Понедельник , 14 апреля 2025

Оразалы Ержанов: ДЕОЛИГАРХИЗАЦИЯ экономики страны ЖДЕТ ПРОДОЛЖЕНИЯ

  • Заявление президента Касым-Жомарта Токаева о возврате незаконно выведенных из страны капиталов вселило надежду. Простые люди успели представить, как олигархи из окружения первого президента будут «обезжирены». Предвкушали, как миллиардеры станут фигурантами громких уголовных дел и будут каяться на камеры.

Но чуда не произошло. В театре всего лишь сменили вывеску, а постановки и актерская труппа осталась прежней. Именно поэтому отдельные общественные деятели сами взялись за работу по возврату украденных капиталов, которые в нынешней геополитической и экономической ситуации как воздух нужны стране. Одним из таких людей является эксзампред Национального банка, а ныне руководитель фонда «Елге қайтару» Оразалы ЕРЖАНОВ, интервью с которым представляем вниманию наших читателей.

– Оразалы Сантаевич, прежде чем начать разговор о деятельности фонда «Елге қайтару», хотелось бы узнать ваше отношение к предстоящим президентским выборам. Вы ожидаете чего-то значимого от итогов выборов?

– Полагаю, что исход выборов предрешён и уже ясно, кто станет президентом страны. А об ожиданиях сейчас говорить сложно, так как ещё не оглашена предвыборная программа главного кандидата.

– Принимая во внимание уровень оппонирующих кандидатов, согласимся с вами, что действующий президент без особого труда продлит свой мандат. Как вы думаете, после выборов начнет ли г-н Токаев реальные реформы и политическую модернизацию страны?

– Да, состав оппонентов действующего президента оставляет тягостное впечатление и навевает грусть. Если бы сейчас проходило первенство страны по боксу, то там бы участвовали лучшие боксеры Отечества, если чемпионат Казахстана по шахматам, соответственно лучшие шахматисты. Нынешний состав кандидатов в президенты отражает отношение тех, кто занимается в нашей стране политическим менеджментом, к уровню политической зрелости своего народа, либо глубину их страха за своего кандидата. Может, и то, и другое.

Пока не объявлена предвыборная программа, не хочу заниматься гаданием. Безусловно, политические реформы – вещь очень важная. Но меня также волнуют социальная и экономическая модернизации страны. Этого требуют обнищание и закредитованность населения, снижение уровня человеческого капитала, падение качества образования и медицинских услуг, высокий уровень импортозависимости экономики, существующий олигархический капитализм и многое другое.

Да, существует мнение, что пока не проведут парламентские выборы, значимых политических изменений не будет, и всё будет проводиться по лекалам назарбаевского режима. Может ли это способствовать накалу протестных настроений и вылиться повторением «январских событий»?

– Для реальных политических изменений до парламентских выборов нужны как минимум две вещи. Первое – нужно снять все барьеры и зарегистрировать все политические партии. Второе – увеличить количество депутатов от мажоритарных округов до численности депутатов от партий. Только тогда можно будет получить парламент, способный провести политические реформы и принять новую Конституцию страны.

Согласен, что у части населения уровень накала протестных настроений давно уже очень высок. Но это не обязательно приведет к повтору «январских событий». В январе была внутренняя третья сила, и возможность повтора будет зависеть от решения этой «третьей силы». Ну и ухудшающаяся социально-экономическая ситуация также может привести к неожиданным последствиям.

– Как вы видите работу властей в рамках государственной комиссии по возращению украденных капиталов, где пока не особо заметны значимые результаты? Да и возвращенные 11 млрд тенге племянником Назарбаева Кайратом Сатыбалды не такойто уж и большой результат.

– Я не уверен в том, что возврат украденных капиталов является главной задачей этой комиссии. Она называется Межведомственной комиссией по вопросам противодействия незаконной концентрации экономических ресурсов. Звучит так, как будто эта комиссия – помощница антимонопольного органа. При этом непонятно, какую концентрацию и каких ресурсов считать незаконной. Ничего не слышал о возврате незаконно выведенных активов и однозначно могу заявить об отсутствии каких-либо значимых результатов деятельности этой комиссии. Да и основанием для привлечения к уголовной ответственности Кайрата Сатыбалды послужила не деятельность комиссии, а акт ревизии внутреннего аудита АО «Казахтелеком», проведенной в 2021 году.

– Что вам известно об истории, где Кайрат Сатыбалды распродал имущество и активы железных дорог Казахстана частным компаниям?

– Мне об этом ничего неизвестно, хотя слухи ходят. Была информация о продаже Тимуром Кулибаевым стратегически важных предприятий «Камкор–Локомотив» и «Камкор–Вагон» российским олигархам. Ничего не известно о реакции госорганов на эти факты.

Что вами проделано в рамках задач фонда «Елге қайтару» и есть ли результаты?

– Здесь, прежде всего, нужно понимать то, что наш фонд – общественная организация, у нас нет никаких властных полномочий. Мы только можем поднять проблему, обратиться по ним в государственные органы и требовать принятия мер. За три месяца нашей деятельности нами направлено в различные государственные органы 12 заявлений. Все они находятся на рассмотрении, по некоторым получены промежуточные ответы. Были две формальные отписки от Министерства финансов, по ним обратились в Антикоррупционное агентство с просьбой принять меры к соответствующим госслужащим.

Сейчас фонд начал снимать серию документальных фильмов «Как расхищали Казахстан», первые 2 серии на двух языках уже разместили в соцсетях. Здесь мы преследуем две цели. Это – максимально проинформировать наш народ о состоявшихся фактах хищения государственных активов и сформировать у госслужащих понимание того, что за всё будет спрос.

– Не так давно президент Токаев заявил, что в Казахстане больше не будет олигархического капитализма. Так ли это на самом деле? Ведь все видят, что назарбаевские олигархи – машкевичи, кимы и члены семьи первого президента живут и не горюют…

– Хорошо то, что он признал наличие в стране олигархического капитализма. Теперь логически напрашивается продолжение, назвать их поимённо (ведь их было не двое: Боранбаев и Сатыбалды), объявить перечень мер по деолигархизации и проявить политическую волю, дав соответствующую команду правоохранительным органам.

– Фонд «Елге қайтару» обращался с конкретными предложениями по возврату украденных капиталов самому президенту Токаеву. Вам ответили?

– Мы все свои заявления по возврату капиталов адресуем, прежде всего, к президенту страны. От президента они направляются в соответствующие государственные органы. Мы не ждём ответов, мы ждём возбуждения уголовных дел.

– Какие предложения вы хотите сделать в этот раз и что должно сделать государство, чтобы добиться реального возвращения украденных денег?

– Как я уже сказал, государство должно определить список олигархов, укравших наши предприятия и выведших ворованные активы за границу. Возбудить уголовные дела, добиться обвинительных приговоров с конфискацией имущества и приступить к возврату и предприятий, и денег. Но, прежде всего, признать утратившим силу «Закон о первом президенте»!

– Экс-премьер Казахстана Акежан Кажегельдин тоже предлагает властям свои услуги по возвращению капиталов, поскольку занимается этим вопросом на протяжении нескольких лет. Однако его предложения также остались незамеченными. Как вы думаете, почему власти не реагируют?

– Действительно, Акежан Магжанович Кажегельдин проводит большую работу по установлению украденных активов, и мы с ним на связи. Но возвратом этих активов должно заниматься уже государство, в том числе пользуясь плодами этих трудов. Мне абсолютно непонятно, почему госорганы не связываются с ним. Может, мешает страх выйти на себя…

Благодарю за интервью и желаю успехов в таком важном деле!

Азамат ШОРМАНХАНУЛЫ,

«D»

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн