(Продолжение. Начало в номере от 28 ноября)
Национальной буржуазии в свете быстро надвигающихся парламентских выборов, которые власть может сделать и досрочными, и не дать возможности образовать и зарегистрировать новую либерально-демократическую партию, надо вполне законно использовать наличные политические силы: партию конструктивной, как она заявляет о себе, оппозиции – Коалицию гражданских инициатив, Общественное движение наблюдателей, внятно сформулировать свои политические требования, отражающие интересы всех социальных групп общества, не дожидаясь объявления властью срока выборов широко развернуть идеологическую и агитационно-пропагандистскую работу, мобилизовать все законные ресурсы для проведения открытых, справедливых выборов в парламент и маслихаты, завоевав в них большинство, начать коренные политические перемены в государстве.
И только в этих изменившихся демократических политических условиях крупный отечественный капитал обеспечит необходимую и достаточную экономическую независимость страны. Не массовое развитие предпринимательства, как записано, скажем, в программе партии «Ак жол» (а справедливую конкуренцию эта кланово- коррумпированная власть, впившаяся в экономику, финансы и бизнес, сферу услуг, торговлю страны не допустит никогда), а только крупный отечественный капитал, ставший разумным, рачительным хозяином страны, обеспечит ее процветание. При даже всемерном развитии МСБ Казахстан так и останется аграрно-сырьевым придатком крупных держав, зависимым от экспорта по крайней мере того, что составляет материально-техническую, технологическую базу того же МСБ. Только развитие собственного производства, в первую очередь, пищевой и легкой промышленности на основе развитого сельского хозяйства, далее, возможно, электроники и бытовой техники, разных видов транспортных средств и сельхозтехники, химии и нефтехимии и т.д. позволит стране занять свое, достойное место на мировом рынке. А МСБ, ставший намного более разнообразным, чем сейчас, как и во всем мире, станет гибким высокопроизводительным подспорьем крупного производства, потому что именно там намного легче технически, технологически, быстрее и дешевле можно реагировать на меняющиеся запросы рынка.
Если наша ситуация в экономике и сфере МСБ не изменится подобным образом, то внутренний потребительский рынок останется вотчиной невысокого качества, а то и вредных китайских товаров, российского, белорусского, турецкого, кыргызского, узбекского и даже уже и туркменского импорта. А наше предпринимательство постепенно заглохнет или переместится в производство традиционных и в общем дорогих товаров, где внутренняя конкуренция постепенно обострится, отношения обретут мафиозно-клановую, родо-жузовскую окраску. Предпринимательство вместо блага для людей и общества превратится в сильнейший, разлагающий нацию фактор. Кто знает местные условия, может подтвердить, что мафиозный сговор прочно обеспечивает господство перекупщиков и высокие, выгодные им, а не производителям цены, скажем, на мясо, а местные власти или с ними «в связке», или беспомощны…
Несколько слов о капитале в стране, его исторической и общественно-политической роли. Крупный капитал иностранных граждан, но который по географическому местоположению объектов, экономико-финансовым, общественно-политическим условиям деятельности, да и по «близкому» происхождению некоторых персон стал почти «отечественным», национальный финансовый, торговый, зачаточного характера промышленный капитал и даже сугубо иностранный капитал — кто с ходу уловив или уже зная наши «особенности» по инерции не европейского, демократического, но остаточного в психологии феодального мышления, используя те «особенности» и находя любые «лазейки» в несовершенных законах и «завязки» с властными структурами — настроились заставлять казахстанских рабочих больше работать, меньше им платить, не позволять сотрудникам сплачиваться независимыми профсоюзами, держать их в полном бесправии. Причем эта склонность распространилась практически по всей стране и на всех работодателей, как крупных, так и средних, и мелких, которые временно или сезонно используя безработных или самозанятых, часто и нагло не платят по начальному, в основном устному, договору или вовсе не платят. Только народ знает, какими трагедиями иногда оканчиваются эти случаи.
В настоящее время борьба за достойную, по труду зарплату, приемлемые условия труда продолжается. Пока чаще оборачиваясь «победой» работодателей, по-разному и хорошо аффилированных с властными «структурами» и поражением разобщенных, неорганизованных, малосознательных рабочих. Ведь именно ввиду тупого и недалекого упорства крупного работодателя, беспомощности и потакания властей перед ним в защите прав работников в вопросе справедливой зарплаты случились события в Жанаозене.
Но постепенно давление со стороны трудящихся, вовлеченность в международный рынок и проблемы конкурентоспособности даже сырья и полуфабрикатов, что вывозятся из страны, не говоря о конкуренции на внутреннем рынке, склоняют крупных и средних работодателей платить рабочим если не высокую, то, по крайней мере, приемлемую для конкретных условий страны зарплату. Но при этом та же полуфеодальная психология унижающего отношения к людям не позволяет им понять, что, по большому счету, независимые профсоюзы помогут их отношениям с рабочими стать цивилизованными, плодотворными и полезными обеим сторонам.
Если оглянуться на западноевропейскую историю, то с 40-х годов 19 века философская и экономическая мысль Европы зародили не только марксизм – идеологию классовой борьбы пролетариата против капитала, теорию социалистической революции, но и социологию Конта, к концу века – идеи Дюркгейма, далее европейскую и американскую социологию. С другой стороны, революционные события в Европе, начиная с Великой французской буржуазной революции до середины 19 века, вынудили европейскую буржуазию осознать, что, во-первых, держать в голоде и холоде подавляющую часть народа опасно для государства, чревато вспышками насилия, крови, разрушений.
Во-вторых, технический, промышленный переворот начал снабжать производство сложными механизмами, частые поломки которых недостаточно грамотными, утомленными изнурительным трудом в 12-14 часов, плохо питающимися ввиду низкой зарплаты, живущими в трущобах без света и тепла рабочими причиняли слишком дорогой ущерб, не способствовали повышению производительности труда, обрекали хозяев на проигрыш в конкурентной борьбе.
Таким образом, логика эволюции европейского общества подвела разумную часть капитала к кардинальному изменению условий труда и жизни рабочих: приемлемой для основной массы и достойной для высококвалифицированных рабочих зарплате, сносу трущоб и строительству дешевого и качественного жилья, сокращению рабочего дня до 10-8 часов, длительным оплачиваемым отпускам для полного восстановления сил, обеспечению образования не только рабочих, но и их детей, профессиональному обучению и переобучению за счет предприятия и т.д. Начиная с движения английских чартистов европейский капитал, а затем и американский капитал поняли также, что профсоюзы не только организовывают экономическую борьбу рабочих в рамках законов, но и позволяют строить с ними отношения в интересах стабильности, конкурентоспособности, прибыльности производства. Значит, в той или иной мере гармонизируют интересы разумных, совестливых капиталистов и таких же понимающих и ответственных трудяг-рабочих.
В итоге к концу века коренное изменение взаимоотношений капитала и рабочих, появление значительного слоя так называемой «рабочей аристократии» (высокооплачиваемых рабочих) и «рабочей бюрократии» (высокоорганизованного профсоюзного движения) сформировали в западноевропейском и американском обществе предсказанную Дюркгеймом и другими социологами социальную солидарность граждан (богатых, многочисленного среднего класса – основных налогоплательщиков, небольшой части бедных, социально обеспеченных государством) и их политическую солидарность на основе развитой демократии. Подавляющая часть общества теперь была едина в желании политической и социальной стабильности как необходимого условия развития производства и процветания страны.
Факт новейшей истории о благотворной роли независимых профсоюзов: в конце 80-х годов прошлого века независимое профсоюзное движение «Солидарность» докеров Гданьска объединило все общенациональные акции, обеспечило мирный, без крови и насилия переход Польши от социализма к современному рынку и европейской демократии, а профсоюзный лидер, бывший докер Лех Валенса стал первым демократически избранным президентом страны.
Что касается нашего отечественного, почти отечественного и иностранного крупного капитала, то помнится, как-то Назарбаев с некоторой усмешкой обращался к доморощенным капиталистам, смысл его слов можно было понять так, что, мол, мы, т.е., власть позволяем же вам обогащаться, как это происходит, вы сами хорошо знаете, так поделитесь же (награбленным?) со страной. Поделились ли, как и насколько, кажется, неизвестно.
В настоящее время капиталисты, как люди сугубо рационального мышления, видимо, хорошо мониторят политическую обстановку в стране и не могут не понимать, что историческое время «позволяющего практически все» авторитаризма заканчивается, скоро наступит время законных, как и во всем мире, основанных на международном праве, на Всемирной декларации прав человека, взаимоотношений с демократическим государством, потому следует повернуться в сторону поддержки демократических оппозиционных сил, которые неизбежно придут к власти в стране. В силу того, что мировая репутация сторонника демократических перемен тоже является крупным капиталом и способствует продвижению экономических интересов, всему капиталу в стране следует сделать этот исторический шаг.
В часности, по сообщению Телеграм-канала (см.»ДАТ» от 14.11.19), массовые волнения в Казахстане с требованием отставки Токаева и «всенародного призыва» народа к Назарбаеву «не дать зазря погибнуть» начнутся с бессрочной забастовки рабочих и ИТР промышленных предприятий «Евразийской группы» Машкевича-Шодиева-Ибрагимива и «Казахмыса». Надо думать, что владельцы и руководители этих предприятий все-таки понимают антигосударственную, преступную, как по Конституции, так и по международному праву составляющую замышляемого, а с другой стороны очевидно, что, каким бы ни казался внешне инертным и бесхарактерным казахский народ, но нависшая над независимым государством опасность может подвинуть его к движению, совсем неожиданному и для них, и для «заказчиков», все «правильно рассчитавших» – и по характеру, и по целям, и по возможным для них потерям. Наши «владельцы заводов и параходов» должны хорошо осознать, что могут совершить тяжелую ошибку, если из двух «зол» они выберут «большее» – авторитарную, проворовавшуюся, завравшуюся власть, респектабельный костюм которой не скроет зияющие за ее спиной провалы в экономике и социальной сфере, примитивное мошенничество и бессовестную демагогию в политике, «скелеты в шкафу», давно заслужившие воздания им правды, справедливости и упокоя… Поэтому правильно и законно будет не будить «джина в бутылке», поверить в неизбежность поворота страны к демократии и готовиться к цивилизованным отношениям с новой демократической властью.
Другая сторона вопроса. Сейчас известно усиление проникновения китайского капитала в нефтегазовый сектор вместе с начальным господством там американского, европейского, отчасти российского капитала. К сожалению, к боли и стыду известный факт слабости неукорененной в народе силу постоянной сомнительной легитимности коррумпированной авторитарной власти, беспомощной в защите наших единокровников от китайского геноцида и даже наших кровных средств в Национальном фонде. В силу этого – предательство интересов страны (с закланием ее талантливого сына, томящегося сейчас в тюрьме) в урановой промышленности с уступкой своих позиций российскому капиталу, который, вероятно, будет далее усиливать свое проникновение в сферу добычи цветных металлов и энергетику. Об аппетитах и возможностях китайского капитала, способностях российского капитала, тесно сомкнутого с криминалитетом, отечественный капитал, думаю, знает на порядок лучше нас.
Исходя из всего этого, сейчас отечественному капиталу, составленному фактически лишь из «семейной» банковской системы, весьма слабому в экономике, торговле и других сферах жизни общества, следует глубоко и ответственного осознать, что с отходом Назарбаева от главного политического руля, как бы ни ублажали и не выказывали ему внимание, с неизбежным снижением его политической «вовлеченности», если хотите, «надобности» елбасы в государственных делах усилится размыв, вернее, захват позиций нашего капитала в стране. В этих обстоятельствах успешное расширение позиций отечественного капитала во всех сферах, в первую очередь, в производстве промышленных товаров, защиту его интересов в жесткой конкурентной борьбе может осуществить только легитимная демократическая власть, опирающаяся на неустрашимый дух народа и его достойную общественность.
Третья сторона вопроса. В настоящее время эксперты говорят об опасном увеличении в стране социального разрыва между богатыми и бедными, росте бедности, безработицы, неустроенности людей, о нарастании доли фактически нищенствующих. В этом общественном положении богатые, как будто лишенные какого-либо человеческого чувства, за исключением разве лишь отдельных представителей МСБ, практически не занимаются благотворительностью. Помнится, в свое время елбасы, кажется, безуспешно пытался устыдить известного «хозяина моторов» и подвигнуть его на благотворительность.
Таким образом, все-таки разумным и ответственным представителям отечественного капитала по примеру европейской буржуазии 19 века, с учетом уроков европейской истории и социологической мысли, надо перестать трусливо и предательски, прежде всего в отношении себя и своих детей, отгораживаться от народа и его проблем высокими заборами с видеокамерами да охраной. Потому что только поддержка конструктивной оппозиции в законном, мирном повороте страны к демократии, дальнейшее формирование в обществе социальной и политической солидарности всех граждан, желающих и работающих в пользу процветания родины, станет гарантией благополучия их бизнеса и богатства. Только обустройство страны на основе демократии, свободы, справедливости, неукоснительного соблюдения прав человека сделает их по-настоящему счастливыми.
(Продолжение следует).
Алимхан НУРЕКЕЕВ, историк