- Многие авторы в Фейсбук-пространстве говорят о нынешних реалиях и вакханалии цен, отмечая при этом их повсеместный рост на основные продукты питания и на многое другое. По данным статорганов, только в ноябре ушедшего года подорожало: масло на 14%, натуральный сыр на 12%, молоко на 8%.
В годовом же исчислении подсолнечное масло и сахар-песок, подорожали на 23%, мясо на 16–20%. Антирекорд по росту цены на гречку и овсянку составил чуть меньше 45%. Вся эта совокупность из разряда продуктов первой необходимости. Каждый читатель может дополнить эту рядность по продуктовым товарам, исходя из своей локации.
Всё это вместе взятое определило то критическое обстоятельство, что в среднем по стране на продукты питания сегодня расходуется около 56,4% от общих расходов домохозяйств. Для сравнения эта цифра составляла в 2019 году 49%. В развитой Европе на продукты питания уходит 12 – 18% от доли общих расходов, в соседней России – около 30%. По этому важному показателю социального обустройства страны мы опустились в разряд слаборазвитых стран типа Гондураса и Уганды. Это и есть конечный результат многолетнего правления партии “Нур Отан”.
Понятно, что мы не стали больше есть. Мы расходуем денег больше, а кушаем так же или много меньше. Разумеется, это средние цифры. В семьях с низким уровнем дохода, и особенно в пенсионной совокупности, расходы на продуктовое питание и комуслуги сравнялись с доходами. Иначе говоря, всё что заработали – проедается. Происходит откровенное обнищание населения. Наш народ в значительной части своей стал не жить, а выживать. Отдельные пенсионеры, преодолев стыд, полезли в мусорные контейнеры.
Здесь мы не поднимаем вопрос катастрофического роста цен на медикаменты и услуги медицины в целом. Это отдельная тема. Но если в реалиях минувшего года цены на обыкновенные маски начали свой разбег с 30 и дошли до 500–600, а сегодня плавно опустились до 60 тенге, это говорит о полном бездействии нашего правительства и акимов на местах. Цены же в другой важной для нас номинации, а именно в коммунальной сфере, остались в коридоре плановой инфляции.
Для анализа можно привести аналогичные процессы у соседей по бывшему соцлагерю. Однако это длинный разговор. Отметим только то обстоятельство, что в России правительство приняло в декабре беспрецендентные меры по оптимизации цен на продукты питания. Учитывая, что мы завозим из этой страны крупу, сахар, молочные продукты и даже мясо (на сумму около 25 млн. долларов в 2019 году), можно ожидать некоторое снижение цен импортируемых оттуда товаров питания.
Другими крупными поставщиками продуктов питания для нашей страны являются Китай, Беларусь, Украина, Узбекистан и Кыргызстан. Намеренно привожу названия этих стран, так как без них Казахстан не может прокормить свой послушный и терпеливый народ. Это и есть провал нашей продовольственной цели по самообеспечению, которая была принята в нашумевшей программе правительства “Агробизнес-2020” ещё в 2013 году. Она не была выполнена ни по одной позиции и в известной мере просто разворована. Ее результатом, как и итогом многих других программ, стал очередной экономический аборт.
Да и кто её будет реализовать, если за последние пять лет сменилось четыре министра сельского хозяйства?! А ныне действующий ни одного дня не работал в аграрном секторе. Общим для всех этих министров является то, что все они заметные фигуры в правящей партии. А «Нур Отан» никогда не работал на конечный результат, особенно в реальном, производственном секторе. Принимаемые ими программы расчитаны в большей мере на зомбирования населения прожектами долговременного и безрезультатного характера (2030−2050 и т.д.). Следовательно, дешёвой казахстанской продукции нам ждать неоткуда. Если в ВВП страны раньше, например, в 2013 году, доля аграриев достигала 5%, то сегодня мы скатились до 4,6 – 4,8%. Я уже не говорю про советские показатели, когда эта доля составляла 30%.
Реальная инфляция в ушедшем году, по мнению независимых экспертов, составила 15–25%. Такой рост наблюдается впервые за последние 10 лет. Автор сам расчётно, через мониторинг цен одноимённых товаров остановился на цифре инфляции в текущий момент в 17–18%. Кроме того, я не считаю по средней цифре и соответствующей цене, как это делается в нашей правительственной статистике. Я исхожу из долевого влияния на структуру общих расходов потребителей. Например, наша статистика считает: 1. Соль – рост цены 1%. 2. Мясо – рост цены17% и т. д. В среднем же в нашем простеньком примере получается: 1% плюс 17% = 18%. Затем 18% делим на два, получаем 9%. И далее наши неграмотные экономисты и статорганы пишут «инфляция 9%». Это абсолютно безграмотно. Соли мы употребляем около 100 грамм в месяц, а мяса 5 – 7 кг. Если бы мы и соли потребляли на сумму 20 000 – 24 000 тенге в месяц (или около 25 кг соли в месяц), как по деньгам на мясо, то наша статистика была бы права.
Если пересчитать по удельной, потребляемой совокупности цен, то в нашем простеньком примере инфляция будет в оси – 17,85%. И это будет правильный результат. Я же в своих расчётах беру товарную, потребляемую продукцию по 12 наиболее типизированным наименованиям, в её удельном реальном потреблении и по ценам. Тогда искомая и реальная инфляция получается в коридоре 17–18%. При этом здесь ещё нет учёта новогодних ажиотажных цен в декабре. В годовом исчислении это могут быть ещё дополнительные 1,5% – 1,8%. Значит, по году инфляция может приблизиться к роковой отметке 20%.
Вместе с тем наши правительственные органы упорно говорят об инфляции в коридоре 6–8%. На восприятие населением инфляции в этом диапазоне работают все государственные информационные ресурсы. От откровенного обмана и дозированной подачи материала по данному вопросу наши граждане уже просто устали.
Зададимся в этой ситуации простым на первый взгляд вопросом: почему это происходит из года в год, а особенно в последнее время? Всё дело в том, что многие наши социальные вопросы и выплаты, в части их нормативного разрешения, базируются на утверждённых и обозначенных правительством данных по инфляции. Они, например, прямо касаются пенсионеров, численность которых приблизилась к отметке 2,2 млн. человек или 12 % населения. К этой же группе можно добавить инвалидов, многодетных матерей и других, получающих социальные пособия.
Пенсионные выплаты для наших сограждан ежегодно индексируются в зависимости от уровня инфляции. Это прописано в соответствующем законе по пенсионному обеспечению, который был принят ещё в 1997 году, в том числе в его базовой социальной части. Согласно этому закону ежегодно пенсии индексируются в части увеличения. При этом расчётной основой увеличения является декларируемая и обозначенная правительством величина инфляции в размере, как правило, 6–8%.
Однако наш прохудившийся бюджет уже не в состоянии обслужить даже такое заниженное возрастание нагрузки по выплатам пенсий. Экономика страны уже просто не способна генерировать увеличение налоговых поступлений для покрытия индексируемых пенсий. Наша экономика сама больна и в кризисе. Особенно это будет ощущаться по результатам прошедшего 2020 года. Вот и приходится нашим чиновникам откровенно врать по цифрам инфляции, чтобы умудриться хоть как-то заштопать дырявый бюджет. И только по этой причине обманчиво-призрачно рисуется цифра инфляции в коридоре 6 – 8%.
Однако такое состояние обмана не может долго продолжаться. Кумулятивная часть неучтённой инфляции продолжает накапливаться вот уже седьмой год подряд. Только в период 2014–19 годов кумулятивная (накопленная) часть невыплаченных из-за реальных цифр инфляции пенсионных выплат составила по нашим расчётам 16–18%. По результатам реальной инфляции текущего года этот показатель легко уведет потери пенсионеров в период 2014–20 годов за отметку в 20–21%. В годовом же исчислении все пенсионеры нашей страны теряют около 504 млрд. тенге в её невыплаченной части средств. Или каждый пенсионер недополучает за месяц около 19 тыс. тенге.
Долго ли будет это терпеть наш и без того терпеливый, если совсем уж не покорный, рядовой пенсионер? Обдирать (а проще обворовывать) пенсионеров в части недоплачивания им прибавок к пенсиям — занятие самых отъявленно-бессовестных чиновников. Это равносильно тому, чтобы стричь свиней в целях заготовки шерсти! Стричь старенькую свиноматку — занятие бестолковое. Визгу будет много, а шерсти ноль!
Определенное внимание пенсионерам перепадает лишь в периоды избирательных компаний. Их точечно задабривают — тиражируя это в СМИ. Им снова обещают надбавки в следующем году, но мы видим, что это выполняется (индексируется) не в полном объёме. Но при этом деянии правительство их (пенсионеров) всегда и повсеместно обманывает. Вместе с тем они являлись и сегодня являются самыми активными и консервативными избирателями во все времена. Их основное понимание и формула поведения — это «лишь бы не было войны» и был бы мир и спокойствие. Это очень хорошо понимает правящая партия “Нур Отан”. Но долго ли еще она будет спекулировать на этом и продолжать обманывать своих наиболее доверчивых избирателей – пенсионеров? Они ведь взрослые люди, и понимают уже однозначно, что их доверием пользуются безответно и бессовестно!
Айдар Сеит-кожа
СЕЙДАЛИЕВ фото