Вторник , 20 мая 2025

ПРО «ПАЛКИ В КОЛЁСА»,

или Еще немного о поводах скинуть

известного марафонца с дистанции

  • «Пока неиз­вест­но, что гото­вит власть для всех несо­глас­ных, но сове­тую гото­вить­ся к худ­ше­му, не забы­вая о мерах предо­сто­рож­но­сти, счи­та­ет извест­ный в стране адво­кат Мей­р­жан Дос­ка­ра­ев. – Я отсле­жи­ваю все поли­ти­че­ские суды, я высту­паю в защи­ту акти­ви­стов и знаю, что гово­рю».

На этой неде­ле гор­до­сти стра­ны, извест­но­му мара­фон­цу, поко­рив­ше­му все пусты­ни мира Мара­ту Жылан­ба­е­ву дали 2 меся­ца заклю­че­ния. А извест­но­го рупо­ра оте­че­ствен­но­го про­те­ста Аска­ра Сем­бая водво­ри­ли в застен­ки 13 мая тоже на 2 меся­ца. Об этом мы и пого­во­ри­ли с адво­ка­том, кото­рый волею судь­бы зани­ма­ет­ся эти­ми дву­мя про­цес­са­ми. Так уж сов­па­ло, что дело по обви­не­нию двух чело­век ведет один сле­до­ва­тель, и защи­ща­ет их тоже один опыт­ный адво­кат Мей­р­жан Доскараев.

Рас­ска­жи­те, когда вы встре­ча­лись со сво­им под­за­щит­ным Мара­том Жылан­ба­е­вым послед­ний раз, как он себя чувствует?

– Я с Мара­том Жылан­ба­е­вым встре­чал­ся в ИВС в минув­ший чет­верг – до того, как его пере­ве­ли в тюрь­му. Во втор­ник соби­ра­юсь с ним встре­тить­ся сно­ва. Дело очень серьез­ное, с боль­шим обще­ствен­ным резо­нан­сом. Ко мне посту­па­ет мно­го вопро­сов, поэто­му дер­жу всё под кон­тро­лем. Сам лич­но при­нес ему печаль­ное изве­стие о смер­ти Жаса­ра­ла Куа­ны­ша­ли­на. Видел его реак­цию, сожа­ле­ние, что не смог пой­ти на похо­ро­ны, про­во­дить в послед­ний путь сорат­ни­ка. А физи­че­ски Марат раз­вит, чув­ству­ет себя нор­маль­но, готов к защи­там от вся­ких напа­док. В дан­ный момент его водво­ри­ли в СИ-12 ЕЦ1661 по адре­су г. Аста­на, рай­он Алма­ты, шос­се Алаш, д. 301.

Что ему вме­ня­ет­ся на этот раз, какие обвинения?

– Одним из пунк­тов обви­не­ния по ста­тье 258, часть 1 (Финан­си­ро­ва­ние тер­ро­риз­ма и экс­тре­миз­ма), что явля­ет­ся крайне тяже­лым обви­не­ни­ем и пред­по­ла­га­ет от 7 до 10 лет лише­ния сво­бо­ды. Я подроб­но оста­нов­люсь на этом момен­те, как на самом серьез­ном обви­не­нии, из кото­ро­го выте­ка­ют все после­ду­ю­щие. Пред­вы­бор­ная кам­па­ния, начав­ша­я­ся в кон­це янва­ря это­го года, пред­по­ла­га­ла сбор средств, о кото­рой и объ­явил Марат сре­ди сво­их сорат­ни­ков 4 фев­ра­ля. По это­му пово­ду ЦИК при­знал саму акцию как преж­де­вре­мен­ная аги­та­ция. В соот­вет­ствии с этим Мара­та и сня­ли с пред­вы­бор­ной гон­ки в нача­ле мар­та. Он решил обжа­ло­вать такой про­из­вол в Вер­хов­ном суде, кото­рый, как ока­за­лось в послед­ствии, «не ком­пе­тен­тен решать подоб­ные вопро­сы, и рас­смот­ре­ние изби­ра­тель­ных спо­ров не вхо­дит в их пре­ро­га­ти­ву». Фак­ти­че­ски эти зако­ны, кото­рые судеб­ная власть долж­на соблю­дать в первую оче­редь, нару­ша­ют­ся пря­мо в глав­ных зда­ни­ях Фемиды!

