Накануне учредительного съезда Демократической партии Казахстана со всех уголков страны поступает информация о различных кознях и провокациях местных властей в отношении делегатов. Вплоть до поджогов и заведения уголовных дел. Однако оргкомитет во что бы то ни стало намерен провести съезд, а все попытки сорвать его лишь заставили поверить, что демократические силы идут в правильном направлении, а крах режима неизбежен.
В ночь на минувший понедельник был сожжен автомобиль жанаозенского активиста Муратбая Жумагазиева. Это стало поводом, а точнее – последней каплей терпения для проведения экстренной пресс-конференции, которую в Алматы провели Толеген Жукеев и Жанболат Мамай. Члены оргкомитета Демпартии лишний раз получили подтверждение, что действуют в правильном направлении и заявили, что не будут с него сворачивать в любом случае.
На момент проведения пресс-конференции география препон, устраиваемых местными властями по отношению к делегатам учредительного съезда была самая широкая – от Уральска до Семея, от Костаная до Алматы. Людей запугивали, устраивали провокации, снимали с поездов под разными предлогами, вызывали в отделы внутренней политики или полицию. В ЗКО сразу против нескольких местных активистов заведены уголовные дела, в их числе Исатай Утепов и Айболат Букенов. Там же, в Уральске, по надуманным основаниям получил 5 суток административного ареста Максат Айсауов. Такая же ситуация в Кызылорде, Атырау, Актобе и других городах. К слову, жертва провокации в Жанаозене Жумагазиев известен и тем, что в конце января он направился в Астану и передал в администрацию президента письмо с требованием нового расследования кровавого расстрела жанаозенцев 16 декабря 2011 года.
Вообще, спикеры пресс-конференции, отвечая на вопрос корреспондента «ДАТа» об особенностях действий властей в тех или иных регионах, отметили, что в каждой области акиматы и полиция действуют по-своему, в том числе, в зависимости от решительности граждан. Поэтому в Жанаозене, где жители уже не первый год прямо, планомерно и решительно отстаивают свои права, режим был вынужден использовать такой жесткий «месседж», как поджог автомашины одного из наиболее активных граждан.
Вместе с тем, в Демпартии уверены, что это не инициативы местных властей – все приказания идут сверху, из Астаны. Жанболат Мамай сказал по этому поводу:
- – Если это не остановится, если будут продолжаться провокации, то мы лишний раз убедимся, что это происходит по прямому указанию Назарбаева, во-первых, и, во-вторых, с одобрения Токаева, так как он имеет непосредственное отношение к местным властям и руководит ими.
Спикеры не тешат себя надеждами, что провокации вдруг прекратятся. Более того, Жанболат поделился информацией, что во многих областях власти готовят своих «делегатов». Это группы по 40–60 человек от каждого региона, которые должны прибыть в Алматы, проникнуть на съезд (возможно, с использованием силы или разного рода провокаций) и сорвать его работу тем или иным способом. Кроме этого, как известно, на 22 февраля примерно в том же районе Мухтар Аблязов созвал митинг. Понятно, что «активистов» туда придет небольшая горстка, зато полиции и сотрудников КНБ будет в избытке, и у правоохранительных органов будет формальное основание останавливать и не пропускать людей, в первую очередь делегатов съезда.
Однако и к этому оргкомитет создаваемой партии готов. При этом о прошедших и готовящихся провокациях знают не только в Демпартии, но и иностранные наблюдатели и представители иностранных дипмиссий, которые также приглашены на съезд. А что касается препон со стороны властей, то они оргкомитет не остановят. Ведь он основывается на настроениях граждан, которые как никогда, мягко говоря, недовольны режимом, а если откровенно – уровень недоверия к власти возрос до максимума, точки кипения.
Толеген Жукеев отметил, что подобные настроения существуют и среди представителей власти, но они продолжают участвовать в тех же провокациях, и это им не забудется:
– Понятно, что команда идет с самого верху. Но всем им, начиная сверху и заканчивая рядовым следователем, придется отвечать! Я раньше не прибегал к таким выражениям, но сейчас вынужден сказать. Потому что с людьми обходятся самым жестоким образом – ведь возбуждают уголовные дела! А если бы в подожженной машине кто-то сидел, или она взорвалась и были бы человеческие жертвы? Ни с чем они не собираются считаться! Низовые чиновники думают, что есть историческая ответственность Назарбаева и все свалится на него, а нам удастся убежать и избежать ответа. Пусть не живут в мире таких иллюзий – поименно всех найдем, и они все будут отвечать…
Толеген Тлекович также заявил, что пока у власти есть возможность в добровольной форме передать власть демократическим силам, потенциал которых растет прямо пропорционально падению имиджа режима. «Все это долго не продержится – максимум год, а если нам помешают сейчас, то будем предпринимать другие меры, вплоть до гражданского неповиновения. Но наша задача – удержать все в рамках закона, чтобы переход власти от нынешнего режима к демократическим силам прошел без кровопролития», – заключил он.
Беспредел без купюр
- Сегодня (16.02.2020 г.) из Атырау около 20 делегатов должны были выезжать в Алматы для участия в съезде Демократической партии. Утром оперуполномоченные департамента полиции Атырау доставили Дарью Ульжагалиеву, Рустема Кажимова и меня к следователю. Ещё несколько человек не пустили на поезд. За двоих посторонний человек сдал в кассу билеты, проводники, которые заранее знали про это, не пустили их в поезд. Ещё с несколькими отсутствует связь, возможно, также задержаны. Также меня ночью задерживали, обыскали машину, искали кого-то по имени Алибек. Не найдя, отпустили. Вчера активисту и делегату съезда Кожантаеву Касыму (на фото вместе с Талгатом Аяном) дали 5 суток ареста за неуплату кредита. Также в департаменте полиции на допросе находится Мусин Жарас. На станции Макат полиция сняла с поезда Ешимову Алтынгуль, также делегата съезда. Только что участковый инспектор и два опера забрали правозащитницу Асель Нургазиеву для принудительной доставки к судебному исполнителю. Предполагаю, что ее тоже привлекут к адмответственности.
Талгат АЯН
Власть Назарбаев состряпал «ЗАКОН О РЕЗЕРВАЦИЯХ»
- Новый митинговый закон может быть на порядок хуже существующего и его можно назвать «О резервациях для несогласных». Такова лишь краткая реакция гражданских активистов и общественных деятелей на законопроект о порядке организации и проведения мирных собраний. Правозащитники и рядовые граждане это так оставлять не собираются и уже предпринимают конкретные шаги, чтобы предотвратить то, что может привести к печальным последствиям.
Простое перечисление норм нового законопроекта и краткие комментарии к ним могут занять не одну газетную полосу, поэтому ограничимся лишь некоторыми статьями и пунктами, о которых было сказано на пресс-конференции в Бюро по правам человека в начале этой недели.
Например, срок на подачу заявки на митинг увеличился с 10 до 15 суток, но при этом значительно расширился список необходимых документов. Также были введены существенные ограничения для организаторов мирных собраний, вплоть до того, что им не может теперь быть гражданин, ранее привлекавшийся к административному взысканию (штрафу или аресту) за несанкционированные митинги. А это, между прочим, добрая половина гражданских активистов, включая практически всех спикеров прошедшей пресс-конференции, включая Маржан Аспандиярову, Бахытжан Торегожину и Тогжан Кожалиеву.
Что касается «демократического прорыва» в виде введения уведомительного характера, то там тоже огромное количество подводных камней и надводных айсбергов, о которые легко может разбиться любой корабль несогласных. Коротко говоря, легче при существующем законодательстве провести несанкционированный митинг, чем при том, что нам навязывают, организовать мирное собрание уведомительного характера. В общем, есть масса причин не дать разрешения или отказать в уведомлении, но даже если дадут, то легко можно найти причину для прекращения или приостановления митинга с привлечением к ответственности организатора. Кстати, наказание тоже ужесточилось – штраф с 50 МРП поднялся до 100, а административный арест – с 15 до 20 суток. Да и, судя по всему, теперь могут привлечь к суду за любую акцию, начиная с одиночного пикета и гуляния с шариками до возложения цветов или чтение стихов.
«Новый законопроект нисколько не решает мой вопрос о праве собраться и высказаться, а загоняет меня в определенные рамки и, наоборот, провоцирует конфликт», – говорит по этому поводу известный правозащитник Евгений Жовтис, автор альтернативного проекта закона о митингах, написанного еще в 2007‑м и доработанного в прошлом году. Он отметил, что существующий закон был просто конкретизирован в запретах и существенно ужесточен, а то, что нам предлагают, можно назвать «Законом о резервациях».
Евгений Александрович говорит о конкретных мерах, которые будет предпринимать и уже предпринимает гражданское общество и его коллеги-правозащитники:
– Серьезно говорить об этом невозможно, но и смотреть без слез тоже. Но оставлять это так мы не собираемся. Будут проводиться общественные слушания, в том числе в Астане – 26 февраля. Подготовили и отправляем обращение спецдокладчику ООН о свободе мирных собраний, направляем на имена министра Абаева, министра иностранных дел Тлеуберды, омбудсмена Азимовой и председателю комиссии по правам человека письмо с просьбой передать этот законопроект на международную экспертизу. Раз они считают, что он соответствует международным стандартам, то путь международные институты прокомментируют его. Мы подготовили обращения в посольства США, Великобритании и Франции с просьбой прокомментировать ссылки авторов законопроекта на их законодательства – для того, чтобы они нам дали разъяснения. Также запросили у международных экспертов анализ законов тех восьми стран, на которые ссылаются в концепции законопроекта.
Это крайне важно не только для активистов и правозащитников, а для всех граждан Казахстана. Как отметила Маржан Аспандиярова, «если сейчас на берегу не урегулируем, то ситуация может выйти из-под контроля и могут быть очень печальные последствия». По ее мнению, закон получается репрессивный, и даже если на этапе подготовки законопроекта могут быть внесены поправки, предложенные прогрессивными силами, то их могут зарубить в парламенте, где нет демократического лобби. Кроме этого, она подчеркнула: «Надо также всем миром обратить внимание на принимаемые сейчас законы о политических партиях и о выборах. Это наши неотъемлемые права, это базовые вещи, и если мы сейчас не обратим на них внимание, завтра уже будет поздно».
Мирас НУРМУХАНБЕТОВ,
«D»