Во-первых, чтобы не потерять окончательно «времен связующую нить» истории казахстанской оппозиции, которая берет начало еще с середины 90-х годов и крепла все эти десятилетия. От волны к волне оппозиция училась, росла и вырастала до серьезной политической силы, готовой изменить многое в Казахстане. На оппозиции – ее идеях, истории, СМИ, лидерах, а также трагедиях и уроках выросло не одно поколение, распознавшие азы демократии, реалии власти и осознавшие себя как государственный институт страны. Поэтому нельзя прерывать эту нить общественного развития, она должна становиться еще крепче.
Оппозиция – это не только и не столько класс, борющийся за власть. Оппозиция – это важнейший инструмент участия в государственном строительстве, который без всяких ограничений может и должен контролировать власть и стоять на стороне общества, защищать его интересы и права.
Во-вторых, оппозиции надо объединяться, чтобы становиться в разы сильнее. До сих пор оппозиция (я в ее рядах была с 1999 года) стремилась к объединению. Маленькие партии хотели объединиться и стать большими, большие партии искали и находили общие платформы для совместных действий, консолидировали свои ресурсы во время важных политических кампаний – региональный актив, СМИ, учебные центры по выборам, мозговые политтехнологические штабы, проводили совместные митинги. Так оппозиция вырастала до сильной, влиятельной организации. А власти все больше и больше фальсифицировали выборы, так как реальные итоги голосований становились для Акорды угрожающими. То есть с такой насквозь коррумпированной системой может бороться только сила, способная появиться в результате консолидации.
В-третьих, власть – это не только администрация и видимые институты. Это еще огромный скрытый пласт теневых образований, стоящих на охране интересов агашек и олигархов, срощенных с властью. За 30 лет по мере обогащения они брали под свое влияние – финансировали, создавали ячейки, растили лидеров как среди верующих, спортсменов, так и бандформирований и таким образом поставили сотни тысяч под свой контроль. Кто у нас отвечает за религию и контролирует все мечети? Племянники и братья елбасы. Кто отвечает за спортивные клубы? Олигархи. Кто ведает рынками и барахолками? Родственники и акимы. Кто устраивает многотысячные праздники в степи, одаривает машинами на байге, кормит пловом и потом разбрасывает с вертолета пятитысячные купюры на головы бедноты в честь «сундета» своих маленьких сыновей? Наши современные баи из известного рода.
Плюс десятки тысяч офисного планктона, служащих в квазигосударственных и частных компаниях… Это и есть их «народ», который в час «Х» встанет против протестного народа, если вдруг ситуация в стране дойдет до этого. То есть власть готова к гражданскому сопротивлению и одиночные выступления оппозиционных партий или движений будут сметены встречной агрессивной и более организованной массой.
Насколько они организованы, мы можем понять по степени оперативности и жестокости прошедших дунганских погромов в Жамбылской области…
Сегодня оппозиция уже не такая организованная и системная, какой была до 2012 года. Много причин, ее расколовших, а потом уничтоживших, как и наши медиа ресурсы. Причин внешних и внутренних. Поэтому сегодня, если мы говорим, что оппозиция стране нужна, то необходимо ее «собрать» хотя бы до уровня 2004-2005 годов – пика оппозиционного движения в Казахстане. И поднимать дальше. Сегодня ситуация по сравнению с тем периодом более благоприятна для формирования оппозиции. И рост общественного сознания идет вдвое быстрее, и смена поколений происходит, и социальные условия обострились, и власть не в лучшей форме, и внешние факторы сильно подвигают к гражданской активности…
НЕ ПРОЗЕВАТЬ БЫ!
Гульжан ЕРГАЛИЕВА
КАЗАХСТАН НА ПУТИ неустойчивого развития
Прошло почти 4 года после проведения выставки «EXPO-2017» – события, преподносившегося как переломный момент для Казахстана с точки зрения перехода к «зеленой экономике». Идейный вдохновитель – первый президент открыто позиционировал ее в качестве феномена, который будет определять дальнейшее инновационное развитие страны.
Но вряд ли кто из казахстанцев почувствовал какие-либо серьезные изменения за прошедшее время.
Этот национальный мегапроект стоимостью 3 млрд. долларов имел все шансы трансформироваться в глобальный хаб по продвижению передовых знаний и компетенций, привлечению международных инвестиций. Конечно, при условии грамотного планирования и эффективного управления. Ведь после «EXPO-2017» оставалась хорошая инфраструктура, а государство четко обозначило свою готовность к поддержке инициатив, способных сохранить ее «наследие».
Однако грандиозные планы так и остались на бумаге. Взять, к примеру, «Международный центр зеленых технологий и инвестиционных проектов» или коротко МЦЗТИП, созданный на территории Делового центра ЭКСПО и с помпой презентованный в мае 2018 года.
Если судить по его миссии, то за минувшие три года Казахстан и отечественный бизнес должны были испытать, как ощутимый приток зеленых технологий, так и повышение конкурентоспособности экономики. Не говоря уже о росте качества жизни населения и улучшения экологии вообще. Например, за счет надлежащей имплементации принципов Наилучших доступных технологий.
По факту же МЦЗТИП никаких практических результатов не достиг, что не может не расстраивать господина Назарбаева, инициатора критически важного для Казахстана перехода к «зеленому» развитию. Проблема усугубляется тем, что финансирование МЦЗТИП получает от государства. Это ставит под вопрос эффективность бюджетных расходов, особенно с учетом наблюдаемых макроэкономических рисков и необходимости стабилизировать бюджет за счет Национального фонда. Судя по отчетности МЦЗТИП, только за 2019 год из бюджета было получено 844 млн. тенге, а всего за 2018-2020 годы его финансирование по бюджетной программе №044 превысило 1,6 млрд тенге. Это сумма не учитывает государственную субсидию в виде договора безвозмездной аренды.
Возникает резонный вопрос – у государства больше нет других задач, кроме как продолжать создавать и спонсировать неэффективные структуры?
При этом еще в конце 2018 года 50%+1 акция МЦЗТИП в рамках приватизации были проданы за символические 5 млн. тенге «стратегическому инвестору» – частной структуре в лице ОЮЛ «Ассоциация экологических организаций Казахстана».
Тем самым МЦЗТИП, который позиционируется как координатор ускоренного перехода страны к «зеленой экономике», фактически не контролируется государством, но деньги выделяются из бюджета. К его управлению привлечена некоммерческая организация с достаточно сомнительными компетенциями, о чем свидетельствует неэффективная деятельность МЦЗТИП. Смена собственников никак не помогла привлечению частных инвестиций и «зеленого» финансирования МЦЗТИП и отечественной экономики в целом.
Еще более показательно то, что один из учредителей «Ассоциации экологических организаций Казахстана» – а именно ОЮЛ «Коалиция за «зеленую экономику» и развитие G-Global» – имеет крайне странную и подозрительную структуру владения до конечных бенефициаров, которая явно не соответствует принципам казахстанского законодательства. Это в состоянии поставить большой знак вопроса в отношении законности как итогов приватизации МЦЗТИП, так и привлечения бюджетного финансирования в период с 2019 года по настоящий момент. Конечно, только в том случае, если компетентные госорганы будут готовы адекватно реагировать.
А тем временем экология превратилась в настоящий бич государства и общества. Ни одни экологические конвенции и обязательства не выполнены. Смог, горы отходов, выбросы от грязных производств с каждым днём усугубляют ситуацию. В крупных городах нечем дышать, экологические последствия выходят на уровень экономических и гуманитарных угроз.
Мейрам ТЛЕУХАН