В этот же пери­од Марат Жылан­ба­ев пере­вел денеж­ные сред­ства в раз­ме­ре 500 000 тен­ге одной из акти­ви­сток-кан­ди­да­ток с Шым­кен­та в под­держ­ку. Вот на этом фак­те и стро­ит­ся всё обви­не­ние! Имен­но из это­го выте­ка­ет яко­бы «финан­си­ро­ва­ние тер­ро­риз­ма и экс­тре­миз­ма»! И непо­нят­но, в каком месте здесь усмат­ри­ва­ет­ся столь серьез­ная ста­тья?! Пред­вы­бор­ная гон­ка со сто­ро­ны Мара­та про­хо­ди­ла по всем пра­ви­лам, про­зрач­но, в соот­вет­ствии с зако­но­да­тель­ством! Он чест­ный чело­век! На про­тя­же­нии этой гон­ки ему не толь­ко «ста­ви­лись пал­ки в коле­са», но и «иска­лись» пово­ды, что­бы ски­нуть с дистан­ции извест­но­го мара­фон­ца. Ниче­го серьез­но­го не най­дя для предъ­яв­ле­ния, «доб­ро­же­ла­те­ли» и оза­бо­ти­лись этим полу­мил­ли­о­ном тен­ге. Чув­ство­ва­лась угро­за для поте­ри вла­сти! Вот и всё… Пра­ви­тель­ство все­гда чув­ству­ет угро­зу и все­ми прав­да­ми-неправ­да­ми пыта­ет­ся избе­жать её. А здесь все сред­ства хоро­ши, в том чис­ле и незаконные.

Пони­мая, что про­гно­зы – дело небла­го­дар­ное, но все-таки задам вопрос о них. Како­вы шан­сы у ребят выкру­тить­ся из это­го крен­де­ля с наи­мень­ши­ми потерями?

– Давай­те будем опти­ми­ста­ми! При луч­шем рас­кла­де, я думаю, что в ходе его отбы­ва­ния нака­за­ния 258‑я ста­тья отпа­дёт, а пре­сло­ву­тая 405‑я ста­тья оста­нет­ся. Хотя, по мое­му пред­по­ло­же­нию, это дело наду­ма­но, высо­са­но из паль­ца, здесь вооб­ще нет ника­ких пово­дов для обви­не­ния! Одним из осно­ва­ний обви­не­ний слу­жит то, что Марат напря­мую общал­ся с Абля­зо­вым. А раз­ве это пре­ступ­ле­ние?! Он уже не при­знан чле­ном ника­ко­го ДВК. У нас такое чудо-госу­дар­ство, что толь­ко за зна­ком­ство с неугод­ны­ми лич­но­стя­ми тебе гро­зит нема­лое нака­за­ние! Хотя зару­бе­жом, в раз­ви­тых стра­нах дви­же­ния ДВК, «Көше», «Алға!» носят исклю­чи­тель­но мир­ный харак­тер. Они счи­та­ют­ся ини­ци­и­ро­ван­ны­ми самим наро­дом. Про­сто вла­сти с само­го дня неза­ви­си­мо­сти нико­гда не реги­стри­ро­ва­ли поли­ти­че­ские пар­тии, высту­па­ю­щие про­тив них, пред­по­чи­тая взра­щи­вать кар­ман­ные про­власт­ные объ­еди­не­ния для види­мо­сти хоть какой-то поли­ти­че­ской кон­ку­рен­ции перед запад­ны­ми партнерами.

