Для меня мой папа Назарбек Байназаров – прекрасный человек, очень человечный и один из самых мудрых своего поколения. Такое мнение о нем не плод слепой сыновней любви, но объективная характеристика, базирующаяся на множестве фактов из его жизни. И чтобы моего отца помнили, хотя бы прямые потомки, таким, каким его знал и кем он был на самом деле, потихоньку собираю материалы и пишу, жаль, урывками, книгу о нем. Вниманию читателей предлагаю маленький отрывок из еще не завершенных «Воспоминаний об отце».
Наша беседа о Желтоқсане и желтоқсановцах
Описываемый разговор с отцом – не единственый о декабрьских событиях 1986 года, их причинах и последствиях – произошел, если мне не изменяет память, в 1996-м.
Те, кому за 40, вспомнят, что в то время страну накрыл ужасающий социально-экономический кризис. Тогда миллионы казахстанцев оказались без работы, еле сводили концы с концами и, по правде говоря, выживали впроголодь, а многие просто голодали. Один, зато показательный факт о том периоде: в середине того десятилетия – с 1995-го по 1997-й – ежегодно сводили счёты с жизнью самоубийством порядка пяти тысяч только пенсионеров, не выдерживающих такое нечеловеческое существование.
Возмущенный тем, что тогда творилось, как-то в сердцах сказал отцу: «Не ради такой независимости погибали и шли в тюрьмы желтоқсановцы!».
Ответ был такой: «Лозунгов, призывающих к независимости Казахстана, не было ни на плакатах, ни в выступлениях митингующих. А были призывы следовать принципам ленинской национальной политики, уважать и прислушиваться к казахстанцам. Заметь, демонстранты говорили о всех казахстанцах, а не только о казахах. И предлагались, выкрикивались фамилии партийных и советских работников, более достойных, чем Колбин, быть первым секретарем ЦК КПК (Коммунистической партии Казахстана). Притом не одни казахские, но и славянские, из тех, кто родился либо долго прожил в республике, а потому знает не понаслышке чаяния казахстанского народа.
Так что желтоқсановцы в те дни не боролись за независимость нашей Родины. Не надо приписывать им задним числом то, чего они не совершали. Но желтоқсановцы совершили БОЛЬШЕЕ! Они защитили честь казахской нации, показав всем, что нельзя походя помыкать нами и наплевать на достоинство всего казахского этноса! И тем самым спасли будущее нашей нации!
У этносов есть честь, как и у людей. Только у наций и народов она коллективная, а у человека – индивидуальная. Так вот, если человек, потерявший честь, теряет лишь уважение окружающих, то нация, лишившаяся чести, лишается будущего. Ибо только этнос или народ, способный породить патриотов, встающих на его защиту либо его чести, когда власти страны или другое, более сильное государство проявляет открытое и наглое неуважение ко всей нации либо ко всему народу, может выстоять во всех невзгодах, какими бы тяжкими они ни были.
А вот этносы и народы, на защиту чести которых никто не встает, когда ими помыкают, уже не имеют внутренней стойкости противостоять даже самым малым трудностям, поскольку они уже не рожают истинных, то есть мужественных патриотов и в них не осталось достаточное число людей, по-настоящему любящих свою нацию, свой народ. Поэтому раньше или позже, но неизбежно исчезают с исторической арены.
Желтоқсановцы в те стыло-морозные дни декабря 86-го защитили честь казахской нации! А значит, и будущее нашего, тогда еще не образованного государства!
Что же касается нынешнего тяжелого периода, то, как написано в Коране, трудно первые сто лет и, как показывает История и указано в Библии, труднее всего в первые тридцать лет.
Ваше поколение достойно прошло испытание Желтоқсаном. Поэтому надеюсь, что сможете перенести и перемолоть самые тяжелые незгоды. Да, в основном рукотворные из-за абсолютной неготовности власть предержащих к полной самостоятельности, а также алчности и продажности Нурсултана Назарбаева и его близкого окружения, но и во многом неизбежные в ходе становления нашей суверенной государственности».
Полагаю, умные люди, а только они способны быть последовательными патриотами, ибо глупые и наивные обычно становятся орудиями в руках лжепатриотов, согласятся с этим мудрым, исторически абсолютно верным и фактологически точным мнением моего отца. И да, мой папа уже тогда ясно понимал сущность первого президента Казахстана.
Серік НАЗАРБЕКҰЛЫ