Любое общество можно сравнить с живым организмом, а его проблемы – с присущими людям болезнями. А если болезнь слишком запущена, то впору говорить не столько об отдельных симптомах (в нашем случае – отдельных событиях), а о общей клинике недуга.
И потому, подводя итоги очередного, 2018 года, позволю себе говорить не о фактах и событиях, а обобщающих факторах и показаниях, характеризирующих наше с вами общее, дорогой читатель, состояние. А также, учитывая, что в современном Казахстане в отсутствие полноценного гражданского общества и его институтов, и политической несостоятельности, и немощности других ветвей власти определяющим являются выбор и решения только одного человека – действующего президента, позволю себе охарактеризовать эти показания через его личное восприятие и соответствующие решения, которые как раз и определили облик уходящего года.
На мой взгляд, у елбасы ныне нет определенности не только по извечному (и честно говоря, изрядно набившему оскомину и приобретающему все более гротескный характер!) вопросу о пресловутом преемнике, но, судя по его выступлениям и отдельным действиям, и по другим, не менее важным и определяющим проблемам жизни общества.
У елбасы нет определенности по экономической модели развития Казахстана. Да, формально у нас рыночная экономика, есть достаточно продвинутое либеральное (де-юре, но далеко не всегда де-факто) законодательство. Но существует порочная практика, когда все эти объективные законы грубейшим образом попираются конкретными, субъективными и волюнтаристскими, показательно антирыночными действиями власти.
Наглядным примером такой неопределенности являются ставшие уже традиционными публичные взбучки у елбасы в стиле советского партхозактива и спонтанно, прямо на ходу принимаемые важные решения! В этом году мы были свидетелями нескольких таких постановок на тему «хороший царь – плохие бояре». Честно говоря, народ уже не верит в такого рода спектакли! Все понимают показушный характер таких совещаний! На мой взгляд, такие разборки дискредитируют самого елбасы: в XXI веке нельзя руководить дедовскими методами!
У елбасы недопонимание важности не фиктивной, а эффективной социальной политики! Да, в этом году были презентованы «5 социальных инициатив» елбасы. Слов нет, документ актуальный. Но такого рода инициативы все больше напоминают попытки залатать отдельные дыры и затушить взявший силу пожар! Да и сам ход реализации этих идей не внушает должного оптимизма: слишком много рапортомании и неуместного в нынешних условиях шапкозакидательства. К тому же они заявлены во время жесточайшего бюджетного кризиса, когда не хватает средств на первоочередные, элементарные нужды государства и общества!
В ряду условных рефлексов власти от наличествующего в обществе тренда на историческую справедливость, необходимость пересмотра написанных Политбюро ЦК КПСС канонических учебников по истории можно назвать инициативу елбасы про «семь граней Великой степи». Снова соглашусь, что инициатива вполне уместная и нуждающаяся в поддержке общества. Но уходя в исторические глубины, ни в коей мере нельзя забывать об истории новой и новейшей! Я имею в виду трагические периоды сталинизма, Желтоксан и Жанаозен. Особняком стоит жесткая реакция общества (особенно молодежи!) на проведение 100-летия канувшего в историческую Лету комсомола! Это событие, несомненно, стало мощным катализатором антитоталитарных идей, что уже делает необратимым сам процесс десоветизации!
У елбасы не сформировался принцип равноудаленности от олигархов, он все еще больше защищает их интересы, ежели интересы «униженных и оскорбленных», и это видно невооруженным глазом! Возьмем для примера продолжающийся процесс ликвидации частных банков: в этом году канули в финансовую Лету Qazaq Banki, «Эксимбанк» и «Банк Астана». Все помнят перипетий вокруг их банкротства. Власть сколь угодно может утверждать, что это, мол, процесс естественного отбора и селекции наиболее жизнеспособных банков. Но все мы понимаем, что в современном Казахстане банки – больше, чем просто банки! Они у нас – неотъемлемая часть кланов, их визитная карточка и основа их финансового благополучия. И возвышение, и спасение одних (исключительно за счет нас, налогоплательщиков), и искусственное, принудительное умерщвление других воспринимается всеми как часть все более ожесточающейся межгрупповой войны! Все понимают, что за каждым таким решением стоит выбор самого президента: не думаю, что Нацбанк так уж независим в своих действиях. Да и имидж хваленой казахстанской банковской системы от такой порочной практики в глазах внешних партнеров только ухудшается! Это я не только к теме развития банков, которым, как воздух, нужны внешние заимствования, но и о сверхамбициозных проектах типа МФЦА.
Провалом года во внешней политике можно назвать ситуацию с казахами в Китае. Власти, наша и китайская, долгое время скрывали всю правду об ужасающем положении наших соотечественников (что уже было преступно!). Потом все вскрылось.
Любая другая власть начала бы бить в набат и защищать своих единокровных братьев. Конечно, дипломатия имеет свою специфику и не все решается на митингах, нужны и другие, более тонкие действия. Есть также принцип невмешательства в дела другого государства. Но ничто не мешало официальной Астане использовать то же свое председательство в Совете безопасности ООН (об этом статусе официоз трубил целый год, преподнося сей факт как высшее признание Казахстана на международной арене!).
Не торопится елбасы разделить с МВД ответственность за полицейский произвол! Признаем, что одним из самых негативных органов власти уходящего года стало именно это одиозное ведомство. Гибель Дениса Тена чуть не стала причиной массовых выступлений: таков был накал возмущения и негодования граждан!
Лично я связываю такую позицию елбасы только с одним: власть боится любой формы народного недовольства накануне транзитного периода и хотела бы опираться не на диалог с гражданским обществом, а на исключительно силовые меры и методы! И такая – готовая выполнить любую команду – не законо-, а приказопослушная полиция ей нужна позарез! Тут у них – у власти и полиции, как говорится, любовь и потребность – взаимные и кровные!
И вот с таким, непростым и во многом негативным грузом власть встречает новый 2019 год. В котором, как следует из участившихся прогнозов все тех же провластных оракулов от политологии, непременно должны состояться выборы (то ли президентские, то ли парламентские). И именно эти недостатки, эти плоды авторитаризма и станут главным препятствием на пути обретения ею доверия и поддержки электората. Ибо вчерашняя практика, когда «рисовались» очередные 97 процентов голосов, уже не прокатит – власти на самом деле надо вернуть хотя бы часть былого, легитимного доверия со стороны граждан! В этом смысле наступающий год станет определяющим.
Конечно, любые исторические параллели условны и несовершенны. Но все же, учитывая важность момента и отнюдь не желая нагнетать обстановку и страсти, хотел бы сказать: мы живем накануне Смутного времени (по аналогии с Россией рубежа XVI и XVII веков)! Согласитесь, все признаки того периода в современном Казахстане налицо!
Здесь вам и жесточайшая борьба за престол, включая и появление Лжедмитрия (интересно, сколько лжепреемников спят и видят себя на троне у нас!). И тяжелое экономическое положение государства, связанное в том числе и с непомерными расходами на внешнеполитические инициативы (в случае с Россией – опустошительные войны). Глубочайший социальный разлад в обществе, который (и это удивительно!) объединил выступивших против власти крестьян, холопов, мелких и средних феодалов, служилых, посадских людей (сравните с нашими условиями, когда антирежимные оппозиционные идеи поддерживаются всеми слоями населения!). И беспощадная опричнина, которая, как наша правоохранительная система, вызвала небывалое возмущение граждан.
Особняком стоит такая причина, как пресечение династии Рюриковичей. Ни на что не намекаю, но кто скажет, что у нашей династии все нормально: чего стоит появление в социальных сетях неоднозначных заявлений пропавшего в последнее время из виду старшего внука елбасы из соседней России (отсутствие официальных комментариев только усиливают разные домыслы вокруг этого молодого человека).
Так что вовсе не исключено, что Смутное время (но уже с новыми, соответствующими требованиям современности характеристиками и критериями!) может накрыть и наше государство! И чем смутнее нам видится наше ближайшее будущее, тем реальнее такая угроза с историческими аналогиями!
А Смутное время добрым не бывает!
Напоследок немного позитива.
Скоро Новый год. И не хочется рисовать все исключительно в черном цвете и посыпать голову пеплом. Были в этом году и радостные события. Среди них я бы особо отметил два фурора: это покорившие мир Димаш Кудайбергенов и актриса Самал Еслямова. Примечательно, что эти две гордости казахстанской культуры взошли на свой пьедестал абсолютно без участия официальных структур от культуры (хотя, увидев их супердостижения, наша власть так и хочет примазаться к их славе)!
Что ж, логика исторического развития такова, что общество развивается не благодаря, а во многом – вопреки уродливой, закостенелой, не заинтересованной в общественном прогрессе власти. И это внушает определенный оптимизм в нашей тяжелой, почти обреченной ситуации!
С Новым годом! И дай нам Бог благополучно пережить его и это Смутное время!
Амиржан КОСАНОВ,
специально для «D»