Запланированный на 26 октября в Алматы митинг «против китайской экспансии» не состоялся. Хранителям режима в лице полиции удалось «отключить» его потенциальных участников, задержав многих из них еще накануне акции протеста. Несговорчивых полицейские взяли в осаду, не дав им возможности в этот развыйти из своих домов и квартир.
Уже на дальних подходах к алматинской площади Астана, обозначенной в качестве места проведения предполагаемого митинга, мы увидели большое скопление полицейских. Парковочные места вдоль дорог были забиты снятыми с рейсов автобусами, полицейскими машинами и эвакуаторами. Чуть ли не в каждой третьей машине с частными регистрационными знаками томились силовики. Ближайшие кафе и магазины были закрыты. Выставленный по периметру площади, включая проспект с символичным названием – Назарбаева – полицейский кордон блокировал всех пешеходов, не давая им пройти к месту сбора. При этом направлялся ли человек на митинг либо просто проходил мимо, стражей порядка не особо волновало.
У эпицентра предполагаемых событий, что на пересечении улиц Толе би и Панфилова, можно было наблюдать сидящих на скамейках горожан, большей частью людей пожилого возраста. Некоторые из них, увидев журналистов, осмеливались дать комментарии на камеру.
«У нас странный митинг получается, если, конечно, это можно назвать митингом. Мы просто сидим на скамейке, ничего не декларируем, а нас просят покинуть это место», – негодовала семейная пара.
Другая женщина, представившаяся Кулией Смагуловой, высказала что она против строительства китайских заводов на территории Казахстана и пришла на этот митинг, чтобы воспользоваться своим конституционным правом – выразить собственное мнение.
В это время к группе журналистов подошел Руслан Иминахунов, известный своими видеовыступлениями против китайской экспансии и заключения мусульман Поднебесной в так называемые «лагеря перевоспитания».
«Ассалаумалейкум всему народу!», – поздоровался со всеми мужчина. Затем, обратившись в сторону полицейского отцепления, произнес:
- «Вот эти ребята стоят здесь, чтобы гасить свой собственный народ?! О чем вы думаете, или у вас нет детей?! Как вы будете жить, когда сюда придут китайцы?!».
Это всё, что успел сказать гражданский активист, поскольку оказавшийся рядом с ним первый заместитель ДП г.Алматы полковник Избасар Бектуров схватил его за руку, пытаясь отвести от камер журналистов. Однако полковник никак не ожидал, что получит достойный отпор. Привыкший к беспрекословному исполнению своих команд, Бектуров был ошарашен, что какой-то гражданский активист воспротивился ему. От удивления полковник обронил явно недешевые солнцезащитные очки. Пытаясь угодить своему начальнику, кто-то из полицейских подобрал их, а несколько стражей порядка набросились на мужчину и утащили его в сторону автозака.
Тут возникает резонный вопрос. В день несостоявшегося митинга полковник Бектуров находился при исполнении. Он не разведчик, чтобы скрывать свою принадлежность. Несмотря на свои расширенные полномочия, по сути он – «постовой». Тогда почему господин полковник, в нарушение правил ношения формы одежды, находясь при исполнении, был одет в штатское? Ведь это для своих подчиненных он – «полковник Бектуров», которого все полицаи города знают. Для простых же граждан он никто, и знать его в лицо никто не обязан. Представьте себя на месте Руслана Иминахунова, который далеко не пацан. Вы даете интервью для представителей СМИ, и в это время вас за ворот хватает незнакомый мужчина в гражданской одежде, которого вы знать не знаете. Что вы будете делать? Так что Бектурову еще повезло, что с него всего лишь слетели очки, а не свет в глазах выключили. В этой связи вновь хотелось бы потребовать, чтобы полицейские, тем более руководство, находясь при исполнении, носили полицейскую форму. В противном случае возникает подозрение, что они её стесняются.
В не менее смешной ситуации оказался и представитель акимата Бекжан Сарсенбаев.
Подойдя к небольшой группе людей, он обратился к ним через «матюгальник» (громкоговоритель), хотя все его прекрасно слышали и без него. Чиновник, произнося заученный текст, потребовал покинуть место проведения незаконного митинга, предупредив, что организаторы и участники митинга будут привлечены к ответственности.
На это одна из женщин резонно задала вопрос: «Бекжан, покажи нам, где тут митинг? Сидим вот мы, четыре старика, и что, это митинг?».
Растерявшись и не найдя вразумительного ответа, а также видя, как над ним стали хихикать, Сарсенбаев озвучил буквально следующее:
- «Значит, ранее был призыв... э—э—э—э... значит запрещенной организации ДВК... э—э—э—э—э... 26-го провести здесь митинг незаконный, значит. Поэтому это зона несанкционированного митинга, я, как представитель местного исполнительного органа, требую, чтобы вы прекратили вот это собрание и разошлись отсюда! Э-э-э…».
В этой связи хотелось бы обратить внимание руководства города. Представьте, что митинг состоялся, и на него собралось большое количество граждан. Как вы думаете, чиновник вроде Сарсенбаева, с заученным текстом и громкоговорителем, способен хоть как-то повлиять на людей и взять ситуацию под контроль? Думаем, что нет!
По официальным данным, 26 октября за участие в несостоявшихся митингах было задержано 26 человек. Учитывая, что основные задержания проводились накануне, эта цифра может быть значительно больше.
Азамат ШОРМАНХАНУЛЫ,
«D»