Пятница , 18 апреля 2025

Мэлс ЕЛЕУСИЗОВ: НАЗАРБАЕВ КАК БОЛТ – если его вытащить – СИСТЕМА ДАСТ СБОЙ

Февраль 2019 года оказался полон резонансных событий.

Пожар во времянке в Астане, унесший жизни пяти девочек, последовавшие по всей стране протесты многодетных матерей. Манифест народа Казахстана с требованием кардинальных перемен. Ожидания досрочных выборов если не президента, то парламента. Отставка правительства. Об этом и многом другом наш диалог с общественным деятелем, председателем экологического союза «Табигат» Мэлсом ЕЛЕУСИЗОВЫМ.

– Мэлс Хамзаевич, нашу беседу хотелось бы начать с последних назначений в правительстве. Новый премьер Аскар Мамин не отличался своей открытостью для общества. В СМИ трудно найти какие-либо его выступления или комментарии текущих экономических процессов даже тогда, когда он был вице-премьером. Как вы лично восприняли его новое назначение?

– Близких отношений с новым премьером у меня нет. Я его знаю так же, как и вы. Его назначение не усложнит и не разрешит нынешнюю ситуацию, поскольку вся проблема в существующей системе. Причем сама система уже не зависит даже от президента Назарбаева. В данной ситуации Аскар Мамин всего лишь исполнитель с твердым характером. В этой роли он может и не плох, поскольку предыдущий премьер Сагинтаев был более мягким менеджером. Он не смог проявить достаточную жесткость. Иногда хмурил брови, но дальше этого не заходило.

Сейчас мы являемся свидетелями того, когда президент начал продвигать инициативы, направленные на улучшение социального положения граждан и экономической ситуации в целом. Для их воплощения требуется жесткий человек. В этом плане Мамин, видимо, тот, кто соответствует этим требованиям.

Он много лет возглавлял «КТЖ» – очень сложный участок, который можно сравнить с отдельным государством. И он показал себя компетентным и жестким управленцем. Я думаю, он и в новой должности справится с поставленными перед ним задачами.

– Вам не кажется, что президент Назарбаев не совсем понимает ситуацию в определенном срезе общества, который находится на грани своего терпения?

– Тут двоякая вещь. Президент Назарбаев создал нынешнюю систему, а позже сам стал зависимым от нее. Он тот самый болт, на котором всё держится. Если его вытащить – система даст сбой. Его, конечно, информируют о событиях в стране. Но окружение, которое хорошо знает черты характера своего шефа, подсовывает ему только позитивную информацию. Это обычная позиция чиновников, которые тонко чувствуют своего вождя, стараясь ему угодить. Таким образом его могут вводить в заблуждение. Если на заре независимости президент общался с народом, то сейчас этого нет.

 В истории всегда были правители, которые, переодеваясь в простолюдинов, шли в народ. Это позволяло им увидеть реальную жизнь своих подданных собственными глазами, а не с подачи своей свиты. У нас сейчас тупиковая ситуация. Президент решил как-то выровнять положение дел, и смена правительства тому подтверждение. Хотя все новые члены правительства – люди той же системы, которая установила в Казахстане монополию на власть. Если бы в нашей стране установилась демократическая система управления, то ситуация была бы совсем другой.

– В социальных сетях активно обсуждают, что Аскар Мамин и Карим Масимов, бывший премьер, а ныне глава КНБ РК, – одноклассники. У вас не возникает подозрений относительно того, что бразды правления страной постепенно перейдут к Масимову?

– Карим Масимов много лет находится рядом с Назарбаевым. Он хорошо знает его характер и повадки. К тому же он сейчас руководит очень сильной структурой. Где бы он ни появился, у всех трясутся поджилки. Однозначно, что его влияние имеет большой вес. Как ни крути, КНБ есть КНБ. Хотя функции этой структуры должны быть несколько другими. Они должны контролировать ситуацию за пределами страны и влияние из вне. Вместо этого наши спецслужбы занимаются внутренними проблемами. Поэтому усиление контроля и политического веса Карима Масимова закономерный процесс.

– Не видите ли вы его в числе возможных преемников транзитного периода?

