Итак, в Казахстане новое-старое правительство. Выскажу несколько соображений по этому поводу.
Во-первых, уход одних и приход почти тех же изрядно затасканных лиц не вызывает (как это положено в цивилизованных странах) никакого ажиотажа или хотя бы искренней заинтересованности у общества: все как-то буднично и предсказуемо. И тому есть свое политическое объяснение: в наших суровых реалиях правительство не отдельная конституционная ветвь власти, а всего лишь отдел в составе администрации президента, оно не самостоятельно в принятии решений, все нити правления («правительство» от слова «править») в руках другого человека. Именно он, президент, решает, какие программы принимать, а какие нет, куда выделять бюджетные средства, а куда – нет. И даже кому быть замом премьера или министром – все решает один человек. И потому периодические перестановки в правительстве никоим образом не могут кардинально изменить ситуацию, ибо неизменным остается один и тот же человек (он же сугубо казахстанский институт) – елбасы, то есть первый президент.
В этом смысле можно смело говорить о стагнации и кризисе модели суперпрезидентской власти: она давно изжила себя – и морально, и политически. И такие маневры, как отставка очередного правительства, только продлевают агонию режима личной власти, у елбасы, как института, уже нет того запаса прочности и доверия со стороны сограждан, который был, например, в начале его президентской карьеры.
Во-вторых, имеет все основания версия о том, что президент почувствовал растущую социальную напряженность в обществе, недовольство других слоев населения положением дел в других сферах (того же закошмаренного донельзя малого и среднего бизнеса) и решил таким образом снять эту самую напряженность, отправив в отставку очередное правительство.
Но все мы понимаем, что общество на такой политической мякине не проведешь и средневековый тезис «о хорошем падишахе и плохих визирях» в Казахстане XXI века уже не прокатит!
К тому же те же пожарные методы в виде резкого увеличения финансовой помощи многодетным семьям однозначно недостаточны, ибо за 27 лет независимости социальная сфера настолько запущена, что здесь нужны совсем другие меры, вплоть до изменения приоритетов самой государственной политики (мы об этом писали чуть ранее в нашей газете).
А это значит, что новому правительству суждено расчищать авгиевы конюшни, где давно не проводили генеральную уборку! Сможет ли новый-старый состав справиться с такой нелегкой задачей? У меня лично очень большие сомнения. И тому есть свои причины.
Среди них – законодательная, финансовая, организаторская и… диалоговая.
Нужно менять законы, регулирующие социальную сферу. Нужно правильно распорядиться деньгами бюджета и Нацфонда. Нужны новые кадры, которые могли бы не только критически оценить ситуацию, но и фактически возродить социальную политику государства. И, конечно, нужно министры, акимы и другие чиновники, которые могли бы пойти в народ, в самую его гущу, и «не вести разъяснительную работу», как это понимают наши бюрократы, а объясняться с собственными гражданами нормальным, человеческим языком. Сойти с высоких трибун, не ограждать себя полицейской охраной, спуститься на грешную землю! И наверняка, именно поэтому президент призвал на социальный фронт своего давнего соратника Бердибека Сапарбаева, который когда-то, в середине 90-х соответствовал вышеназванным критериям: знаю это не понаслышке, ибо работали в одном аппарате правительства.
Но сейчас условия и требования абсолютно другие. Главное, чтобы не только профильный министр, но и все другие члены правительства, начиная с премьера, понимали новые реалии и принимали непосредственное участие в реализации новой (как это требует время) социальной доктрины государства.
А для начала надо бы ее основные параметры обсудить с самим народом, которому виднее с чего надо начинать! Пока мы такого широкого, эффективного, главное, заинтересованного и взаимополезного обсуждения не видим. Все проходит по старой, накатанной схеме: президент единолично предлагает что-то свое, не всегда адекватное реалиям, и вся вертикаль власти, как в армии, берет под козырек и мужественно старается претворять эти идеи в жизнь!
Третий аспект связан с политикой, точнее, с подготовкой к транзиту власти. Я, как и многие другие коллеги, остаюсь при своем мнении, что елбасы при жизни никому власть не передаст. Но, как и все мы, ходящий под Богом простой смертный, он понимает, что надо быть готовым к любым неожиданностям. И посему уже сейчас будет (пусть и подспудно и не особо афишируя) готовить ветви власти и их глав к предстоящему периоду, в том числе и отбирая потенциальных участников. В этой связи любые из конституционных должностей – президента, спикеров палат парламента, главы правительства и, позволю себе добавить первого зама президента в «Нур Отане» – приобретают новое, соответствующее ожиданиям общества и самого елбасы значение и вес. В любом случае всем им суждено принимать конституционное участие в легимитизации «преемника». Посему новый премьер, хочет он сам того или нет, становится однозначно политической фигурой. Что, естественно, будет впредь отражаться на его поведении и действиях.
Думаю, что теперь могут активизироваться его недруги, ибо они будут видеть в нем потенциального преемника или участника тандема, трио или квартета. Он становится для них опасным конкурентом, потому что заручился (пусть и на время) формальной политической поддержкой елбасы.
Хотя, по большому счету, все правительства Казахстана (а премьеры – в первую очередь) обречены, ибо именно они (а не спикеры палат парламента) в любой момент (все зависит от ситуации в стране и настроения елбасы) могут стать козлами отпущения, на них будут вешать всех собак. И вступая на должность, все они это понимают. В этом смысле новое правительство не может быть исключением.
В этой связи нас ожидает качественно новый виток обострения отношений между ветвями власти и «конституционными должностными лицами». Ведь на кон поставлено все! И каждый из них является соперником другого в великой байге за высший пост в стране. Учитывая, что за каждым из них стоит тот или иной клан со всеми ресурсами и влиянием (в том числе и на самого елбасы), нам всем следует запасаться попкорном. Главное, чтобы, воюя друг с другом, они не способствовали развалу страны, расшатыванию ее устоев, в том числе и через апеллирование к внешним игрокам, ибо ради вожделенного приза они могут пойти на все, включая и провокации или даже «новый Жанаозен»!
Амиржан КОСАНОВ,
специально для «D»