Ночью 17 февраля украинские дроны атаковали крупнейшую нефтеперекачивающую станцию КТК «Кропоткинская» в Краснодарском крае. Беспилотники были оснащены взрывчаткой и шрапнелью, удары наносились с интервалами.
В результате повреждено оборудование, станция выведена из строя, а транспортировка нефти переведена на аварийный режим. Восстановление займет до двух месяцев, что сократит экспорт казахстанской нефти на 30 %. Ущерб нефтяных компаний Казахстана оценивается в $2 млрд.
МИД Казахстана намерен обсудить инцидент с Украиной, но требование компенсации пока маловероятно. При этом атака снова подняла вопрос о зависимости Казахстана от российских маршрутов и возможном развитии альтернативного пути через Азербайджан, Грузию и Турцию.
В Казахстане в целом с пониманием отнеслись к действиям ЗСУ. Зато пророссийские блогеры уже неделю используют инцидент для критики «киевского режима» и задают каверзные вопросы сторонникам Украины. Депутат Мажилиса Ермурат Бапи публично ответил им (не акцентируя внимание на личности провокатора), подчеркнув, что украинцы защищают свою родину.
АТАКОВАН «КТК»:
в чем вина Украины?
Вопрос:
– Ермурат Сейтказыулы, здравствуйте! Хотел бы получить ваш комментарий по поводу атаки украинского БПЛА на «КТК» (Каспийский трубопроводный концорциум). Как вы оцениваете этот инцидент, который, по «оптимистичным» прогнозам, нанесет Казахстану ущерб в 300 миллиардов тенге? Должен ли Казахстан предъявить Украине финансовые претензии и иски? Ваш коллега, мажилисмен Никита Шаталов высказался резко, заявив, что Украина обязана компенсировать убытки. А какова ваша позиция?
– Здравствуйте! Это мнение господина Шаталова, он имеет право рассуждать так, как считает нужным. Однако я категорически не согласен с тем, что Казахстан должен требовать компенсации. Мы не имеем на это ни морального, ни юридического права. Уже более три года Украина находится в состоянии войны и ведет священную битву за выживание против агрессора, который вероломно вторгся на её территорию. В рамках этой войны она имеет полное право выбирать тактику и стратегию, которые сочтёт необходимыми для защиты своей страны, народа и независимости.
Тем более КТК – это инфраструктурный объект, находящийся на территории России и является ее собственностью (см. ниже скрины), а значит, он неизбежно становится частью военной инфраструктуры страны-агрессора. Удар по нему – это не атака на Казахстан, а военная необходимость. Украина не стремится нанести ущерб третьим странам, а борется за свое существование, защищает свой народ и свою государственность.
Что касается заявленных 300 миллиардов тенге убытков – да, это серьезная цифра, но я думаю, что, возможно, она взята с подачи России и с потолка. Реальный ущерб будет только в том случае, если трубопровод окажется парализованным на несколько месяцев. И даже тогда вина лежит не на Украине, а на тех, кто в свое время не обеспечил многовекторность нефтегазового экспорта Казахстана. Ставка исключительно на российское направление – стратегическая ошибка, допущенная представителями «Старого Казахстана». Надо было заранее понимать, что Россия – это страна с агрессивной внешней политикой, мечтающая о восстановлении империи в границах не только СССР, но и по условиям пакта Риббентропа-Молотова 1939 года.
– Спасибо за ответ. Как вы относитесь к тому, что США планируют снять санкции и выступают против формулировки «агрессор» в отношении России? Какова вероятность, что действующее руководство Украины будет признано террористической группировкой, узурпировавшей власть, учитывая, что выборов там не было, а Владимир Зеленский их не планирует?
– Этот вопрос пропитан российской пропагандой. США не являются «пупом земли», и даже если они тысячу раз назовут руководство Украины «террористами», реальность от этого не изменится. Мир прекрасно видит, что Украина – жертва агрессии, а не преступник.
Во-вторых, как вообще можно проводить выборы во время войны, когда часть страны находится под оккупацией? Как вы представляете себе избирательную кампанию под ракетными ударами? Какими будут границы голосования?
В-третьих, ваше утверждение о том, что «Зеленский не планирует выборы», не соответствует действительности. Я не встречал ни одного заявления президента Украины, где он бы категорически отказывался от проведения выборов.
– Спасибо. И последний вопрос: как вы относитесь к инициативе партии НПК о принятии закона об иностранном финансировании? Вы поддержите его?
– Нет, категорически не поддержу. Это нежелательная инициатива, которая только усилит протестные настроения в обществе.
Во-вторых, незачем нам копировать кремлевскую практику. У Казахстана нет необходимости в подобном законе. Если власти вдруг понадобится регулировать вопросы национальной безопасности касательно «иноагентов», это можно сделать через поправки в действующее законодательство. Но эти нормы должны быть сбалансированными и не превращаться в инструмент репрессий против НПО.
Зачем раскачивать лодку под названием «Казахстан», когда в этом нет острой необходимости? Если все-таки такой законопроект будет предложен, это станет явным сигналом того, что власть дистанцируется от идеи «Нового Казахстана». Эти инициативы нанесут удар по репутации президента Касым-Жомарта Токаева и подорвут доверие к курсу реформ.