (запре­щен­но­го судом) ДВК, то и под «уго­лов­ку» (ста­тья 405 УК РК).

В этом году, по боль­шо­му сче­ту, так и полу­ча­лось – имен­но поэто­му сто­рон­не­му наблю­да­те­лю было труд­но раз­ли­чить одно от дру­го­го. Одна­ко была пароч­ка раз­ре­шен­ных «с бар­ско­го пле­ча» митин­гов (и тогда орга­ни­за­то­ры даже не зна­ли, что с ними делать), а так­же ряд оди­ноч­ных пике­тов, на кото­рые поли­цей­ские, а сле­до­ва­тель­но и жур­на­ли­сты, не обра­ща­ли ника­ко­го вни­ма­ния. Прав­да, тут опять полу­чи­лась выбо­роч­ная кар­ти­на – неко­то­рых пикет­чи­ков все-таки про­ве­ли через адмсуд, при­чем через неде­лю и даже боль­ший срок после «пра­во­на­ру­ше­ния».

Суб­бо­та, 9 ноября

Так что же про­изо­шло в про­шлую суб­бо­ту? В обе­их сто­ли­цах про­шли несанк­ци­о­ни­ро­ван­ные вла­стя­ми митин­ги, а в Алма­ты он пре­вра­тил­ся в еще более несанк­ци­о­ни­ро­ван­ное шествие – с речев­ка­ми, выкри­ка­ми и даже неболь­шой поме­хой для транс­порт­но­го и пеше­ход­но­го дви­же­ния. Если вспом­нить исто­рию пяти­лет­ней дав­но­сти, то в фев­ра­ле 2014 года, сра­зу после поза­про­шлой деваль­ва­ции, состо­ял­ся ана­ло­гич­ный сти­хий­ный митинг на том же самом месте (у памят­ни­ка Абаю), и «про­те­стан­ты» пошли по тому же марш­ру­ту – к Мону­мен­ту Неза­ви­си­мо­сти. Толь­ко людей было в 2–3 раза боль­ше, а само шествие было оста­нов­ле­но спец­на­зов­ца­ми в полу­сотне мет­ров от пунк­та назначения.

На этот раз не было даже при­выч­но­го про­ку­ро­ра с дежур­ным тек­стом-пре­ду­пре­жде­ни­ем. Более того, поли­цей­ские и люди в штат­ском наблю­да­ли лишь со сто­ро­ны, ста­ра­ясь не попасть в объ­ек­ти­вы жур­на­ли­стов и пуб­ли­ки со смарт­фо­на­ми. Это ста­ло при­чи­ной кри­ти­ки со сто­ро­ны неко­то­рых дру­гих оппо­зи­ци­он­но настро­ен­ных граж­дан, кото­рые уви­де­ли в этом под­вох и ста­ли утвер­ждать, что дви­же­ние Oyan Qazaqstan явля­ет­ся про­ек­том режи­ма, поэто­му их и не тро­га­ют. Сами же «оянов­цы» про­сят пере­ад­ре­со­вать вопро­сы о том, поче­му их не задер­жа­ли, ДВД и про­ку­ро­рам — и выска­зы­ва­ют пред­по­ло­же­ние, что это было сде­ла­но вла­стя­ми спе­ци­аль­но, что­бы дис­кре­ди­ти­ро­вать движение.

Не ста­нем при­дер­жи­вать­ся ни той, ни дру­гой сто­ро­ны, а про­сто заме­тим, что митин­ги раз­ные нуж­ны. Меж­ду про­чим, более неза­мет­но в тот же день, но в дру­гой части мега­по­ли­са – у ног Лени­на за «Сары-Аркой»прошел еще один митинг – на этот раз санк­ци­о­ни­ро­ван­ный вла­стя­ми. Его орга­ни­зо­ва­ли проф­со­юз­ни­ки, собрав­шие дюжи­ну участ­ни­ков. И это тоже хоро­шо, толь­ко жаль, что мало­ва­то бор­цов за тру­до­вые пра­ва – тема-то важная.

Дис­кре­ди­та­ция протеста

Глав­ным кри­ти­ком митин­гов без задер­жа­ний стал, как ни стран­но, Мух­тар АБЛЯЗОВ, кото­рый в каче­стве «знат­но­го оппо­зи­ци­о­не­ра» дол­жен, каза­лось бы, под­дер­жи­вать любое про­тестное дви­же­ние на родине. Одна­ко, по его убеж­де­нию, любой «пра­виль­ный» митинг дол­жен про­хо­дить не толь­ко без спро­су у вла­стей (что, в прин­ци­пе, вер­но), но с откры­тым про­ти­во­сто­я­ни­ем ей. Отсю­да для него и его сто­рон­ни­ков (кста­ти, посто­ян­но реде­ю­щих) любой про­тест без сило­во­го подав­ле­ния и «кра­соч­ных» кад­ров в соц­се­тях счи­та­ет­ся неудач­ным. А точ­нее, про­валь­ным и про­власт­ным в одном лице.

Здесь мож­но было про­чи­тать еще целую лек­цию о том, как Мух­тар Кабу­ло­вич запи­сал в аген­ты КНБ не толь­ко орга­ни­за­то­ров «митин­гов без послед­ствий» и дру­гих граж­дан­ских акти­ви­стов, но и пра­во­за­щит­ни­ков и жур­на­ли­стов, кото­рые еще вче­ра отста­и­ва­ли пра­ва задер­жан­ных его после­до­ва­те­лей, а сего­дня про­сто ска­за­ли, что нуж­но при­вет­ство­вать любой про­тест и воз­мож­ность выска­зать­ся. Но нуж­но под­черк­нуть лишь одно – задер­жа­ния на митин­гах, орга­ни­зо­ван­ных под эги­дой «ДВК 2.0» и Абля­зо­ва с точ­ки зре­ния зако­на логич­ны, так как «париж­ский оппо­зи­ци­о­нер» и его «орга­ни­за­ция» при­зна­ны вне это­го само­го зако­на. Дру­гое дело, что поли­цей­ские, мяг­ко гово­ря, пере­бар­щи­ва­ют с сило­вы­ми мето­да­ми и «обес­пе­че­ни­ем порядка».

Как бы то ни было, Абля­зов, желая того или нет, дис­кре­ди­ти­ро­вал само поня­тие митин­гов. Пусть он хоть сто раз гово­рит о «мир­но­сти» сво­их акций, они тако­вы­ми не будут по двум при­чи­нам – судеб­но­го запре­та на ДВК и соб­ствен­но­го жела­ния кро­ви. В этом плане он не толь­ко явля­ет­ся зер­каль­ным отоб­ра­же­ни­ем режи­ма, но и, полу­ча­ет­ся, рабо­та­ет в уни­сон ему – сво­дит любое про­тестное дви­же­ние к ради­каль­ным фор­мам и про­сто напро­сто стал­ки­ва­ет сто­ро­ны лба­ми. При­чем не толь­ко народ и власть, но и любой дру­гой про­тестный элек­то­рат – из тех, кто не при­сяг­нул ему на верность.

А как надо?

За всем этим мно­гие забы­ли истин­ное пред­на­зна­че­ние митин­гов. Оно баналь­но – это свое­об­раз­ное сред­ство диа­ло­га, некий ответ на дей­ствия (или без­дей­ствие) вла­стей по тому или ино­му пово­ду. Вышло, напри­мер, пра­ви­тель­ство с каким-то реше­ни­ем, кото­рое не понра­ви­лось наро­ду, и он в ответ вышел на пло­щадь. Теперь сло­во опять за пра­ви­тель­ством – в зави­си­мо­сти от того, насколь­ко гром­ко и чет­ко народ выра­зил свое недо­воль­ство и от того, каков слух у пра­ви­тель­ства, оно долж­но дать ответ. А имен­но – объ­яс­нить­ся с насе­ле­ни­ем или отме­нить не понра­вив­ше­е­ся ему реше­ние. Даль­ше мячик сно­ва на сто­роне наро­да – так и рабо­та­ет эта фор­ма диа­ло­га вла­сти и общества.

Это, конеч­но же, в иде­а­ле. Прак­ти­че­ски ни одна из вет­вей вла­сти (вклю­чая чет­вер­тую, коей явля­ет­ся прес­са) не были заме­че­ны в адек­ват­ной реак­ции на митин­ги, каса­ю­щи­е­ся их дея­тель­но­сти. Одна­ко и сами митин­гу­ю­щие дале­ко не все­гда могут чет­ко, внят­но и по адре­су выдви­нуть свои тре­бо­ва­ния. Кро­ме это­го, кре­а­ти­ва нам не хва­та­ет. В этом плане на поря­док луч­ше выгля­дят оди­ноч­ные пике­ты, но их что-то не заме­ча­ют не толь­ко вла­сти, но и сама обще­ствен­ность. Вооб­ще, поло­жа руку на серд­це, сло­жи­лось впе­чат­ле­ние, что акти­ви­сты выхо­дят на митинг толь­ко ради того, что­бы вый­ти. А еще и посо­рев­но­вать­ся меж­ду собой по чис­лу собран­ных участ­ни­ков и общей сум­ме набран­ных штрафов.

Но к митин­гу, как сред­ству обще­ния наро­да и вла­сти, как выяс­ня­ет­ся, не гото­вы ни народ, ни уж тем более вла­сти. Вто­рых труд­нее заста­вить пере­стро­ить­ся – это может быть вос­при­ня­то как экс­тре­мизм, но вот с наро­дом, с теми, кто рядом, это будет сде­лать лег­че. Поэто­му, как бы это ни баналь­но зву­ча­ло, нуж­но раз­ви­вать куль­ту­ру митин­гов. Для это­го нуж­но учи­ты­вать любой опыт. В том чис­ле зару­беж­ный – «как в Укра­ине» или «как в Кир­ги­зии», армян­ский вари­ант или чилий­ское про­ти­во­сто­я­ние. Учи­ты­вать их уро­ки и ошиб­ки. Но глав­ное – это учить­ся у себя, на сво­их ошиб­ках и про­сче­тах. Для это­го пой­дут и «абля­зов­ские» митин­ги, и «оянов­ские», а в осо­бен­но­сти те, что про­шли 10 июня.

Заод­но нуж­но и вла­сти заста­вить отно­сить­ся к митин­гам оди­на­ко­во – оди­на­ко­во хоро­шо и с пони­ма­ни­ем. Даже если они орга­ни­зо­ва­ны неза­кон­ной орга­ни­за­ци­ей во гла­ве с Абля­зо­вым, то и к ним, напри­мер, мож­но отне­стись с пол­ным игно­ри­ро­ва­ни­ем. Ведь пре­кра­ще­ние «пере­кры­ва­ния» интер­не­та во вре­мя эфи­ров «пари­жа­ни­на» дало свой эффект – люди ста­ли стре­ми­тель­но терять к нему инте­рес. Поче­му бы то же самое не про­вер­нуть с орга­ни­зо­ван­ны­ми им про­те­ста­ми? Тем более, что в сле­ду­ю­щий раз на них при­дет на поря­док мень­ше одур­ма­нен­ных его про­па­ган­дой людей, чем в прошлый.

И напо­сле­док. Все выше­ска­зан­ное может осу­ще­ствить­ся толь­ко при иде­аль­ном сте­че­нии обсто­я­тельств – при, ска­жем так, дуа­ли­сти­че­ском обще­стве «власть – народ». Но, как види­те, народ у нас пестр и раз­но­об­ра­зен до такой сте­пе­ни, что никак не хочет объ­еди­нить­ся в общую «моза­и­ку». Одна­ко и власть тоже дале­ко не одно­род­на, поэто­му в ней мож­но встре­тить не толь­ко опре­де­лен­ные силы, кото­рые лояль­но отно­сят­ся к митин­го­вым стра­стям, но и тех, кто эти стра­сти разо­гре­ва­ет. В сво­их соб­ствен­ных инте­ре­сах, конечно.

Мирас НУРМУХАНБЕТОВ,

спе­ци­аль­но для «D»

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн