В 2007 году в Казахстане прошли Конституционные реформы по окончательному укреплению власти Нурсултана Назарбаева. С этого момента первый и действующий президент Казахстана имеет право пожизненного президентства.
Для формальности Назарбаев будет выдвигать свою кандидатуру в президенты не ограниченное количество раз наравне с другими «кандидатами». Однако, понятно, что это всего лишь юридическая формальность, дающая возможность другим кандидатам выдвигаться в президенты, якобы подчеркивающая приверженность демократических принципов. Ведь на тот момент уже парламент, Центральная избирательная комиссия и суды находились под полным контролем Н.А.Назарбаева.
Также изменения коснулись мажилиса парламента. В законодательную ветвь власти отныне народные избранники будут «проходить» исключительно по партийным спискам. Был ликвидирован институт депутатов, избираемых по одномандатным округам, то есть отныне в парламенте не будут представлены «личности», избираемые народом.
Конституционная монополия 2007 года исключила появление независимых политиков, да и вообще каких-либо ярких персон на политической арене Казахстана. С этого года власть была окончательно монополизирована Назарбаевым и его окружением.
Через несколько лет принимается Закон о Первом президенте, гарантирующий, ему и его семье личную неприкосновенность, пожизненный иммунитет от уголовной ответственности за совершенные преступления в период президентства, банковскую тайну, сохранность имущества и оставаться лидером нации.
А в 2018 году принимается закон о Совете безопасности, где Н.Назарбаев наделяется правом пожизненного председательства в Совбезе Республики Казахстан. Чем больше принимаются законы окончательного укрепления власти Назарбаева, тем больше вероятности того, что транзит власти неизбежен в ближайшие полгода. Однако является ли это гарантией безопасности в случае народного восстания?
Нет. Но это гарантия полного контроля над всем силовым блоком страны, который в случае восстания готов силовым методом успокоить бунтующих граждан.
За восемь месяцев текущего года на властном олимпе Казахстана на самом деле произошли некие видимые и невидимые шаги, судя по которым можно предположить, что транзит власти идет полным ходом. К 2018 году были устранены все основные конкуренты для будущего президента. Последней весомой политической фигурой являлся Имангали Тасмагамбетов, проработавший на Нурсултана Назарбаева более 30 лет.
Летом 2017 года был арестован племянник И.Тасмагамбетова, управлявший нефтеперерабатывающим заводом на западе Казахстана. Его обвинили в создании организованной преступной группы, а также поддержке экстремистов.
«Казкоммерцбанк» до недавнего времени управлялся Кенесом Ракишевым, зятем Имангали Нургалиевича. Однако летом 2018 года случилось слияние «Казкома» с «Халык банком», и Кенес Ракишев покидает пост председателя правления. Таким образом, завершается процесс полной монополии в банковской системе Казахстана… Это не считая, арестов высокопоставленных сотрудников Министерства обороны, профессиональных военных, работавших под руководством И.Тасмагамбетова, когда он находился в должности министра обороны.
По приказу президента И.Тасмагамбетов был отправлен послом Казахстана в России. Говорят, Имангали Нургалиевич очень долго не мог прийти в себя после такого обращения с ним. Политическая ссылка продлится надолго, где за Имангали Нургалиевичем будут присматривать не только отечественные спецслужбы, но и ФСБ. Возможно, Кремль присматривается к Тасмагамбетову в качестве будущего лидера Казахстана, возможно, даже разработан план захвата власти в Казахстане с триумфальным возвращением последнего «комсомольца» на властный олимп.
Но живой Назарбаев власть никому не отдаст. Даже покинув пост президента, Нурсултан Назарбаев будет контролировать весь силовой блок страны, а это примерно 300 тысяч военных, полицейских, сотрудников спецслужб.
По информации, полученной из близких источников, на данный момент особо активной деятельностью Имангали Нургалиевич на своем новом посту, кроме проведения культурных мероприятий, не отличился. Сказывается психологическая травма, полученная в результате предательства его патрона Нурсултана Абишевича. Именно на это и рассчитывали авторы проекта «транзит власти». Однако не стоит упускать из виду, что Имангали Тасмагамбетов все еще пользуется известностью и лояльностью в среде казахской интеллигенции в Казахстане…
Что касается транзита власти, то он вступил в свою активную фазу с момента, когда Нурсултан Абишевич встретился с американским коллегой – президентом США Дональдом Трампом.
Американскому правительству, стало быть, всему западному демократическому сообществу был представлен будущий лидер Казахстана. Ею, по представленному сценарию госдепу США, должна стать дочь президента Дарига Назарбаева.
Через несколько дней Дарига Нурсултанова приняла участие в заседании ООН, находясь в компании своего отца-президента. На той памятной встрече между США и Казахстаном был подписан ряд документов о взаимной торговле, сотрудничестве и инвестициях на общую сумму в 7 миллиардов долларов США, а также был снят арест со счетов Национального фонда.
По мнению некоторых экспертов, Дарига Нурсултановна не подходит на роль лидера Казахстана, так как не имеет соответствующего опыта в политике, не пользуется уважением общества, а ее заявления, сделанные на встречах с общественностью, вызывают раздражение.
По мнению людей, приближенных к власти, у отца и дочери всегда были непростые взаимоотношения. Поэтому возможно, что Дарига Нурсултановна является не единственным преемником президента Назарбаева, если не является ею вовсе.
Одним из вероятных кандидатов в президенты может быть Тимур Кулибаев, который, кстати говоря, состоит в совете директоров российской «Газпромнефти». Данная нефтегазовая империя принадлежит Владимиру Путину, поэтому вхождение туда среднего зятя Назарбаева вызывает вопросы не столько к Кулибаеву, а к Путину.
Кремлю нужен стратегический союзник в лице будущего лидера Казахстана. И не один. Этим союзником российская сторона видит Тимура Кулибаева, который контролирует нефтегазовую, банковскую и бизнес среду Казахстана.
Несмотря на то, что имя Тимура Кулибаева пытались опорочить в одном из российских ток-шоу в передаче с участием российской певицы Сати Казановой, где певица призналась о бывшем романе с Тимуром Аскаровичем, резонансного эффекта данная информационная атака не получила.
Вместо этого случился обратный эффект. Тимур Аскарович сделал себе неплохой PR. Следует признать, что в казахстанском обществе семейных моралистов по типу западных блюстителей семейных ценностей оказалось ничтожное меньшинство, во-вторых, народ Казахстана настолько привык к образу жизни отечественной элиты, что воспринял данную новость за обыденность.
По данным источников, за информационной атакой стояли люди, приближенные к Акорде. Таким образом, дается предупреждение Тимуру Кулибаеву о том, что его люди могут заказать любую информационную травлю на любую политическую фигуру Казахстана.
Можно предположить, что Нурсултан Назарбаев, знакомя свою дочь с американским правительством, дал им понять, что нуждается в их поддержке во время переходного периода. А российская сторона, как показал прошедший инцидент, поддерживает Тимура Кулибаева.
Кстати говоря, в последнее время на телеканале «Атамекен», который принадлежит Т.Кулибаеву, начали появляться критические материалы в отношении деятельности казахского правительства. В команду «Атамекен» набраны молодые и амбициозные телевизионщики. Палата предпринимателей «Атамекен» тоже имеет серьезное влияние на экономику страны, которая контролирует львиную долю бизнес сектора Казахстана.
Ну и близкая дружба Тимура Аскаровича с главой Комитета национальной безопасности Каримом Масимовым и вовсе сулит победу в будущей битве за власть.
По некоторой информации, такой сценарий не устраивает Нурсултана Назарбаева. Поэтому на этот случай у Акорды припасен следующий план.
Когда Назарбаев покинет свой президентский пост, главой КНБ становится его племянник Самат Абиш, ныне заместитель председателя КНБ, а Карима Кажимкановича нейтрализуют и на время поместят под домашний арест. Таков план сотрудников СОПа или, как их сейчас называют, «Служба государственной охраны».
В свою очередь, К.Масимов, чтобы утвердиться в глазах елбасы в качестве надежного «помощника», с момента прихода на должность главы нацбезопасности ведет активную репрессивную кампанию в отношении людей, тем или иным образом имевших связи с опальным банкиром Мухтаром Аблязовым. Данная репрессивная кампания в отношении сторонников ДВК и людей, когда-то работавших с М.Аблязовым, дает возможность этому беглому банкиру заявлять в том же Европарламенте о своей политической значимости в Казахстане…
Служба государственной охраны имеет в каждом городе бронетранспортеры и танки, а также современное штурмовое и ультразвуковое оружие для защиты объектов стратегического значения. Поэтому варианты Майдана исключаются полностью.
Во время переходного периода СОП будет заниматься охраной всех государственных объектов городов и областей, защитой членов семьи президента. Негласное положение ЧС будет сохранено до утверждения преемника в должности президента РК.
Сам президент будет находиться на постоянной связи с центром оперативного реагирования в качестве председателя Совета безопасности РК.
Январский визит президента Назарбаева в Вашингтон можно охарактеризовать как согласие на защиту государственной власти Н.Назарбаева, администрацией США от внешних потрясений. Например, от РФ или Китая. Кремль не желает, чтобы Казахстан уходил под контроль США, поэтому готов предпринять все меры, вплоть до военного вторжения на север Казахстана и повторения украинского сценария. Однако в случае военного вторжения РФ столкнется с другой проблемой, это слабо защищенные 7000 км общей границы с Казахстаном. Значит, угроза проникновения на территорию РФ радикальных исламских формирований перейдет в стадию наступления.
Если участие в военных конфликтах на востоке Украины и Сирии медленно, но верно приводит Российскую государственность в положение мирового изгоя, то новая военная кампания может обернуться для Кремля и вовсе полным государственным крахом…
Транзит власти в Казахстане неминуем и должен пройти с большой осторожностью. В случае провала операции в игру могут вступить внешние игроки, что является угрозой суверенитету Казахстана. Так как в Казахстане отсутствует гражданское общество, альтернативные политические движения, способные взять власть в руки в случае часа «Х».
Источник: https://almakz.info/archives/1742
СЕМЬ ПРИЗНАКОВ
приближения транзита власти
Первый. Придание конституционного статуса Совету безопасности, согласно которому СБ становится самым главным органом власти, стоящим выше всех ветвей власти. Лидер нации, являющийся пожизненным председателем СБ, может руководить страной, не будучи президентом.
Второй. Наша система управления построена под Елбасы и может функционировать только при нем. Сегодня ситуация в стране и в мире, как никогда, требует постоянного руководства и контроля. Однако такого не происходит. Иногда на сайте Акорды сообщения о деятельности Елбасы появляются раз в неделю. Обстоятельства диктуют, чтобы кто-то постоянно находился на хозяйстве.
Третий. Заявление председателя сената в интервью телеканалу BBC о том, что Елбасы может не выставить свою кандидатуру на будущих президентских выборах. Такие заявления просто так не бывают.
Четвертый. В этом году президент посетил все регионы. Обычно такое происходит накануне президентских выборов, а они должны пройти в 2020 году. Следовательно, есть какая-то другая причина объезда территорий. Нельзя исключать, что региональным руководителям давались поручения и указания насчет алгоритма действий в случае наступления времени «Х».
Пятый. Решение отдельных сложных проблем, отсрочка которых чревата последствиями для действующей власти и страны в целом. Это ситуация в самом густонаселенном и сложном в социально-экономическом плане южном регионе. Придание отдельного статуса Шымкенту и создание Туркестанской области – это не просто увеличение финансирования области и города, это еще и представление местным элитам раздельного доступа к бюджету.
Миллиардные вливания государственных денег банкам – это и помощь, и подарки за счет государства одновременно.
Шестой. Раннее послание. Год еще не закончился и подводить какие-то итоги рановато, а президент уже обратился к народу с посланием. Вероятно, есть какие-то причины для досрочного послания.
Седьмой. Непривычное в отношениях между Астаной и Москвой. С мая не произошло ни одной отдельной встречи между Елбасы и Путиным. Даже в рамках международных саммитов не было. При этом ВВП отдельно встречался с главами государств наших соседей по региону ЦА и не раз. Многое прояснится в ноябре, когда в Петропавловске пройдет Форум приграничного сотрудничества Казахстана и России с участием двух президентов.
На основании этих признаков можно предположить, что сценарий транзита подготовлен и осталось его реализовать. По всей видимости, дело осложняется тем, что не до конца решен вопрос по второму президенту. Вполне возможно, что одни силы выступают за династийный вариант, а другие противятся этому.
Президентские выборы у нас проводятся раз в пять лет и в первое воскресенье декабря. Следовательно, очередные выборы должны состояться в декабре 2019 года, т.е. через год. Внеочередные выборы президента проводятся решением президента и в течение двух месяцев со дня назначения.
Полагаю, что дело с транзитом и выборами прояснится после ноябрьской встречи в Петропавловске, когда станет известна позиция главного союзника и партнера. Тогда и можно будет выдвигать на сцену кандидата в президенты №2 и объявлять досрочные выборы на декабрь текущего года.
Подождем, посмотрим.
Казбек БЕЙСЕБАЕВ
Выборы, похоже,
БУДУТ ЗИМОЙ
5 октября 2018 года Нурсултан Назарбаев огласил свое традиционное ежегодное президентское послание народу Казахстана. Впервые за последние годы Нурсултан Назарбаев лично зачитал текст президентского послания, более того, его выступление было показано в прямом эфире целиком и полностью – не случайность. Судя по всему, Елбасы и его администрация хотели продемонстрировать всем казахстанцам и заинтересованной иностранной аудитории, что президент вполне здоров и крепок физически, ведь иначе он не смог бы выступать с речью полтора часа, пусть и сидя за столом.
Также не случайность то, что впервые ежегодное президентское послание народу Казахстана было оглашено так рано, в начале октября. Это, в частности, означает, что Акорда готовится к чему-то, что требует подготовки и не может быть по каким-то непреодолимым причинам ускорено.
Президентское послание традиционно включает в себя обширный социальный блок, но в этот раз он оказался настолько большим, что из этого можно сделать только один вывод: Акорда хочет получить от народа что-то очень ценное для себя взамен, раз предложила ему столько манны небесной.
На основании этих наблюдений мы пришли к выводу, что Нурсултан Назарбаев решил переизбраться президентом страны досрочно – в начале 2019 года или, возможно, даже в конце 2018 года.
Другого варианта, например, что Елбасы решит уйти на запасную позицию главы Совета безопасности РК и с нее продолжать в целом руководить страной, передав кресло и полномочия главы государства другому человеку, мы не допускаем. Это категорически противоречит как политической логике существующей в Казахстане авторитарной политической системе, так и характеру самого Нурсултана Назарбаева – он никому не верит, даже самым близким людям.
Причины же, по которым Елбасы решил так поступить, очевидны. Преодолеть продолжающийся в стране социально-экономический кризис не помогли ни массированные госинвестиции в экономику и социальную сферу, ни восстановление мировых цен на углеводороды и рост странового экспорта.
К тому же и в прошлом Нурсултан Назарбаев регулярно использовал такого рода тактику. Он всегда прибегал к досрочным выборам, чтобы переизбраться, пока ситуация еще относительно терпимая, но должна была точно ухудшиться. И, если вспомнить, досрочных выборов было большинство в истории суверенного и независимого Казахстана.
Кz.expert
(медиа-проект «DAT» №38 (450) от 25 октября 2018 г.)