Суббота , 19 апреля 2025

«НОВОЕ ОБВИНЕНИЕ» С ПОДАЧИ ЭКСПЕРТА…

  • На суде по делу лидера Демпартии Жанболата Мамая началось с ходатайств защиты. Точнее – с их отклонения.

В суде №2 Бостандыкского района города Алматы под председательством судьи Елена Кван продолжается рассмотрение уголовное дело в отношении Жанболата Мамай. Как уже известно, 26 января 2023 года составлен новый обвинительный акт. По данному акту Жанболату вменяются уголовные правонарушения по ст.ст.378 ч.2, 274 ч.2 п.3, 272 ч.1 УК РК.

 Адвокат Ернар Кенжебаев – защитник Жанболата Мамай на судебном процессе отмечал, что при составлении нового обвинительного акта допущены некоторые технические ошибки, которые были отмечены в его ходатайстве на имя судьи.

Мы предоставляем вашему вниманию главное из ходатайства защитника Жанболата Мамая. Адвокат подал в суд три прошения. Первое – о нарушении прав Жанболата Мамай.

По мнению адвоката обвиняемого, измененное обвинение в отношении Жанболата Мамая и соответственно составленный новый обвинительный акт нарушает право обвиняемого на защиту, и акт имеет определенные несоответствия требованиям действующего законодательства Республики Казахстан.

Государственный обвинитель, ссылаясь на ч.5 ст.340 УПК (далее по тексту – УПК РК) ходатайствовал о предоставлении времени для составления нового обвинительного акта.

Вместе с тем, п.1-2 ст.340 УПК РК гласят следующее: «Главное судебное разбирательство проводится только в отношении подсудимого и в пределах того обвинения, по которому он предан суду, за исключением случая, предусмотренного частью второй настоящей статьи.

Изменение обвинения допускается при условии, если этим не нарушается право обвиняемого на защиту».

Выдержки из ходатайства Ернара Кенжебаева – адвоката Жанболата Мамай:

Обращая внимание суда на то, что государственный обвинитель ссылаясь на ч.5 ст.340 Уголовно-Процессуального кодекса Республики Казахстан ходатайствовал о предоставлении времени для составления нового обвинительного акта. И на то, что такое право у прокурора предусмотрено ч.6 ст.321, ч.6 ст.337, ч.2,5 ст.340, ч.2 ст.364 УПК РК, он напоминает, что пункт 1 ст.14 Конституции указывает следующее: «все равны перед законом и судом». И на то, что эти положения Основного Закона дополнительно оговорены и в уголовно-процессуальном кодексе РК.

К ним относятся ч.1 ст.23, ч.2 ст.10, УПК РК, которые устанавливают, что уголовное судопроизводство осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон обвинения и защиты. Суды не вправе применять законы и иные нормативные правовые акты, ущемляющие закрепленные Конституцией РК права и свободы человека и гражданина. Также, пункт 1 ст.14 Международного пакта «О гражданских и политических правах» от 1966 года указывает, что все лица равны перед судами и трибуналами. Данный международный договор ратифицирован Казахстаном.

В своем третьем ходатайстве Ернар Кенжебаев просит судебный процесс перенести на офлайн режим, которое дает возможность общественности участвовать в данном судебном процессе. Но судья, не желая привлекать внимания общества, до сих пор проводит судебные заседания в онлайн режиме, что препятствует участию в заседаниях общественных деятелей, представителей международных организации и дипломатов.

На основании выше изложенного, защитник Жанболата Мамай, адвокат коллегии адвокатов г. Астана Е. Кенжебаев просит суд приостановить производство по делу и обратиться в Конституционный Суд (КС) с представлением о признании как противоречащим Конституции. И в случае вынесения решения КС о признании вышеназванных положений уголовно-процессуального кодекса РК как неконституционными, в том числе ущемляющими закрепленные Конституцией РК права и свободы человека и гражданина, признать новый обвинительный акт от 26 января 2023 года как незаконным процессуальным документом.

Также судья Елена Кван отклонила просьбу адвокатов о вызове в суд тех свидетелей, которые ранее участвовали в процессе в качестве наблюдателей. Аргументы о том, что защита не могла знать, что обвинение будет изменено, на суд не подействовало. Председательствующая при этом отметила, что эти свидетели могут быть вызваны судом следующей инстанции. С одной стороны, она переложила проблему на другие плечи, а с другой – предвосхитила события, намекнув на то, что приговор будет обвинительный, и его нужно будет обжаловать.

Позже состоялся допрос, которого ждали с декабря прошлого года – показания по своему экспертному заключению давала специалист-политолог Роза Акбарова (на фото – запомните это лицо). Если говорить коротко, то госпожа Акбарова не дала ни одного конкретного ответа на конкретные вопросы защиты.

Вот, как прокомментировала эту ситуацию нашему корреспонденту адвокат Жанара Балгабаева: «Согласно выводам госпожи Акбаровой, Жанболат пропагандировал деструктивные установки гражданского и политического поведения, которые способствовали росту протестного активизма. Однако, она так и не смогла пояснить, что такое «деструктивные установки», что она имела в виду под «ростом протестного активизма» и так далее».

Не получив общего ответа, Балгабаева решила спрашивать точечно – по каждому из 29 пунктов «заключения специалиста», пытаясь узнать, способствовала ли данная конкретная фраза Мамая «росту протестного активизма» или же несла в себе «деструктивные установки». Но ответов не последовало – только какие-то общие фразы.

Тем времене, международная правозащитная организация

Human rights watch (HRW) вновь призывает снять обвинения с Жанболат Мамай (печатается в сокращенном варианте, текст Гугл-перевод с английского).

В то время как Казахстан готовится к парламентским выборам этой весной, Алматинская городская прокуратура 26 января предъявила лидеру оппозиции незарегистрированной Демократической партии Жанболату Мамаю обвинение в «организации массовых беспорядков» за его предполагаемую роль в январских протестах 2022 года в Алматы. Обвинение предусматривает максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до 10 лет.

Как ни странно, это «новое» обвинение выдвигается всего через два месяца после того, как прокуратура сняла идентичное обвинение, переквалифицировав его предполагаемые действия на «нарушение порядка организации и проведения мирных собраний». Мамай был помещен под домашний арест, проведя в предварительном заключении немногим более восьми месяцев. Мамаю также предъявлены менее строгие обвинения в «оскорблении сотрудников правоохранительных органов» и «распространении ложной информации».

В новом обвинительном заключении на 59 страницах утверждается, что Мамай решил «организовать массовые беспорядки, сопровождавшиеся насилием, погромами, поджогами, разрушениями, порчей имущества, применением огнестрельного оружия, а также вооруженным сопротивлением властям». В результате январских событий 2022 года в Казахстане погибло не менее 238 человек, большинство из них в Алматы. Власти не смогли обеспечить привлечение к ответственности сотен погибших или заявивших о жестоком обращении и пытках после насилия.

В обвинительном акте отсутствуют какие-либо доказательства того, что Мамай совершил инкриминируемое преступление.

Прокурор утверждает, что с целью организации массовых беспорядков Мамай разместил в Facebook видеоролики с призывом к алматинцам присоединиться к мирной акции протеста 4 января. Якобы он дезинформировал толпу, заявив, что в городе Жанаозен собрались десятки тысяч человек, и что он действовал на волнении людей, призывая к справедливому правительству, честным выборам, политической реформе, роспуску парламента и регистрации политических партий в Казахстане.

По заказу прокуратуры экспертизы пришли к выводу, что Мамай «способствовал деструктивным установкам гражданского и политического поведения» и «способствовал росту протестной активности 3-4 января 2022 года».

Однако в обвинительном заключении не говорится, что Мамай совершал какие-либо насильственные действия или призывал к насилию, поскольку нет никаких доказательств того, что он это делал.

Призыв к политическим реформам не является преступлением, но запереть Мамая на 10 лет, безусловно, было бы преступлением.

Публикацию подготовила

Айсулу ОСПАН,

«D»

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн