Воскресенье , 20 апреля 2025

ОТ КСЕНОФОБИИ до «Байтерека» – СПЛОШНОЙ МИФ

  • Слова министра иностранных дел России Лаврова о ксенофобии в Казахстане вызвали большой резонанс. Давайте порассуждаем и определимся в терминах. 

Например, «русскоязычные граждане» – этот термин в реальных условиях Казахстана имеет совсем другой смысл. Большинство казахов и других этносов чисто говорит на русском языке, не считая самих русских и славян. Я сам закончил школу и университет на русском языке, при этом владею государственным языком. Как русскоязычный гражданин Казахстана, не вижу притеснений. 

Представьте ситуацию, что россияне не говорят на государственном русском языке у себя – внутри РФ. Представили? Представьте, что граждане любой европейской страны не говорят на государственном языке своих стран. Тоже не можете этого представить? Потому что в нормальном государстве ВСЕ ГРАЖДАНЕ говорят на государственном языке. Во многих странах и гости/туристы/мигранты также овладевают государственным языком, чтобы облегчить коммуникации с местными жителями и властями. 

В Казахстане же значительная часть граждан вне зависимости от этноса игнорирует государственный язык, находя массу причин для оправдания своей позиции. Об этом министр иностранных дел Лавров должен знать хорошо, как компетентный и эрудированный чиновник. И как наш давний союзник и друг, должен вместе с народом и руководством Казахстана переживать об этом дисбалансе. Нет нарушения прав русскоязычных граждан, но есть нарушения прав граждан, владеющих только государственным языком. 

Теперь обсудим термин «соотечественники». Лавров и МИД России, в также депутаты Госдумы часто применяют этот термин, говоря о защите своих соотечественников за рубежом. Действительно, работники российских посольств и иных миссий, компаний, находящиеся в командировке в других странах, являются их соотечественниками. Также к ним относятся люди, переехавшие в другую страну, например, в США, Казахстан или Великобританию, но сохранившие свой российский паспорт. При этом важно учитывать законодательство страны проживания. Разрешает ли оно двойное гражданство? Либо люди, приехав жить надолго, встали на учёт, как иностранцы.

Если же речь идёт о гражданах Казахстана, которые решили взять российский паспорт, не отказавшись от казахского гражданства, то это НАРУШЕНИЕ ЗАКОНА, запрещающего ДВОЙНОЕ ГРАЖДАНСТВО. Интеллект министра позволяет ему понимать, чем грозит наличие граждан с двойным гражданством.

Соотечественники – это граждане одной страны. Для россиян соотечественники – это граждане России и только! Все граждане Казахстана любого этноса, включая славянские этносы, НЕ ЯВЛЯЮТСЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКАМИ для россиян. Они казахские соотечественники! Как и то, что КАЗАХИ, проживающие во многих регионах России, являются российскими гражданами и являются соотечественниками господину Лаврову. И мы не называем их соотечественниками. Кстати, их Отечество там, ведь они живут на земле своих предков, просто эти земли сейчас являются частью России. 

Интересно заявление Лаврова о космической программе «Байтерек». Часть моей жизни была посвящена космосу и поэтому мы были в курсе всех событий. К сожалению, наши аналитические записки в АП, КНБ и Совет Безопасности РК лишь частично были приняты во внимание. 

Напомню всем историю его появления. В 90-е годы многие отрасли промышленности терпели крах, и космическая отрасль не была исключением. В России на этом рынке работали несколько компаний. Центр Хруничева терпел убытки, тем более, что были несколько аварий «Протона», работающих на гептиле. К началу 2000-х годов ситуация стала критической. После аварий договорились, что за каждый вылет они платят Казахстану 1,25 млн долларов «экологических выплат». Это сблизило наших функционеров с этим центром.

При этом Центр Хруничева хотел разработать новую боевую ракету «Ангара», но Госдума не выделила деньги на это. Я был там в зале, когда отклонили просьбу о выделении 600 млн рублей на эти разработки. При этом долги Центра Хруничева составляли более 70 млн долларов. 

Так вот, кому-то в голову пришла гениальная идея выжить с помощью денег казахов. Тогда, в начале 2000-х годов, уже пошли нефтяные деньги и Казахстан строил новую столицу. Руководство страны получило предложение Путина помочь в развитии космической программы. Наши космические функционеры кивали головой, вводя в заблуждение президента Назарбаева. 

Первое – это запуск космического спутника «Казсат». Строительство спутника брало на себя ведомство, ранее выпускавшее только ракеты «Протон». Как известно, спутник является грузом, который ракета выносит в космос. Спутники создают обычно другие компании. К чему это привело, мы все знаем. Первый «Казсат» сгинул в просторах космоса, так и не принеся пользы. 

Второе – это программа «Ишим», что, в нарушение Договора о ПРО, предполагало запуск ракет из стратосферы. 

Для справки: «АРКК «Ишим» разрабатывался для запуска малых космических аппаратов гражданского назначения с самолета МиГ-31Д. На этом этапе и начинаются технические тонкости проекта.

МиГ-31Д – проект советского КБ «Вымпел» по разработке противоспутниковой ракеты, способной стартовать с самолета. Разработки начались в 1978 году.

В 1983-м ОКБ «МиГ» разработало проект доработки двух истребителей МиГ-31 под новый состав вооружения. ОКБ «МиГ» построило два самолета МиГ-31Д, которые проходили испытания сначала на полигоне в Жуковском, а затем были переброшены в Казахстан на полигон Сары-Шаган.

После раздела военного имущества, последовавшего за распадом СССР, эти два экспериментальных самолета достались Казахстану. В 2004 году появилась концепция использования опыта данного проекта для создания гражданского авиационного ракетного космического комплекса для запуска легких ракет-носителей.

АРКК «Ишим» включает два авиационных носителя, получивших обозначение «МиГ-31И», а также воздушный командно-измерительный комплекс на базе самолета Ил-76МД. Проект «Ишим» был представлен «Казкосмосом» на выставке Asian Aerospace-2006 в Сингапуре».

Третье – это ракетно-космический комплекс «Байтерек». При ознакомлении с бизнес-планом можно было заметить, что разделы этого объёмного талмуда писались разными группами исследователей. В одном говорилось о том, как это выгодно и Казахстан станет космической державой. В другом делался анализ рынка запусков ракет. Уже были 6 апробированных ракет, включая иностранные. Тогда речи о китайских ракетах не шло. 

Так вот, если международную опасность и несостоятельность программы «Ишим» руководство страны и КНБ поняло достаточно быстро, то программы «Казсат» и «Байтерек» прошли дальше. Анализ строительства подобной площадки и ракеты НПО «Энергия», которая использовала тяжёлую ракету «Энергия» с криогенным двигателем, говорил о необходимости 2 млрд советских рублей (это больше 2,5 млрд долларов). Нам же говорили о каких-то 300 млн долларов. 

Как сообщает Википедия «21 октября 2005 года президент Назарбаев подписал закон «О ратификации Соглашения между правительством РК и правительством РФ о создании на космодроме Байконур космического ракетного комплекса (КРК) «Байтерек». По этому документу предусматривалось предоставление СП «Байтерек» казахстанским государством бюджетного кредита на сумму, эквивалентную 223 миллионов долларов США, сроком на 19 лет с пятилетним льготным периодом по погашению основного долга, с четырехлетним льготным периодом по уплате вознаграждения, по ставке вознаграждения 0,5 % годовых; а также предоставление ему в Казахстане налоговых, таможенных и иных преференций». 

И дальше: «31 января 2012 года глава «Казкосмоса» Талгат Мусабаев сообщил, что Казахстан попросил Россию подтвердить целесообразность строительства КРК «Байтерек». Он указал, что с начала проекта его цена выросла с 223 миллионов долларов до 1,64 миллиарда (более чем в 7 раз). Также он выразил беспокойство, что Россией рассматривается возможность пусков РН «Ангара» с космодрома «Восточный», и подытожил: «Если российская сторона не будет принимать участия в финансировании и создании комплекса «Байтерек» на базе «Ангары» и не будет рассматривать вопрос о предоставлении гарантий о снижении рисков, то дальнейшая реализация проекта создания «Байтерека» не целесообразна».

5 декабря 2012 года Талгат Мусамбаев заявил о том, что Казахстан собирается отказаться от использования «Ангары» на Байконуре и прорабатывает вместе с Россией вопрос перевода на другую ракету-носитель — например, на «Зенит».

Таким образом, Казахстан профинансировал создание боевой ракеты «Ангара» для России. Наши предупреждения о том, что сумма изначально занижена и нас затягивают в этот процесс, были полностью подтверждены дальнейшим развитием событий. 

Поэтому слова министра Лаврова о перспективах «Байтерека» вызвали у меня горькую улыбку. Казахстан развели как лоха, использовав наши деньги для создания боевой ракеты, а не космической. Уверен, что между партнёрами всегда должны быть ЧЕСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. Но это между ПАРТНЁРАМИ. Как показывает практика, Россия видит в нас не равноправного союзника, а вассала, во внутренние дела которого она может спокойно вмешиваться.

Асхат АСЫЛБЕКОВ

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн