Новый взгляд на государственные символы Республики Казахстан через призму научных открытий

Конституционным Законом Республики Казахстан «О государственных символах Республики Казахстан» от 4 июня 2007 года, утверждены государственные Флаг, Герб и Гимн Казахстана, принятые в 1992 году. В стране ежегодно 4 июня отмечается день государственных символов Казахстана, в 2022 году им исполнилось 30-ть лет.

Как и порох, тканевые флаги начали распространяться из древнего Китая и первоначально использовались остальными странами в военных целях. Они изготавливались из недавно изобретенного щелка и имели различные конфигурации, цвета и размеры. В древности армейские подразделения противников обозначались каждый своим флагом – это было удобно для определения своих и чужих, а также управления маневрами при ведении боевых действий. Свой более современный вид они приобрели уже в средневековье благодаря знатным феодалам и мелким правителям, которые размещали герба и цвета своего рода на тканях различной формы. В русском языке свое нынешнее название флаг получил от голландского слова «flag», схоже он звучит на многих современных языках. В настоящее время централизованные знания о флагах государств мира координирует Международная федерация вексилоллогических ассоциаций, созданная 3 сентября 1967 года в швейцарском Рюшликоне. 

Государственные гербы в своем современном значении стали входить в обиход в середине ХХ века как опознавательные знаки государств. Их первое использование зафиксировано в раннем средневековье в Англии и Франции также в военной среде. Гербы использовали рыцари как личный опознавательный знак для выделения из войсковой массы в своих крестовых походах. Впоследствии они получили распространение во многих сферах жизни: торговле; культуре и других направлениях. Не во всех странах имеются государственные гербы: в Италии и Франции государственные эмблемы; в Соединенных Штатах Америки «большая государственная печать США».

Первые упоминания государственных гимнов начинается с японского гимна «Кимигае», вышедшего в свет в 8-х веках нашей эры. Свое распространение это явление получило в Европе и далее по всему миру.

Историческое становление государственных символов сопровождает формирование государства, как организованную структуру общества. В настоящее время они идентифицируют современные страны, являются их визитными карточками. По узнаваемости государственных символов делают выводы о роли и месте государства в мировом сообществе. Весь мир знает флаги Японии, Соединенных Штатов Америки, Германии, но не каждый определит флаг африканской Республики Ботсвана.

Символы государства выражают волю народа и являются священными, поэтому охраняются законом. Надругательство над государственными символами Республики Казахстан в соответствии со статьей 327 Уголовного Кодекса Республики Казахстан предусматривает уголовную ответственность. В случае совершения этих деяний, на виновного будет наложено наказание от штрафа в три тысячи расчетных показателей до лишения свободы на два года.

В соответствии со статьей 458 Кодекса об административных правонарушениях, за незаконное использование Флага, Герба и их изображений, а также Гимна будет наложен штраф. Также последует наказание, если эти символы не были использованы, когда их использование обязательно. Случаи обязательного использования государственных символов перечислены и подробно описаны в соответствующих законах и правилах.

 Тем не менее, не будет нарушением вывешивание флага на своем частном доме, в собственном дворе или балконе многоэтажного дома, использование его изображения на одежде и других предметах. При этом следует бережно относится к флагу, обеспечить его сохранность. Использование герба в быту по сравнению с флагом более ограничено: его нельзя размещать в частных домах, на транспортных средствах негосударственных организаций. Исполнение гимна четко регламентировано законодательством Республики Казахстан, однако никто не привлечет гражданина к ответственности, если он будет петь его у себя дома. В любом случае необходимо знать основные моменты законодательства об использовании государственных символов, чтобы не допускать непредвиденных ситуаций.

Нашим государственным символам в этом году исполнилось 30-ть полных лет, можно сказать, они прошли проверку временем, на нем выросло первое поколение казахстанцев, которым также 30-ть лет. Они с рождения видели символы своей независимой страны, выросли вместе с ними и для них не существует других флага, герба и гимна. Из программы средней школы им известно, что автором флага является заслуженный деятель искусств Шакен Ниязбеков, герб создали известные казахстанские архитекторы Жандарбек Малибеков и Шот-Аман Валиханов, а гимн написан на музыку народного композитора Шамши Калдаякова и слова Жумекена Нажимеденова.   

Во время принятия государственных символов было заявлено о том, что они символизируют свободу, равенство и открытость. В течение тридцати лет независимости Казахстан строго придерживался заявленных идей и сформировал многовекторную политику, направленную на мирное сосуществование со всеми соседями и мировым сообществом. Тем самым устойчиво придерживался заявленных мировому сообществу позиций.

Происходящие в стране политическая перезагрузка и возрождение национального самосознания, на фоне полученного опыта независимости, дают возможность по-новому смотреть на собственные государственные символы.

По мнению казахстанского ученого, доктора исторических наук Бауыржана Байтанаева, использованные в гербе символы берут начало с древних петроглифов, которым более 4-х тысяч лет. Наиболее ярко они выражены на наскальных рисунках хребта Каратау в Южно-Казахстанской области. Анализ и систематизация результатов последних раскопок и более ранних открытий дает основание делать выводы об ограниченности знаний сегодняшней науки о современных казахах и их символах.

Идет формирование современного взгляда казахстанского общества через призму научных открытий и скрытых волей исторических обстоятельств знаний о себе. Став частью мирового научного сообщества наши ученые получили доступ к ранее скрытым историческим фактам, активизировали раскопки древних захоронений на территории Казахстана, стали более смело и независимо высказывать научные точки зрения. Результатом последних исследований стали выводы о том, что казахи являются потомками цивилизаций, проживавших на территории современного Казахстана четыре, восемь и десять тысяч лет назад. Теперь мы уверенно заявляем, что современные казахи наследники тысячелетнего достояния кочевой цивилизации, потомки Гуннов, Номадов, и Саков, держатели колыбели тюркских народов. 

Поэтому нынешний взгляд на наши государственные символы будет более глубоким, с пониманием полученного наследия предков и обязанности сохранить и передать полученные знания потомкам. С этого ракурса будет интересна художественная трактовка отдельных символов, использованных в гербе и флаге Казахстана. Этот взгляд не претендует на официальное разъяснение символов и является лишь частным взглядом, направленным на патриотический поиск следов знаний древних кочевников.

Следует понимать, что символика имеет затаенный смысл, который надо уметь читать. Для чтения любого зашифрованного текста нужен дешифратор. В этом случае кодом доступа являются научные знания и гены, в которых заложены знания предков. Гены начинают работать на родной земле, через свой язык и культуру. Не претендуя на наличие всех этих параметров, попробуем рассмотреть крылатого тулпара, изображение которого присутствует на гербе. Наука не имеет доказательств реального существования подобных животных, поэтому оно относится к категории мифических. Схожие элементы существа изображены на древних наскальных рисунках, вероятно предки хотели передать эмоции и надежды, направленные на свободу и развитие. Ведь в понимании кочевника, конь – первый транспорт человека, давший свободу перемещений для расширения коммуникаций и развития вместе с окружающим миром. Кочевник привык к широким просторам и смене обстановки, ему тесно в стенах и скованно на одном месте. Поэтому крылья выносят его за рамки быта, напоминают о бренности материального и не дают утратить связь с сакральным. Наличие рога на голове тулпара придает ему схожесть с единорогом, однако в понимании кочевников, рог – символ силы и защиты. В комплексе получается образ крылатого коня, который не имеет границ в своем полете и наделен способностью защищать.  

Чтением элементов одного символа не раскрыть всего замысла, поэтому общая картина, выраженная в тулпаре на фоне шанырака приводит к мысли о защите древним символом предков очага потомков. Шанырак – это каждый дом и семья, основа общества и государства. Жерди или уык, на которых держится шанырак, образуют лучи солнца, что указывает на существовании нашего дома под солнцем мирового сообщества, в мире и понимании со всем человечеством. Венчает всю картину пятиконечная звезда, в общем понимании всех народов, символ свободы и независимости. Элементы флага созвучны символам герба и также провозглашают принципы равноправия, справедливости и стабильности.

Казахстанец, живущий в этой стране, независимо от национальности, вероисповедания и других различий, является частью Казахстана, поэтому каждый гражданин этой страны овеян замыслом этих символов. Это помимо прав, налагает обязательства по защите государственных символов и бережному отношению к ним со стороны всех граждан Республики Казахстан.    

                                                                                                                                                Сырым Дат

Республиканский еженедельник онлайн