«Назарбаев рассуждал так: раз мир поделен между кланами, раз не озолотить весь казахский народ, озолочу хотя бы свою семью, шапраштинцев и верхушку страны. Так вслед за президентом действовала вся казахская элита, создавшая семейные компании, ВУЗы и т.д
Нурлан АМРЕКУЛОВ, доктор философии:

- (Окончание. Начало в номере от 30.09.2021г).
– Нурлан Ауезханович, в интервью опубликованному в прошлом номере, вы выдвинули ряд тезисов, вызвавших вопросы и недоумение у читателей. Так, по-вашему сам Назарбаев должен начинать демократизацию страны? Но это же нелепость!
– Другого приемлемого выхода у него нет. Во-первых, выборная демократия себя изжила, я сторонник реальной, т.е. хозяйственной демократии, где народ – хозяин экономики страны и управляет ею через долю акций в стране как бизнес-корпорации, опираясь на рыночные законы. И как потомок государственников-чингизидов я за то, чтобы переход к демократии не развалил государство и законность в стране. Это самый опасный для нас путь, чреватый вводом войск России и Китая. Поэтому я и предлагаю не кыргызский политический переворот, а управляемую революцию сверху, с удержанием всего ценного от эпохи Назарбаев.
– Каким образом и как его уговорить на такое рискованное, как он видимо будет считать, для него дело?
– Сначала надо укрепить разваливающуюся государственность через создание Советов потребителей госуслуг (СПГУ), который мирным путем заменит госаппарат, обновит элиту профессионалами и изберет своих людей в парламент.
– И…
– Мы сохраним фундамент государства, убрав старые стены и пока не меняя крышу, подперев ее СПГУ и Курултаем. И все эти перемены – под властью Токаева, как арбитра и гаранта мирной смены режима. Уверен – ему можно доверить сложный переходный процесс. Токаев – благоразумный человек, он опутан по ногам и рукам Назарбаевым. По главным для политика планетам – он знак Весы, стоящие за баланс и справедливость.
Во-вторых, после того, как озвучена версия покойного Каришала Асанова о не шапраштинских корнях Назарбаева, по мере ослабления его здоровья и власти, кланы и даже шапраштинцы начнут отходить от него, чтобы спасти себя и свои капиталы. Но для этого надо сохранить стабильность государства, что невозможно без его демократизации, т.е. лишения монархической власти. Поэтому олигархи и политический класс ради спасения стабильности уберут его, как убрали Хрущева и больного Ельцина. Отсюда – единственный шанс спасти жизнь и состояние семьи Назарбаева – это самому начать демонтаж авторитарного государства: “Не можешь победить оппозицию – возглавь ее!” А ныне 99% граждан КЗ против него!
В‑третьих, в парадигме современной политики демократизация невозможна – при первом же ослаблении режима оппозиция порвет его на части! Поэтому нужна не опасная политическая, а мирная хозяйственная демократизация, преобразование его ЗАО в народное АО – это лучшее решение и для Назарбаева, и для народа!
– А если он не пойдет на это?
– Тогда это сделает сам народ, и на худших для него условиях. Так что наш план самый безопасный и лучший для народа! Сохраним и мир, и суверенное государство, и сбежавшие из страны 300 миллиардов вернем, олигархам не придется бежать из страны, чтобы потом гнить за решеткой, ибо в ближайший год-два повсюду рухнут все “крыши” и офшоры. Поделившись же капиталами вслед за Назарбаевым, они и его сохранят, и жизнь, и честь. Так он обезопасит свою семью, и останется в истории больше чем Ататюрк – т.е. основателем новой мировой модели акционерного государства.
Надо определить доли каждого казахстанца в АО КЗ, доли ТНК, государства и Назарбаева. Взамен вложенных им в народное АО сотен миллиардов долларов он затребует блокирующий пакет. И нам придется пойти на это, чтобы быстро начать перестройку КЗ. Время работает против нас, повсюду нарастает хаос, рушится весь старый мир.
У КЗ минимум $4 триллиона разведанных запасов, одного золота на 1 трлн. Поделите на 19 миллионов и получите свою долю. Под эти активы международная корпорация КЗ эмитирует облигации на $4 триллионов, выкупит растущие в цене биткойны, как это сделал уже Сальвадор и получит инвестиции – в том числе от совладельцев “корпорации КЗ” – от «Тексако» или «Тоталь». Ведь границы между ними и государством РК Назарбаев уже размыл, превратил страну в международное ЗАО по утилизации страны. Так, вместо уничтоженного им рудимента феодализма – государства-бюрократа, на плечах его семейной сетевой акционерной корпорации возникнет народная корпорация, дружная семья всех народов. Так мы обеспечим и финансовую независимость, ибо биткойн или эфириум как эквивалент тенге не зависят от валют США или РФ. Эти страны сами будут защищать интересы своих ТНК в Казахстане и спасут его от ползучей китаизации.
– И все же, у читателей может возникнуть вопрос, почему упор на ТНК? Не проще ли жить в традиционном государстве, как все народы?
– В том то и дело, что оно не спасет нас! Нас катастрофически мало для такой огромной богатой земли! Его нет давно в РФ, там такое же ЗАО олигархов «Газпрома», «Роснефти» и «Сбера», которые обогащаются за счет грабежа народа. ТНК вытеснили национальные государства из мировой экономики, отбирают у них целые сектора и превращают их в свои филиалы, берут на себя их функции. У модели ТНК лучше логистика, интересы менеджеров и рядовых акционеров совпадают. Этого нет в модели государства, интересы чиновников, бизнеса и рядовых покупателей не стыкуются, они тащат одеяло на себя, как лебедь, рак и щука. Переход же к народной корпорации превратит всех в одну дружную команду. Модель ТНК – это сборная мира, которая играет против местной команды (национального государства), ибо их филиалы в разных странах используют самое дешевое сырье, труд и т.д. Так и мы сделаем КЗ сборной мира, привлечем в соакционеры всё лучшее, ту же «Теслу» или «Самсунг» через наших корейцев.
Так народ сам начнет творить свое будущее, опираясь на СПГУ и родовую солидарность, откажется от услуг депутатов-кидал. Ведь лидер, например, адаев, не предаст своих. И посадить его в тюрьму они не дадут никому!
– А как быть малым родам, какой критерий прохождения в Курултай, не задавят ли крупные племена малые, например, кете или сиргели?
– Каждый казахстанец имеет один голос и акцию, имеет прописку или этническую принадлежность. Он сам выберет свой путь, в составе диаспоры или самостоятельно. Главное – зарегистрироваться на сайте “корпорация КЗ”, избрать сотника и платить членские взносы. Казахский же род должен иметь минимум 50 тысяч мужчин, чтобы иметь лидера в составе Курултая, который будет являться высшим гарантом мира и орган консультативной власти. В случае бездействия Токаева, он изберет лидера и возьмет всю власть в свои руки, ибо все казахи входят в свои рода, а все рода будут представлены в Курултае. Поэтому это будет самая легитимная и прочная власть, выразитель воли 100% казахов.
– Не кажется ли вам, что все это полная утопия?
– Это не утопия, а техника айкидо. Глупо плыть против течения, надо принять объективный ход истории, поддаться ему, чтобы затем оседлать его, развернуть в свою пользу. Так действовал ранее сам Назарбаев…
– Поясните?
– Ходячий стереотип, что Назарбаев – калмык, отомстивший казахам и т.д. Берусь утверждать, что он действовал как 100% казах! Судите сами: он решал три задачи. 1 – демонтаж советского бюрократического государства, 2 – создать рыночное государство, максимально независимое от РФ. 3 – создать национальное казахское государство. С первой задачей он справился, без крови перевел страну на рельсы рынка. Со второй – частично. Он раздал по кусочкам половину собственности страны иностранным ТНК так, чтобы они образовали систему сдержек и противовесов и так обеспечили международную безопасность КЗ. Отсюда недосягаемость КЗ для Кремля и масонские символы Астаны.
Но ныне баланс нарушен, Китай тихо съедает нас и ЦА.
А вот казахское национальное государство он просто не мог создать.
– Он и не намеревался создавать его…
– Тогда казахи были меньшинством, даже в Алмате их было не более 21%, север сплошь был пророссийским. Курс на национальное государство сразу вызывал оппозицию со стороны неказахского большинства, страна раскололась бы по примеру Приднестровья или Донбасса. Национальная политика, как у узбеков, была невозможна. Как и честная приватизация. Ведь лучшие поливные земли со времен царизма были отданы переселенцам, а казахи на заводах составляли 5–15%, так что суверенитет лишь ухудшил бы положение казахов, экономически закрепил бы его колониальный статус, выиграли бы лишь продвинутые русскоязычные горожане.
Нельзя было поднять казахов, не поднимая все другие этносы, что опять-таки консервировало колониальный статус казахов. Поднять их выше всех этносов можно было лишь нечестным путем – подняв ее верхушку. Вот почему казахская элита поддержала гибкого Назарбаева, дала ему диктаторские полномочия, чтобы через закулисную прихватизацию он тихо перераспределил общенародную собственность в руки казахской элиты, поднял ее положение.
Теперь, наевшись и встав на ноги как класс собственников страны, подняв родственников, элита может озаботиться будущим государства, своих детей и капиталов. У казахов другого пути подняться, кроме как через свою элиту, своих “агашек” не было. Да и общенационального сознания на уровне узбеков не было. Для любого бериша или наймана сородич важнее и ближе, чем “казах вообще”. Так что виноват не только Назарбаев, а вся казахская элита– бенефициар.
Назарбаев рассуждал так: раз мир поделен между кланами, раз не озолотить весь казахский народ, озолочу хотя бы свою семью, шапраштинцев и верхушку страны. Так вслед за президентом действовала вся казахская элита, создавшая семейные компании, ВУЗы и т.д. Так, вместо казахской идеи наша элита реализовала понятную и близкую ей кланово-родовую, трайбалистскую идею. Такова была эпоха суверенитета на казахский лад!
– Зачем экс-коммунисту нужно было идти на такой риск, как семейное ЗАО? Ведь правил же как царь Каримов, вон и Лукашенко падишахствует, как ему заблагорассудится. При этом не так разбазаривая страну, как наш владыка.
– Без крайности и страсти не рождается ничего великого, в истории белое создается через черное. Назарбаев – рожденный для власти человек, ради нее готовый пойти на всё. Он знал, какой эфемерный характер носит любая власть. Поэтому он решил увековечить свою власть через конвертацию ее в собственность Семьи. И дать элитному окружению своровать и так повязать всех. Тогда никто не посягнул бы на его власть и капиталы, да и со своей малой собственностью и властью они не составили бы ему конкуренцию. Даже уйдя из власти, он сохранил бы экономическую власть в виде большинства акций ЗАО Казахстан. Собрав компромат на всех, расставив повсюду преданных ему шапраштинцев, он мог засадить любого оппонента. Цели обогащения и удержания личной власти он подчинил всю государственную конструкцию. Эту невиданную в мировой истории операцию он провернул при поддержке мировой элиты, щедро поделившись с ней собственностью КЗ.
– Вы не боитесь прослыть адвокатом Назарбаева?
– Мне поздно уже бояться, я в глаза не видел его. Я не за власть или оппозицию, а за народ. Я просто предлагаю перезагрузку, ибо проблема не решаема уровне ее породившем. Надо подняться над схваткой, злобой и местью, найти мудрую точку компромисса. Не надо ничего отбирать – мы это уже проходили в 20 веке, революции расчищают дорогу лишь новым, еще не наевшимся мафиози. Не надо рушить старый дом, чтобы на его руинах строить новый – можно зависнуть на этом пути и остаться ни с чем. Надо как зеницу ока сберечь главное – наш суверенитет, оплаченный миллионами жизней казахов.
Ему надо спешить, быстро менять курс, искать “крышу” в своем народе. Ведь завтра доллар станет трухой, КЗ окажется должником-банкротом, а элита без оффшорных денег.
– Давайте подробнее, что за завтрашний день?
– Институт национального государства себя изжил. Это видно по наднациональной конструкции ЕС или США, которые сняв модель национального государства вырвались вперед как открытая всем космополитическая корпорация. Интернациональные ТНК, глобальный Интернет, Фэйсбук или Гугл – это специфическое ноу-хау американцев. Они впереди всех потому что действуют не в национально-бюрократическом, а открытом миру сетевом глобальном формате.
Мы в такой ситуации не выживем как национальное государство, нас слишком мало рядом с 1,4 миллиардом китайцев. Нас спасет лишь сетевой строй, мобилизующий каждого казахстанца на труд и подвиг, как хозяина страны и управленца, который за счет синергии объединенных сил и умов, эффекта “целое больше суммы частей” сможет противостоять примерно 75 китайцам.
– Не реально, но заманчиво… Спасибо за интервью!
Кайрат КАЙЫРГЕЛЬДЫ, «D»