Да, они ино­гда высту­па­ли про­тив «гене­раль­ной линии пар­тии», но в нуж­ный момент задви­га­лись обрат­но в кар­ман. В то же вре­мя все про­власт­ные пар­тии засек­ре­че­ны. Мы не зна­ем их состав ни по коли­че­ству, ни по каче­ству, ни по финан­со­вой состав­ля­ю­щей. Где-то про­ис­хо­дят местеч­ко­вые съез­ды, но они абсо­лют­но не про­зрач­ны. Ини­ци­а­тив­ная груп­па «Алга, Казах­стан!» 24 мая уже в 15‑й раз пыта­лась заре­ги­стри­ро­вать свою пар­тию, но 15‑й раз полу­ча­ет отказ по пунк­ту 8 Зако­на о выбо­рах! В подо­зре­ние вме­ня­ет­ся то, что сре­ди сто­рон­ни­ков име­ют­ся «мерт­вые души, либо лица, кото­рые слу­жат в госорганах».

Несколь­ко слов хочет­ся ска­зать и об Аска­ре Сем­бае, адво­ка­том кото­ро­го тоже счи­та­ет­ся наш ува­жа­е­мый Маке. Он был очень гру­бо задер­жан в сере­дине мая на ули­це. Без предъ­яв­ле­ния доку­мен­тов, без осно­ва­ний задер­жа­ния про­сто были скру­че­ны руки, и чело­ве­ка отпра­ви­ли за решетку.

– Он при­вле­ка­ет­ся так­же по ст. 405, ч. 2, яко­бы за уча­стие в экс­тре­мист­ской орга­ни­за­ции. Там настоль­ко у сле­до­ва­те­лей сме­хо­твор­ные дет­ские обви­не­ния, что ино­гда сомне­ва­ешь­ся в адек­ват­но­сти наших сило­ви­ков. Ему вме­ня­ет­ся, что, начи­ная с сере­ди­ны до кон­ца нояб­ря про­шло­го года он вёл бур­ную дея­тель­ность в соц­се­тях, кото­рая не понра­ви­лась наше­му доро­го­му и свя­щен­но­му «блат­ко­ми­те­ту». Кри­ти­ко­вал власть, сни­мал неугод­ные ей чел­лен­джи. У него более 25 тыс. под­пис­чи­ков в «ТикТо­ке». Он – извест­ная пуб­лич­ная лич­ность в опре­де­лен­ных кру­гах, тяже­ло­вес, к кото­ро­му при­слу­ши­ва­ют­ся мно­гие. Он не гово­рил о сво­ей при­част­но­сти к ДВК, «Көше» пар­ти­я­сы и т. д., а про­сто высме­и­вал всё, что про­ис­хо­дит на поли­ти­че­ском олим­пе в стране, выска­зы­вал свое нега­тив­ное мне­ние. В поли­ции про­сто попы­та­лись его заткнуть. Види­мо, надо­ел, как муха над ухом.

Хочет­ся отме­тить, что Аскар Сем­бай быв­ший сотруд­ник сило­вых струк­тур, разо­ча­ро­вав­ший­ся в систе­ме, он зна­ет ее изнут­ри и пред­став­ля­ет для нее опас­ность. В отно­ше­нии него режим тоже при­ме­нял мно­го жесто­ких мер воз­дей­ствия от штра­фов до гру­бых задер­жа­ний, тогда Аскар пере­ме­стил­ся в интер­нет, и там он стал тоже неуго­ден. Сво­и­ми язви­тель­ны­ми фра­за­ми на двух язы­ках нема­ло бес­по­койств он при­чи­нил быв­шим сослу­жив­цам. Итак, Аска­ра очень гру­бо задер­жа­ли на ули­це в нача­ле мая. Шесть пере­оде­тых чело­век его скру­ти­ли на оста­нов­ке как осо­бо опас­но­го пре­ступ­ни­ка, нанес­ли неко­то­рые трав­мы. Его домаш­ние обес­по­ко­е­ны об обсто­я­тель­ствах его место­на­хож­де­ния, как быв­ше­го сотруд­ни­ка. Не сек­рет, что с таки­ми могут сде­лать уго­лов­ни­ки. Спра­вед­ли­во­сти ради хочет­ся ска­зать, что сре­ди акти­ви­стов есть быв­шие слу­жи­те­ли зако­на, разо­ча­ро­вав­ши­е­ся в систе­ме. Есть и быв­шие учи­те­ля, кото­рые виде­ли побо­ры с роди­те­лей в шко­лах, а так­же под­та­сов­ки на выбо­рах. Есть даже несколь­ко слу­жи­те­лей куль­та, кото­рые жела­ют стране добра.

– Уже два меся­ца про­дол­жа­ет­ся след­ствие, как поса­ди­ли их, потом их ждет суд, кото­рый по тако­му делу может длить­ся вплоть до трех меся­цев, – про­дол­жа­ет адво­кат. – Воз­мож­но, после суда их отпу­стят на сво­бо­ду. Но, я счи­таю, что в ходе это­го дей­ствия «Алга, Казах­стан!» тоже будет при­зна­на экс­тре­мист­ской орга­ни­за­ци­ей. Это сугу­бо моё мне­ние. Вме­сте с тем, хочет­ся ска­зать, что это толь­ко нача­ло. Они то вый­дут из тюрь­мы, но затем нач­нет­ся пого­ня за теми, кто с ними тес­но общал­ся. Неза­кон­ный обыск в доме Мара­та Жылан­ба­е­ва, вскры­тие и изу­че­ние всех теле­фо­нов, опре­де­ле­ние кон­так­тов и ещё мно­же­ство раз­ных след­ствен­ных мани­пу­ля­ций наво­дят на эту мысль. У нас дра­ко­нов­ское, жест­кое поли­цей­ское госу­дар­ство, и, по мое­му мне­нию, весь про­тест и ина­ко­мыс­лие в буду­щем будут сра­зу опре­де­лять­ся, в том чис­ле и неза­кон­ны­ми мето­да­ми, и пре­се­кать­ся на корню.

Да и сами сред­ства свя­зи и сле­же­ния спо­соб­ству­ют это­му. Казах­стан зани­ма­ет одно из пер­вых мест в мире по коли­че­ству сотруд­ни­ков поли­ции на душу насе­ле­ния, но от это­го без­опас­нее и луч­ше мы жить не ста­ли. А наши мате­ри­аль­ные бла­га и ресур­сы дав­но уже не наши. А кто про­тив, тот – сабо­таж­ник, экс­тре­мист, неже­ла­тель­ный эле­мент, вплоть до вра­га наро­да. Такое ощу­ще­ние, что кон­сти­ту­ци­он­ные пра­ва и сво­бо­ды – это сказ­ка из стра­ны утопии.

Напом­ним, что сто­лич­ный суд запре­тил дея­тель­ность дви­же­ния «Көше» пар­ти­я­сы, при­знав его «экс­тре­мист­ским», в 2020 году. Судеб­ное реше­ние не было опуб­ли­ко­ва­но, как и выне­сен­ное в 2018 году реше­ние о запре­те дви­же­ния «Демо­кра­ти­че­ский выбор Казах­ста­на», «транс­фор­ми­ро­вав­ше­го­ся», по мне­нию про­ку­ра­ту­ры, в «Көше» пар­ти­я­сы. В резо­лю­ци­ях Евро­пей­ско­го пар­ла­мен­та оба дви­же­ния назва­ны «мир­ной оппозицией».

В Казах­стане по обви­не­нию в при­част­но­сти к делам этих двух орга­ни­за­ций осуж­де­ны сот­ни акти­ви­стов. Боль­шин­ство из них были при­зна­ны пра­во­за­щит­ни­ка­ми «полит­за­ключенны­ми».

Поли­ция не дает ком­мен­та­ри­ев.

Евге­ний МОЛЧАНОВ

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн