Пятница , 4 июля 2025

Поперед БАТЬКИ

Воз­мо­жен ли в Бела­ру­си «тока­ев­ский» сценарий?

  • В кон­це про­шлой неде­ли само­на­зван­ный пре­зи­дент Бела­ру­си Алек­сандр Лука­шен­ко вдруг заго­во­рил о пре­ем­ни­ках, назвав сра­зу двух пре­тен­ден­тов. Так­же он вновь завел речь о необ­хо­ди­мо­сти вве­де­ния новой Конституции.

Для чего Алек­сан­дру Гри­го­рье­ви­чу это нуж­но в то вре­мя, когда стра­на и обще­ство еще не вышли из поли­ти­че­ско­го кри­зи­са? Како­вы отли­чия пла­на Лука­шен­ко от пла­на Назар­ба­е­ва? Об этом и дру­гом мы пого­во­ри­ли с извест­ным бело­рус­ским оппо­зи­ци­о­не­ром и жур­на­ли­стом, обо­зре­ва­те­лем неза­ви­си­мо­го теле­ка­на­ла «Бел­сат» Але­сем Карниенка.

– Алесь, поче­му Лука­шен­ко имен­но сей­час заго­во­рил о кон­сти­ту­ци­он­ной рефор­ме? Это обсто­я­тель­ства или его пота­ен­ные желания?

– Лука­шен­ко сам хотел такой рефе­рен­дум – уже дав­но хотел Кон­сти­ту­цию поме­нять. Вооб­ще, он пла­ни­ро­вал рефе­рен­дум на вес­ну 2018 года. Тогда он что-то начал гово­рить о необ­хо­ди­мо­сти кон­сти­ту­ци­он­ных изме­не­ний, заду­мал какую-то кам­па­нию, а все изме­не­ния сво­ди­лись бы к тому, что­бы боль­ше не изби­рать­ся – полу­чить какую-то цар­скую долж­ность. Напри­мер, что­бы его изби­рал некий совет, кото­рый бы он цели­ком кон­тро­ли­ро­вал. Это не сов­па­ло с жела­ни­я­ми Пути­на, о чем гово­рят неко­то­рые поли­то­ло­ги – но это дав­нее жела­ние само­го Алек­сандра Григорьевича.

– Одна­ко это, полу­ча­ет­ся, сов­па­ло с тем, что Лука­шен­ко вдруг заго­во­рил о пре­ем­ни­ках. А кто эти люди, на кото­рых он пока­зал? Они поль­зу­ют­ся какой-то попу­ляр­но­стью в обществе?

– Это его быв­шие мини­стры, кото­рых он снял несколь­ко меся­цев назад. Одно­му дал долж­ность губер­на­то­ра (пред­се­да­те­ля Грод­нен­ско­го обл­ис­пол­ко­ма), а вто­ро­го вооб­ще помощ­ни­ком пре­зи­ден­та сде­лал. Пер­вый, Кара­ник, быв­ший гла­ва мин­здра­ва, а вто­рой, Кара­ев – гене­рал, экс-министр внут­рен­них дел. Он на них пока­зал, как на людей, кото­рые в чем-то про­ви­ни­лись, сде­ла­ли что-то не так, как он хотел. Лука­шен­ко пре­крас­но зна­ет, что они поль­зу­ют­ся у людей «мину­со­вой» под­держ­кой. Кара­ев был свя­зан с репрес­си­я­ми, он подав­лял про­те­сты и уби­вал людей в пер­вые меся­цы после выбо­ров, а Кара­ник пови­нен в том, как про­хо­ди­ла так назы­ва­е­мая борь­ба с пан­де­ми­ей, кото­рую в Бела­ру­си вся­че­ски ста­ра­лись не заме­тить, пря­тать циф­ры, не ста­вить диа­гно­зы и так далее. Кста­ти, может быть, неви­дан­ная актив­ность граж­дан на про­шло­год­них выбо­рах ста­ла ответ­ной реак­ци­ей на такое отно­ше­ние пре­зи­ден­та и госу­дар­ства к забо­лев­шим, кап­лей, пере­пол­нив­шей чашу тер­пе­ния людей.

– А зачем он тогда на них пока­зал, если они с отри­ца­тель­ным имиджем?

– Это и было заду­ма­но. Он пока­зы­ва­ет на тех, у кого ника­ких шан­сов нет вооб­ще. Если это были бы чест­ные выбо­ры. Это некая демон­стра­ция – вот, мол, у меня есть два холо­па, кото­рых я толь­ко что снял с долж­но­стей, а потом отпра­вил в ссыл­ку. Заод­но он этим пока­зы­ва­ет цену буду­щей долж­но­сти пре­ем­ни­ка, кото­рая офи­ци­аль­но будет назы­вать­ся «пре­зи­дент», а на самом деле ее носи­тель ста­нет шутом царя. В дей­стви­тель­но­сти же Лука­шен­ко, в отли­чие от Назар­ба­е­ва в его нынеш­нем ста­ту­се, все вре­мя будет в эфи­ре в виде пред­се­да­те­ля чего-нибудь, будет оста­вать­ся ньюсмей­ке­ром и ини­ци­а­то­ром чего-то там. То есть абсо­лют­но ника­ких изме­не­ний, даже кос­ме­ти­че­ских, ожи­дать не сто­ит. Вооб­ще, с пер­вых лет прав­ле­ния о Лука­шен­ко гово­ри­ли, что глав­ный его прин­цип назна­че­ний кого-то на важ­ные долж­но­сти – это нали­чие хоро­шей пап­ки ком­про­ма­та. Поэто­му ни о какой под­держ­ке его кан­ди­да­тов изна­чаль­но не может быть и речи.

– Дей­стви­тель­но, логич­но было бы думать, что если Лука­шен­ко по сути про­иг­рал про­шлые выбо­ры, то его став­лен­ник и подав­но «про­ле­тит». Навер­ное, сей­час эти про­цен­ты более сни­зи­лись, если гово­рить о реаль­ных, а не фаль­си­фи­ци­ро­ван­ных цифрах?

– Да, так и есть. Эти циф­ры и рань­ше были мини­маль­ны­ми. А сей­час ситу­а­ция в эко­но­ми­ке пло­хая. Мы пони­ма­ем, что Путин чело­век спе­ци­фи­че­ский, он не ста­нет бро­сать денеж­ки и помо­гать Луке оста­вать­ся у вла­сти – он будет удер­жи­вать его в пет­ле так, что­бы ноги едва доста­ва­ли до зем­ли. Друж­бы меж­ду дик­та­то­ра­ми нет и, думаю, у него такое же отно­ше­ние было и к Назар­ба­е­ву лет 15 назад. Это и к тому, что эко­но­ми­ка Бела­ру­си во мно­гом зави­сит от рос­сий­ской. Цены рас­тут на все. Гря­дут сокра­ще­ния сре­ди бюд­жет­ни­ков… Поэто­му ситу­а­ция будет толь­ко ухуд­шать­ся. А тут еще Байден…

– Вы про Пути­на-кил­ле­ра? А это здесь при чем?

– Не толь­ко об этом. Я думаю, что он не слу­чай­но это ска­зал, да и спро­си­ли у него это не про­сто так, что­бы спро­сить. Это хоро­ший сиг­нал Москве, а она опре­де­лен­ным обра­зом отре­а­ги­ро­ва­ла (дру­го­го от нее и ждать не при­хо­дит­ся). Мож­но пред­по­ло­жить, что какие-то инте­рес­ные собы­тия сле­ду­ет ждать уже к осе­ни. Бай­ден ска­зал, что Путин запла­тит за вме­ша­тель­ство в аме­ри­кан­ские выбо­ры, и это не пустые сло­ва. А свя­за­но все это опять-таки через Моск­ву, через рос­сий­скую эко­но­ми­ку. То есть, анти­рос­сий­ские санк­ции будут бить и по бело­рус­ской экономике.

– А в окру­же­нии Лука­шен­ко нет тако­го, кто в скан­да­лах не заме­шан – ну типа наше­го Токаева?

– А такой и не нужен, в прин­ци­пе. Помни­те, это как с Мед­ве­де­вым у Пути­на, когда он про­ти­во­по­став­лял его Ива­но­ву? Ну зачем Крем­лю амби­ци­оз­ный гене­рал КГБ Ива­нов, кото­рый тео­ре­ти­че­ский мог бы попы­тать­ся вырвать власть у Пути­на? Ему нужен сла­бый, непо­пу­ляр­ный, немнож­ко кари­ка­тур­ный и смеш­ной Мед­ве­дев. Точ­но так же и Лука­шен­ко, если он будет менять деко­ра­ции в сво­ем теат­ре кукол, нуж­на будет подоб­ная мари­о­нет­ка – не выскоч­ка Бура­ти­но, а сла­бак Пье­ро. Поэто­му, воз­мож­но, будет Кача­но­ва (Ната­лья Коча­но­ва – пред­се­да­тель Сове­та Рес­пуб­ли­ки Нац­со­бра­ния РБ), кото­рой он очень силь­но дове­ря­ет. Фор­маль­но она у него явля­ет­ся гла­вой сена­та, до это­го воз­глав­ля­ла адми­ни­стра­цию пре­зи­ден­та. Она что-то вро­де бое­вой сек­ре­тар­ши у Лука­шен­ко. Абсо­лют­но послуш­ная и кон­тро­ли­ру­е­мая лич­ность, если корот­ко. Кста­ти, Ната­лья Ива­нов­на, соглас­но офи­ци­аль­ным соцо­про­сам, явля­ет­ся вто­рым по попу­ляр­но­сти поли­ти­ком в стране – со сво­и­ми четырь­мя про­цен­та­ми. Все осталь­ные, вклю­чая Тиха­нов­скую и Бабо­ры­ку, «взя­ли» мень­ше трех.

– Ну, жен­щи­на-пре­зи­дент – это аргумент…

– Вот имен­но. Будет пред­став­ле­но так, что, мол, хоте­ли, что­бы жен­щи­на воз­гла­ви­ла стра­ну – пожа­луй­ста вам Коча­но­ву. К сло­ву, о Тиха­нов­ской. Лука­шен­ко был уве­рен, что всех силь­ных сво­их оппо­нен­тов он пере­са­жал, а ее все­рьез не вос­при­ни­мал, что Све­та «жарит кот­ле­ты». А Све­та ока­за­лась на высо­те. И сего­дня, несмот­ря на то, что она про­дол­жа­ет гово­рить о том, что явля­ет­ся пере­ход­ным пре­зи­ден­том, лич­но я бы за нее про­го­ло­со­вал, как за насто­я­ще­го гла­ву Беларуси.

По раз­ным кос­вен­ным и пря­мым аргу­мен­там, Лука­шен­ко соби­ра­ет­ся пра­вить стра­ной до 2040 года. Это мож­но было понять по мно­гим его дви­же­ни­ям и заяв­ле­ни­ям. И что он соби­ра­ет­ся дожить до это­го момен­та, при­чем удер­жи­ва­ясь у вла­сти все­ми паль­ца­ми. От нее его мож­но толь­ко силой ото­рвать. Толь­ко когда от него отвер­нет­ся весь услов­ный ОМОН, тогда он прыг­нет в вер­то­лет и уле­тит на запас­ной аэро­дром. И такое было 23 авгу­ста, когда мы виде­ли, что он остал­ся прак­ти­че­ски один – толь­ко с пресс-сек­ре­та­рем, 16-лет­ним сыном и спец­на­зом вокруг. Даже сыно­вей от пер­во­го бра­ка не было рядом с ним в мину­ту реаль­ной опасности.

– А как с пра­во­вой базой? В Казах­стане под­го­тов­ка к опе­ра­ции «Пре­ем­ник» фак­ти­че­ски нача­лась 15 лет назад, когда был издан закон о пер­вом пре­зи­ден­те, обес­пе­чив­ший Назар­ба­е­ву без­опас­ность после его ухо­да с долж­но­сти. Бли­же к само­му момен­ту тран­зи­та был под­го­тов­лен ряд юри­ди­че­ских норм, бла­го­да­ря кото­рым елба­сы мог пря­мо вли­ять на внут­рен­нюю поли­ти­ку и само­го пре­ем­ни­ка, будучи гла­вой сов­беза. Насколь­ко я знаю, в Бела­ру­си таких зако­нов нет. Полу­ча­ет­ся, пред­сто­я­щие поправ­ки в Кон­сти­ту­цию РБ устра­нят эти недостатки?

– Да. Как я гово­рил, Лука­шен­ко этот рефе­рен­дум хотел про­ве­сти дав­но, но пря­мо или кос­вен­но меша­ли раз­лич­ные обсто­я­тель­ства – то про­те­сты «туне­яд­цев», то рево­лю­ция в Арме­нии, то еще что-то. В общем, думаю, что они при­ду­ма­ли что-то вро­де «елба­сы» и уве­рен, что нику­да дале­ко от еди­но­лич­ной вла­сти он ухо­дить не соби­ра­ет­ся. Выби­рать его никто не ста­нет, а вся власть будет у него. Пре­зи­дент же ста­нет таким же невзрач­ным пер­со­на­жем, как сей­час пре­мьер-министр. Вот толь­ко один вопрос воз­ни­ка­ет – суме­ет ли Бать­ка удер­жать­ся у вла­сти хотя бы год?

Бесе­до­вал –

Мирас Нур­му­хан­бе­тов,

«D»

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн