НЕСКОЛЬКО СЛОВ О КИНО, КУЛЬТУРЕ И МИНИСТРЕ

  • О кино последний год в прессе шли разные разговоры и пересуды. Что нужно казахскому кинематографу? Какое кино в приоритете – коммерческое или высокохудожественное? Как государство должно поддерживать национальный кинематограф, и какой финансовой отдачи оно ждет от него?

Последние несколько лет коммерческое кино в Казахстане переживает хорошие времена. Много фильмов, в основном комедий, и они неплохо окупаются. Да, жанр востребованный, и зритель доволен, радуется за свое родное, отечественное кино и киноиндустрию. И все это происходило и происходит без участия государственных денег.

Коммерческое кино – это частный бизнес, нацеленный только на самоокупаемость и прибыль, других задач по большому счету он не ставит. Частный кинобизнес ни в одной стране мира никогда не поддерживается государством.

Ежегодно наше государство выделяет на поддержку национального казахского кино большие деньги. Это прежде всего вклад в культуру, в то, что потом может стать основой жизни искусства, роста национального самосознания, твердого ощущения самоидентификации народа в понимании им его собственной жизни, в собственном государстве. И как нам видится, государство в этом случае не ждет моментальной финансовой отдачи. Никто и никогда не против зарабатывания денег, но государство такой однобокой задачи перед творцами не ставит. Это не просто вливание народных денег в производство окупаемых фильмов, это вклад в развитие киноиндустрии и искусства. Государство говорит нам всем: «Снимайте кино большого стиля, высокохудожественное, талантливое, разного жанра и тематики, но чтобы зритель его любил и гордился им, и картины ваши попадали в сокровищницу национального и мирового кино. А если оно будет окупаться, то хвала вам и слава, творцы – кинематографисты». Государство, вкладывая деньги в культуру, преследует цель – воспитание нового поколения, формирование того образа жизни, что обозначает цивилизованность и образованность народа, а значит государство вкладывает деньги в свое будущее.

Почти два года тому назад Государственный центр поддержки национального кино под руководством уже, правда, бывшего директора госпожи Г. Б. Сарсеновой и министерство культуры, туризма и спорта, руководимое госпожой Актоты Раимкуловой решило, что надо подсобить коммерческому кино и вливать туда бюджетные деньги, мотивируя это тем, что государственные средства будут непременно возвращаться, может даже с лихвой. Заманчиво! Однако попахивает чем-то нехорошим…

Безусловно, у нас должна быть система госзаказа, так было раньше, а вот как сегодня она должна быть устроена и как должна действовать – вопрос, который сейчас стоит на повестке дня у всей Культуры. Так называемый госзаказ – это не прямое указание Акорды, какие фильмы надо снимать, это не дележка министерством культуры денег, выделенных на кино, между режиссерами, обласканными властью или просто любимчиками министерства. Это не твердая установка, что в этом году надо снять, например, два исторических фильма и один современный – обязательно! Нет! Решение должно оставаться за творцами, людьми талантливыми и понимающими, что снимать надо для людей, своих соотечественников, проще говоря, для народа.

Мы часто об этом забываем. А сами являемся этим народом и думаем, как же было бы хорошо, если бы все горячо любили нашу Родину – независимый Казахстан, почитали семью, дружили с соседями и могли гордиться, что у нас красивого голубого цвета паспорт, за которым стоит держава, способная защитить себя и нас везде: дома, на работе, на дороге, на улице, в магазине, в школе, за рубежом – везде, где бы мы ни находились.

Да, слышим уже сейчас, что кто-то скажет: «A как же последние годы, когда была снята при поддержке государства «куча» фильмов, которые “ни уму, ни сердцу” – ни коммерческое, ни искусство, а потрачены огромные деньги налогоплательщиков. Или ушли на сторону кому-то в карман?» Да, есть такое, но этим уже занимаются правоохранительные органы.

А что касается фильмов плохого художественного качества, то никто и нигде не гарантирует, что из десяти фильмов, поддержанных государством, хотя бы пять получатся шедеврами, готовыми и публику сразить наповал и на фестивалях сорвать бурю аплодисментов, тьму призов и тем самым поддержать наш имидж на мировой арене. Так не бывает в искусстве. И это не эксперимент за бюджетные деньги. Экспериментировать надо с дебютными картинами, когда приходит в кино молодежь. За остальным надо следить, доверять картины людям талантливым и состоявшимся в кино, а это уже обязанности ответственных людей в системе контроля за кинематографом. Никто не против жанрового, коммерческого кино, просто в нем должна быть заложена национальная идея. Вот и все. Как, например, у тех же американцев.

Госзаказ в нашей стране неизбежен. Он есть и у наших соседей по СНГ, на пространстве бывшего СССР, а раз он существует, то необходимо сделать его максимально полезным для общества. В ситуации, когда в стране уже сформировалось коммерческое кино, развивается и приносит деньги, такая вещь как госзаказ становится даже выгодной для зрителя. Он может получить фильмы высокохудожественные и державные. При одном условии – коммерческое кино и госзаказ нельзя смешивать, что пытались сделать бывшая директор киноцентра Сарсенова и нынешняя министр культуры Раимкулова. Таким образом можно уничтожить только-только сформировавшееся коммерческое кино. Вывод – коммерческое кино должно идти своим путём, а госзаказ своим. Госзаказ должен быть направлен на формирование не столько идеологии, сколько на формирование собственной культуры, фундаментальных общечеловеческих моральных ценностей и национальной идентичности, основанных не только на примерах казахской истории, но и на создании образа современного героя нового независимого и свободного казахстанского общества, которое имеет мечту и идёт к ней.

Мы обрели независимость сравнительно недавно, но еще не закрепили ее. Нам нужно уйти от наследия Казахской ССР, страны, которая была в составе другой страны. Независимость – это не только границы. Есть независимость территориальная, экономическая, политическая, но есть и культурная. Мы только стоим в начале культурной независимости. Только-только отходим от российских фильмов и сериалов, от их ток-шоу и концертов, публицистических и документальных фильмов и с нетерпением ждем свои отечественные фильмы и сериалы.

Однако, оторвавшись от одной культуры, как бы нам не попасть под влияние другой – турецкой. А такая тенденция существует. Турецкий мир сейчас имеет уклон в исламский мир, а мы государство светское, не будем забывать об этом. И сейчас такими нас знает весь мир. Мы должны сформировать собственную культуру, которая базируется на истории великой степи и теперь семимильными шагами идет по пути интеграции в цивилизованный мир. Пандемия показала, что каким бы единым не был современный мир, каждая страна должна иметь внутри себя мощный национальный костяк, формирующий индивидуальную дисциплину общества и порядок жизни, необходимый для выживания.

Казахстан должен обрести полноценную культурную независимость. А для этого на данном этапе жизни страны нужен госзаказ. Нынешний министр культуры мешает всем этим вещам. Скандалы, которые сотрясают киноиндустрию уже не первый год, вкупе с пандемией фактически заморозили львиную долю кинопроектов, лишив огромное количество людей заработка и любимого дела. Такой человек, как Актоты Раимкулова, не может быть нашим министром культуры. На недавно прошедшем расширенном заседании правления Союза кинематографистов Казахстана мы уже озвучили это, и члены Союза нас поддержали единогласно.

Абай Карпыков – кинорежиссер, действительный член Международной академии телевидения и радио, член Союза кинематографистов Казахстана.

Сатыбалды Нарымбетов – кинорежиссер, Заслуженный деятель Республики Казахстан, лауреат государственной премии, член Союза кинематографистов Казахстана

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн