Правительство Казахстана решило сохранить единый часовой пояс и отказалось вернуть старое время. Напомним, 1 марта текущего года все регионы страны, кроме западного, перевели на час назад. Авторы инициативы – отечественные ученые и эксперты, изучившие международный опыт, посчитали, что изменение пойдет на благо обществу и государству. Медики также заверили, что новшество не окажет пагубного влияния на здоровье казахстанцев, а наоборот, будет способствовать синхронизации «внутренних часов» с природными.
Однако народ не оценил такую заботу. Люди повсеместно жалуются, что темнеть стало слишком рано. На востоке республики, к примеру, к 16 часам уже наступают сумерки. Такая же ситуация на севере и центральных областях. Социальные сети заполнены видеокадрами возвращающихся в темноте детей из школ, взрослых после работы. Летом другая напасть, на востоке нашей необъятной родины светает в три ночи. Казахстанцы уже несколько месяцев требуют возврата к старому и привычному времени, даже запустили петицию, которая за три месяца набрала необходимое количество голосов. После этого была создана рабочая группа для изучения вопроса, однако все вошедшие в нее специалисты встали на сторону Правительства. К примеру, на вторых публичных слушаниях 16 июня директор Департамента науки и человеческих ресурсов Минздрава РК Алмагуль Кауышева озвучила вот такие статистические данные за прошедшие полгода. Правда, предупредила, что с даты введения единого часового пояса прошло мало времени и делать выводы еще рано. Однако даже предварительные результаты должны были успокоить общественность. Вот цитата:
«За 6 месяцев этого года отмечается снижение показателей заболеваемости болезней системы кровообращения на 13,7 процента, психических и поведенческих расстройств – на 11,3 процента, на ситуацию с онкологическими заболеваниями негативного влияния нет. В разрезе регионов: по Восточно-Казахстанской области отмечается снижение заболеваемости болезнями системы кровообращения на 15,9 процента, онкологии – на 1,5 процента и психических расстройств – на 12,2 процента. По Алматы наблюдается снижение заболеваемости болезнями системы кровообращения на 55,7 процента, онкологии – на 2,3 процента, психических расстройств – на 15,8 процента».
Власть также уверяет, что принято наиболее оптимальное решение и время в Казахстане отныне соответствует географической долготе. Министр торговли и интеграции Арман Шаккалиев в переводе стрелок часов усмотрел некую историческую справедливость. По его данным, прежний часовой пояс ввели принудительно в 1930–1931 годах.
«Множество стран мира уже сделало выбор в пользу часового пояса, который максимально приближен к природному циклу. Поэтому переход на часовой пояс UTC+5, который соответствует естественным солнечным циклам, не является новшеством, а представляет собой возвращение к природному времени. Принятое решение об изменении часовых поясов является научно обоснованным, экономически целесообразным и соответствует интересам эффективного функционирования страны. В результате рассмотрения петиции были даны четкие рекомендации, направленные на создание условий максимальной адаптации к стандартному часовому поясу», – резюмировал Арман Шаккалиев.
Правда, восстановление этой самой справедливости произошло почти так же принудительно. Вот такой казус. Премьер-министр поддержал своего подчиненного и подчеркнул, что он привел исчерпывающие аргументы в пользу действующего часового пояса.
«Правительство поддерживает это решение. Пятый часовой пояс географически охватывает большую часть территории страны. Поручаю Министерствам торговли и информации провести более понятную информационно-разъяснительную кампанию», – заявил Олжас Бектенов.
Однако вместо растолковывания положительных сторон «модернизации» времени казахстанцев недовольным нововведением обвинили в «продвижении негативных мнений» и неграмотности. И сделал это не кто иной, как министр торговли и интеграции Арман Шаккалиев. Вот выдержка из его «информационно-разъяснительной кампании».
«На сегодня отдельные лица, не обладающие специальными познаниями, продвигают в социальных сетях негативные мнения, аргументируя якобы удобством для своих повседневных нужд. При этом, не понимая долгосрочные негативные последствия для экономики и здоровья граждан, и создают фактически отдельные гипотезы, домыслы. Рабочей группой по рассмотрению петиции дополнительно изучены все бытовые аргументы и не установлены причинно-следственные связи, негативно влияющие на здоровье экономики». Вряд ли с таким подходом можно убедить казахстанцев в преимуществах нового времени. Остается только уповать на старую формулу «стерпится-слюбится».
Арлан Икрам