– Я больше склонен думать, что Масимова не будут выдвигать в преемники. Для этого есть несколько причин. Во-первых, президент сам не желает уходить. Сегодня под него создана такая система, которая позволит ему управлять и влиять на положение дел с позиций Совбеза. Не важно, кто будет – президент или премьер, они всё равно будут находиться под влиянием Назарбаева. Поэтому управление будет простым, в ручном режиме.

Есть свежие примеры. Возьмем Узбекистан. Назарбаев видит, что там происходит. Поэтому если будет возможность, то он постарается выдвинуть в качестве своего преемника кого-то из своих родственников.

– Но как долго это позволит его семье удержаться во власти? Ведь другие, сильно окрепшие кланы тоже захотят добраться до трона?

– Ситуация осложняется и тем, что нет достойных преемников. Да, Назарбаев – политик крупного калибра. У него есть талант. Иначе он не смог бы удержаться столько лет у власти. Но нельзя забывать, что любая система не может быть бесконечной. Это закон природы. Возьмите, к примеру, Ливию, президент которой установил в стране социализм. Это была самая благоприятная страна в регионе. Чем всё закончилось, знаете. Не зря ведь придумали ограниченные сроки правления. Двух президентских сроков достаточно, чтобы реализовать задуманное.

– Согласится ли казахстанское общество на вариант с преемником или потребует проведения прозрачных выборов?

– Наиболее подходящая фигура для выдвижения – это его дочь Дарига Назарбаева. Она наработала немалый опыт в политике. Ведь её приобщение к политике делалось не просто так.

Есть другой кандидат – Самат Абиш, который тоже прошел серьёзную школу, но он заметно уступает Дариге. На мой взгляд, самый оптимальный вариант для президента – это его дочь. Что касается согласия народа, то тут может произойти любой сценарий, который предугадать очень сложно.

– Вы недавно заявили о создании партии «зеленых». Вы готовитесь к парламентским выборам, чтобы успеть запрыгнуть в последний вагон уходящего поезда?

– Если говорить обо мне, то я не рвусь во власть. То, чем я занимаюсь, делается не ради власти и тем более денег. Это необходимость в том смысле, что я участник многих всемирных саммитов по изменению климата. Вопросами экологии занимаюсь уже 30 лет. На фоне всего этого игра в президенты ничего не стоит. Есть более масштабные вопросы, и если их не решать, то катастрофа будет неизбежной. По крайней мере, нам нужно постараться у себя навести порядок, чтобы выжить в этих условиях.

Я уже создавал партию «зеленых» в 1993 году вместе с Нурланом Амрекуловым и покойным Нурболатом Масановым. Тогда люди не понимали важности экологии и были напуганы КПСС, после которой не хотели вступать ни в какую партию. В условиях предстоящих выборов, а выборы обязательно будут, люди активизируются. Этим надо воспользоваться. В электоральный период люди начинают тебя слышать, они готовы участвовать в твоих проектах.

Согласно действующему законодательству, только партии могут выдвигать своих кандидатов. И только партия может влиять на общую ситуацию. Пока у нас не будет нормальных законов и их обеспечение тем же парламентом, мы никогда ничего не добьемся.

Мы сейчас живем в такой период, когда каждый сам по себе и делает всё для себя. А государство где-то по боку. Поэтому нам нужны конкурирующие между собой партии. Исторически так сложилось, что наши предки жили при феодализме, где была политическая монополия на власть. Затем мы жили при царизме, которая тоже была монопольной. После революции мы жили в условиях монополии КПСС. Сейчас мы тоже находимся при монополии авторитарной системы власти, которая может стать тиранической.

– Может, Казахстану не стоит рисковать с президентами, стоит перейти к парламентской форме правления?

– В Америке президентская форма правления работает. Есть развитые страны, где власть находится в руках парламента. Поэтому такие вопросы должны решать народные избранники. Но для этого нужно провести глубокий анализ и взвесить все за и против. Это тоже должны сделать депутаты. Для этого в парламенте должны быть представлены настоящие, конкурирующие между собой партии, которые будут биться за голос каждого избирателя. У нас же сейчас монополия одной партии и нескольких оппонентов, от которых ничего не зависит.

– Успеет ли ваша партия пройти регистрацию в столь короткий срок?

– Скажу прямо, я это делаю не под выборы. Действующее законодательство не способствует появлению конкурирующих между собой партий. Выставлено множество искусственных препятствий.

Любая партия должна опираться на людей, которых связывает единый интерес. Партия – это мощный инструмент, который может изменить ситуацию. Нельзя забывать, что ходить на выборы – долг каждого гражданина. Каждый голос должен стать решающим. Это и есть демократия.

– Если вдруг объявят президентские выборы, вы будете баллотироваться?

– По новому законодательству это уже невозможно. Только партии могут выдвигать своих кандидатов в президенты. Это будут решать члены партии. Если меня выдвинут, тогда буду баллотироваться. К тому же у меня есть опыт участия в президентских выборах. Но нельзя забывать, что в монопольной системе власти невозможно пройти, тебе просто этого не дадут сделать.

– А как быть с ситуацией – «не важно, как проголосовали, важно, как посчитали»?

– Вся беда в том, что на выборы ходят всего 20% населения. Человек находит тысячу причин, чтобы не идти на выборы. Все, у кого есть право голоса, должны прийти на избирательные участки и отдать голос за своего кандидата. А когда на выборы ходит только 20% населения, появляются лазейки для воровства голосов избирателей. Очень важно, чтобы люди понимали, что от них зависит судьба страны и будущее наших детей.

Наша партия будет лояльна к людям. Мы не будем занимать крайних позиций, а займем середину. Лично я против революции. Они ничего хорошего не приносили. Как говорят, революцию придумывают романтики, осуществляют фанатики, а пользуются её плодами отпетые негодяи. В ней погибают самые лучшие. К тому же просто так никто не собирается сдавать свои позиции. Сегодняшняя власть хорошо вооружена, хорошо подготовлена, за ней армия и полиция. Поэтому нам нужен демократический путь. Даже если мы не успеем на эти выборы, не нужно забывать, что выборы будут и дальше. На них нужно прийти сильными и подготовленными. Если вы помните, то вождь пролетариата Ленин отдал на создание партии 20 лет.

– Если вы не успеете зарегистрировать свою партию, но вам предложат выступить в качестве кандидата по партийному списку другой партии, вы примите такое предложение?

– Конечно, приму. Это хорошая кампания, чтобы донести до масс важные вопросы. Когда-то ОСДП объявила бойкот выборам. Тогда я им сказал, что это неправильная позиция. К сожалению, они меня послушали.

– Что было бы лучшим ходом для Назарбаева в период транзита – оставить доброе имя в истории и объявить честные президентские выборы и уйти на покой, или при своем участии провести политическую реформу власти и перейти к парламентской форме правления?

– Не один из этих вариантов не пойдет. Президент не будет этого делать. Это система, Назарбаев часть ее. Может, он двумя руками за изменения, но этого не позволит сама система. Если он уйдет, за ним придется последовать многим другим. А этого они не хотят. Особенно близкое окружение. Это традиции любого авторитарного государства. Так всегда было, и ничего нового в этом нет. Поэтому быстрых изменений не будет. Назарбаев будет стараться улучшить ситуацию в плане социального положения населения. Но все зашло так далеко, что сделать это будет не просто. Поэтому ожидать, что президент откажется от власти, не стоит. Власть – это такая зараза, от которой невозможно отказаться. Во всей человеческой истории таких случаев было всего несколько. Поэтому смотреть на вещи нужно реально.

– Как эколог, скажите, насколько опасна экологическая ситуация в Казахстане?

– Я тридцать лет занимаюсь общественной деятельностью по защите экологии. Мы продвигали разные идеи и предложения по улучшению ситуации. Но ни одно из них не прошло. Система в защите экологии не нуждается. У них другие ориентиры и интересы. Пришло время одуматься. Жаль, что мы потеряли столько времени, можно было бы успеть сделать много полезных вещей. Мы находимся в опасном положении. У нас растаяло 40% ледников. Дальше будет только хуже. Может оказаться так, что в будущем останемся без питьевой воды. У нас уже идет опустынивание территории. За последние 10 лет 4% территории Казахстана превратилось в пустыню. Мы начинаем вымирать вместе с животным миром.

– Спасибо за интервью!

Азамат ШОРМАНХАНУЛЫ,

«D»

Республиканский еженедельник онлайн