
- «…Не было никаких террористов. Погибшие в ходе «январских событии» являются жертвами. Не нужно боятся, сообщайте известные вам сведения о погибших... Нам нужно знать, скольких сограждан мы потеряли. Мы должны установить виновных в их гибели. Они должны ответить за содеянное!
Почему власти СКРЫВАЮТ имена погибших?
- Нет сомнений, что январские события унесшие сотни жизней наших сограждан, впишутся кровавыми буквами в новейшую историю Казахстана. До сих пор остается много тайн и загадок, в числе которых имена погибших. Чтобы добиться правды, правозащитники и гражданские активисты сами взялись за работу по установлению жертв тех трагических дней. В их числе руководитель правозащитной организации ОФ «Ар.Рух.Хак.» Бахытжан ТОРЕГОЖИНА, которую мы попросили рассказать о проделанной работе.
– Бахытжан Амангалиевна, вы самостоятельно занимаетесь формированием списка погибших в ходе январской трагедий, поскольку власти до сих пор скрывают их имена. Каких результатов вы добились на данный момент?
– Начну с того, что Генеральная прокуратура РК, ссылаясь на ст. 201 УПК РК (недопустимость разглашения данных досудебного расследования) отказала нам в предоставлении официального списка погибших. Тем не менее, на данный момент нам удалось установить личности 174 погибших, из официально озвученной цифры 227 погибших. Это тоже результат. Особенно если учесть, что люди сильно напуганы и не спешат делиться подобной информацией. Несмотря на это, мы продолжим свою работу до тех пор, пока не установим имена всех жертв. Может случится так, что наши цифры окажутся больше, чем официальные.
– Получается, что вы не верите официальной цифре, утверждающей, что погибших всего 227 человек?
– Речь идет не о том, верим мы или нет официальным цифрам. Наша задача как раз состоит в том, чтобы перепроверить, а затем подтвердить, либо опровергнуть эти данные. Поэтому, мы планомерно, шаг за шагом проделываем работу по поиску сведений о погибших, устанавливаем их родственников, перепроверяем полученную информацию, чтобы быть уверенными в своих данных.
– Каким образом вы осуществляете поиск погибших, например, удалось ли вам получить информацию из моргов Алматы?
– Наша работа в первую очередь основывается на социальных сетях. Также размещаем свои публикации и объявления на различных Интернет ресурсах. Помимо этого, используем возможности поисковых групп и личные контакты. Обращаемся к гражданским активистам в других регионах, поскольку они лучше владеют информацией на местах. Всё это в комплексе расширяет наши возможности.
Что касается морга города Алматы, то к сожалению, нам не удалось попасть туда и заполучить у них официальную информацию. Поэтому, мы устанавливали контакты с родственниками погибших, которые приходили забирать тела. Эту работу мы провели буквально в первые дни трагедии. Стоит отметить, что люди плохо шли на контакт, поскольку были сильно напуганы происходящим.
– Как вы думаете, почему власти до сих пор скрывают список погибших и пропавших людей?
– Это обусловлено тем, что власти скрывая имена погибших, пытаются оправдать приказ президента Токаева о стрельбе на поражение без предупреждения. Для этого, власти будут пытаться навесить на них ярлык террористов. Согласитесь, ведь трудно обвинить человека в терроризме, если он пенсионер или несовершеннолетний. Кто в это поверит?! Других причин для сокрытия имен погибших я не вижу.
Когда была озвучена цифра 225 человек, власти сослались на то, что эта цифра основывается на данных, полученных из моргов. Значит имена и фамилии у них есть. Поэтому надо добиваться того, чтобы власти обнародовали имена погибших.
– Обращались ли вы в международные организации, чтобы привлечь внимание мирового сообщества к январской трагедии?
– Обращаться в международные организации мы пока не можем, поскольку все еще идет процесс сбора информации. К тому же, чтобы обращаться в международные организации необходимо иметь подтверждающие документы и неопровержимые доказательства о совершенном преступлении. А эта работа у нас всё еще в процессе. Тем не менее, свою позицию выразили ряд международных правозащитных организаций, включая Европарламент. Насколько мне известно, Конгресс США тоже намеревается сделать заявление по «январским событиям».
– Удалось ли вам узнать подробности о местах массовых захоронении, о чем заявило руководство ДП города Алматы?
– Кроме обтекаемых слов, о якобы найденных массовых захоронениях, Департамент полиции ничего не предоставил. Не было предъявлено ни фактов, ни доказательств. Это касается и заявления, где говорилось, что двое сотрудников были обезглавлены. Любые слова и заявления должны сопровождаться фактами, это – аксиома. Иначе в это никто не поверит и подобные заявления вызывают еще больше вопросов.
Зато к нам стали поступать сведения об эксгумациях. Звонили родители и родственники погибших, выражая свой протест действиям полиции. Со своей стороны, мы обеспечили им юридическую консультацию, разъяснив алгоритм необходимых действий.
Пользуясь случаем, хочу сделать обращение через вашу газету. Сообщайте нам обо всех случаях гибели людей в январские дни и фактах эксгумации. Скоро будет сорок дней со дня трагедий. Люди будут проводить поминальные обеды, поэтому мы просим сообщать нам данные об этих людях. Фамилии, год рождения, обстоятельства смерти и контакты родственников, с которыми можно будет связаться.
Мы считаем, что не было никаких террористов. Погибшие в ходе «январских событий» являются жертвами. Не нужно боятся, сообщайте известные вам сведения о погибших. Это очень важно. Нам нужно знать, скольких сограждан мы потеряли. Мы должны установить виновных в их гибели. Они должны ответить за содеянное!
С нами можно связаться по телефону +7 7018004495, либо написать на веб-сайт qantar2022.org
– Благодарю за интервью, и желаю успехов в вашей нелегкой работе!
Азамат ШОРМАНХАНУЛЫ, «D»