Четверг , 3 июля 2025

РЕФОРМЫ для ПРОФОРМЫ

Что на самом деле сто­ит за тока­ев­ски­ми преобразованиями?

В про­шлую пят­ни­цу, 15 янва­ря, «вре­мен­но про­пи­сан­ный» в Акор­де граж­да­нин Тока­ев высту­пил перед вновь назна­чен­ным депу­тат­ским кор­пу­сом. Он вскрыл перед ними так назы­ва­е­мый «вто­рой пакет реформ», состо­я­щий из семи пунк­тов и при­зван­ный обно­вить соци­аль­но-эко­но­ми­че­скую и поли­ти­че­скую ситу­а­цию в стране. Все, в том чис­ле сам ора­тор и его слу­ша­те­ли, пони­ма­ют, что на эти рефор­мы для про­фор­мы не сле­ду­ет обра­щать осо­бо­го вни­ма­ния, одна­ко нуж­но знать, с кем име­ем дело, поэто­му озна­ко­мим чита­те­ля с основ­ны­ми поло­же­ни­я­ми «паке­та» и объ­яс­ним, что имен­но име­ли в виду соста­ви­те­ли документа.

Начать, навер­ное, сле­ду­ет с того, что выступ­ле­ние Тока­е­ва слу­чи­лось на пятый день после того, что у нас по при­выч­ке назы­ва­ют «выбо­ра­ми». Без­услов­но, оно было запла­ни­ро­ва­но зара­нее – еще нака­нуне Дня неза­ви­си­мо­сти во вре­мя раз­да­чи меда­лек себе­по­доб­ным он отме­тил, что новый пакет реформ будет озву­чен в нача­ле янва­ря, а пре­зен­та­ция это­го паке­та была про­из­ве­де­на в сен­тяб­ре – в рам­ках послания.

Забе­гая впе­ред, мож­но ска­зать, что ниче­го осо­бо­го в новом про­ек­те Тока­е­ва не было – абсо­лют­но ниче­го не меша­ло осу­ще­ствить все это в про­шлом и даже поза­про­шлом году. Но сце­на­рий тран­зит­но­го пери­о­да был рас­пи­сан зара­нее, и ника­ких серьез­ных откло­не­ний от него быть не долж­но, даже если реа­лии настой­чи­во дик­то­ва­ли про­ти­во­по­лож­ное. Да, конеч­но, кое-какие прав­ки и допол­не­ния вно­си­лись «по ходу», но чаще это было сде­ла­но для «инфор­ма­ци­он­но­го пово­да» или уси­ле­ния неко­то­рых момен­тов. Есте­ствен­но, в поль­зу вла­сти, кото­рая вдруг захо­те­ла сама себя реформировать.

Дру­ги­ми сло­ва­ми, к нынеш­ним ини­ци­а­ти­вам Акор­ды нуж­но отно­сить­ся сдер­жан­но, без эмо­ций и пусто­го кри­ти­кан­ства – ведь нуж­но пони­мать, что заду­ма­ла власть. Мож­но еще задать­ся вопро­сом – во сколь­ко все это сомни­тель­ное удо­воль­ствие обой­дет­ся нам, нало­го­пла­тель­щи­кам, и соот­вет­ствен­но, какая часть из этих мил­ли­ар­дов уйдет в кар­ма­ны самих глав­ных «рефор­ма­то­ров» и испол­ни­те­лей на местах, но об этом сто­ит пого­во­рить отдель­но. Пока же попро­бу­ем выяс­нить, что сто­ит за «напо­лео­нов­ски­ми пла­на­ми» вла­стей. Пони­ма­ем, что это не очень инте­рес­но, но все же позна­ва­тель­но – нуж­но знать, что хочет пар­тия и правительство.

Сна­ча­ла экономика

Что­бы сра­зу закрыть денеж­ную тему, сна­ча­ла рас­смот­рим соци­аль­но-эко­но­ми­че­ский блок выступ­ле­ния Тока­е­ва. Какие-то кон­крет­ные вещи мож­но будет гово­рить после засе­да­ния выс­ше­го сове­та при пре­зи­ден­те, назна­чен­но­го на конец янва­ря, но судя по чле­нам этой ком­па­нии, вклю­ча­ю­щей Тиму­ра Кули­ба­е­ва и чле­нов пра­ви­тель­ства (то есть тех, кто весь этот бар­дак в эко­но­ми­ке и устро­ил), ниче­го пут­но­го ждать не при­хо­дит­ся. Оче­вид­но, что будут лоб­би­ро­вать­ся инте­ре­сы толь­ко отдель­ных ФПГ (финан­со­во-про­мыш­лен­ных груп­пи­ро­вок), кото­рые в про­сто­на­ро­дье назы­ва­ют­ся «кла­на­ми». А «избран­ные» депу­та­ты долж­ны это­му делу под­мах­нуть, при­няв соот­вет­ству­ю­щие зако­ны и обой­дя вни­ма­ни­ем кон­троль за рас­хо­до­ва­ни­ем средств.

Без­услов­но, будут какие-то «пря­ни­ки» в виде точеч­ной (адрес­ной) соци­аль­ной помо­щи – не без это­го, но, как у нас при­ня­то, они будут направ­ле­ны в боль­шей сте­пе­ни не для помо­щи граж­да­нам, а для под­ня­тия соб­ствен­но­го ими­джа и для пово­да заявить, что мы столь­ко-то потра­ти­ли на народ. Здесь, кста­ти, нуж­но учи­ты­вать: под­держ­ка ока­зы­ва­ет­ся не отдель­ным кате­го­ри­ям граж­дан, а тем, кто смог прой­ти муд­ре­ный квест для полу­че­ния АСП. А что каса­ет­ся всех дру­гих, то они по-преж­не­му будут предо­став­ле­ны сами себе. Меж­ду про­чим, вся эта затея с предо­став­ле­ни­ем воз­мож­но­сти казах­стан­цам заби­рать (в стро­гих рам­ках) свои пен­си­он­ные накоп­ле­ния, тоже гово­рит о том, что пра­ви­тель­ство при­зна­ет отсут­ствие денег в казне и хочет зара­нее «умыть руки».

«В целом систем­ные пре­об­ра­зо­ва­ния будут про­дол­же­ны», – ска­зал Касым-Жомарт Кеме­ле­вич, и эта фра­за зву­ча­ла как угро­за, так как все пре­крас­но осве­дом­ле­ны, что было рань­ше и чем все это закон­чи­лось (в луч­шем слу­чае – ничем). Это каса­ет­ся и обе­щан­но­го упро­ще­ния бюд­жет­ных про­це­дур, что в тео­рии может озна­чать услож­не­ние воров­ства на местах. Но учи­ты­вая тот момент, что мест­ные бюд­же­ты теперь в боль­шей сте­пе­ни будут отда­ны на откуп реги­о­наль­ным мас­ли­ха­там, а они в свою оче­редь «выбра­ны» по обра­зу и подо­бию мажи­ли­са, то это тоже лишь види­мость открытости.

«Неслы­ша­щее государство»

Вооб­ще, в ходе выступ­ле­ния ора­тор опять сел на люби­мо­го конь­ка про «слы­ша­щее госу­дар­ство», «обрат­ную связь» и «обще­ствен­ные сове­ты», но на этот раз не так уве­рен­но, как в нача­ле сво­е­го пре­зи­дент­ства. Упо­мя­нул он и о выбор­но­сти аки­мов, но не стал уточ­нять, будут ли они пря­мые или, как сле­ду­ет ожи­дать, опять рука­ми мас­ли­ха­тов­цев. Таким обра­зом, мож­но сде­лать вывод, что даже на офи­ци­аль­ном уровне рефор­ма­тор­ский пыл у нынеш­не­го руко­вод­ства стра­ны замет­но поутих. Поэто­му ему при­хо­дит­ся обе­щать в мень­ших объ­е­мах и с мень­шим качеством.

Так, напри­мер, уже не было кон­кре­ти­ки в бра­ва­де по рефор­ми­ро­ва­нию гос­ап­па­ра­та и опти­ми­за­ции ква­зи­го­су­дар­ствен­но­го сек­то­ра. Воз­мож­но, это была лишь демо­вер­сия «вто­ро­го паке­та», но надо напом­нить, что о модер­ни­за­ции госу­дар­ствен­но­го аппа­ра­та Тока­ев тоже гово­рил преж­де, пообе­щав сокра­тить гос­слу­жа­щих на 25 про­цен­тов. Это выгля­дит немно­го лука­во, так как он тут же заяв­ля­ет о созда­нии новых агентств и мини­стерств, да и мало кто верит, что сокра­ще­ние клер­ков будет про­хо­дит на спра­вед­ли­вой осно­ве и не подо­гре­ет внут­рен­нюю кор­руп­цию. Впро­чем, нуж­но загля­ды­вать глуб­же, так как про­бле­ма эффек­тив­но­сти рабо­ты все­го гос­ап­па­ра­та не в его раз­ду­то­сти, а в систе­ме, зало­жен­ной в него изна­чаль­но. И ника­ки­ми нор­ма­тив­ны­ми акта­ми это не испра­вишь хотя бы пото­му, что акты эти выпус­ка­ют все те же лица. А вот об этом не было ска­за­но ни сло­ва ни тогда, ни сейчас.

К это­му пунк­ту высту­па­ю­щий зачем-то при­стег­нул «циф­ро­ви­за­цию» – ведь даже дале­кий от новых тех­но­ло­гий чело­век пони­ма­ет, что усо­вер­шен­ство­ва­ние теле­фон­но­го аппа­ра­та и модер­ни­за­ция аппа­ра­та госу­дар­ствен­но­го – это вещи, лежа­щие в раз­ных плос­ко­стях. Зато более под­хо­дя­ще объ­еди­нить это с рефор­ми­ро­ва­ни­ем судеб­ной и пра­во­охра­ни­тель­ной систем. По идее эти направ­ле­ния долж­ны рас­смат­ри­вать­ся и, соот­вет­ствен­но, рефор­ми­ро­вать­ся отдель­но – каса­тель­но норм пра­ва, но тем самым власть при­зна­лись, что дей­ствия судей и без­дей­ствие поли­ции явля­ет­ся пре­ро­га­ти­вой режи­ма, его рыча­га­ми давления.

О пра­вах граж­дан ора­тор тоже упо­мя­нул – не без это­го, но мы оста­нав­ли­вать­ся на этом не ста­нем, так как понят­но, что любое сло­во, ска­зан­ное им по пово­ду пра­во­за­щит­ной дея­тель­но­сти, явля­ет­ся само­об­ма­ном и обма­ном окру­жа­ю­щих. Хотя бы на фоне жесто­ких дей­ствий спец­на­за в отно­ше­нии мир­но­го шествия в день выбо­ров и бес­со­вест­но­го воров­ства голо­сов тогда же. Как бы не заме­чая это­го, номи­наль­ный гла­ва «слы­ша­ще­го» госу­дар­ства «пере­вел стрел­ки» по нару­ше­ни­ям прав чело­ве­ка на реги­о­ны – мол, имен­но там, в неболь­ших горо­дах и посел­ках нашей необъ­ят­ной роди­ны и про­ис­хо­дит бес­пре­дел по отно­ше­нию к казах­стан­цам, а в обе­их сто­ли­цах все спо­кой­но. И это тоже был свое­об­раз­ный мес­седж обще­ству – Акор­да не обра­ща­ла и не наме­ре­на обра­щать впредь вни­ма­ния на подоб­ные вещи, а наобо­рот, будет про­дол­жать прак­ти­ку репрес­сив­ных дей­ствий про­тив ина­ко­мыс­лия. Самый све­жий при­мер – наезд нало­го­ви­ков на НПО, зани­ма­ю­щих­ся пра­во­за­щит­ной дея­тель­но­стью и наблю­де­ни­ем за выборами.

Выбор будет?

Но несо­мнен­но самой запо­ми­на­ю­щей­ся частью выступ­ле­ния Тока­е­ва было упо­ми­на­ние о выбо­рах. При­чем об этом он ска­зал в двух пунк­тах. Сна­ча­ла он пове­дал о том, что мож­но умень­шить про­ход­ной балл в мажи­лис с 7 до 5 про­цен­тов – мол, это поз­во­лит улуч­шить поли­ти­че­скую кон­ку­рен­цию. При этом высту­па­ю­щий зачем-то ска­зал, что неко­то­рые пар­тии «поте­ря­ли голо­са». Понят­но, что он не имел в виду воров­ство голо­сов и пере­рас­пре­де­ле­ние их рука­ми цен­триз­бир­ко­ма, но все рав­но из его уст это зву­ча­ло забав­но. В любом слу­чае понят­но, что дело даже не в 7‑процентном барье­ре, а в том, как счи­та­ют эти про­цен­ты. Точ­нее, как под­во­дят полу­чен­ный резуль­тат под зара­нее гото­вые циф­ры. А поли­ти­че­ская кон­ку­рен­ция невоз­мож­на сре­ди пар­тий-сател­ли­тов – нуж­но, как мини­мум, реги­стри­ро­вать новую, и не одну.

Наив­ную улыб­ку вызва­ло сето­ва­ние Касым-Жомар­та Кеме­ле­ви­ча на то, что у нас нет гра­фы «про­тив всех», как в нор­маль­ных стра­нах, заявив, что ее нуж­но вве­сти в наши бюл­ле­те­ни. Он либо забыл, либо не знал, что такая гра­фа суще­ство­ва­ла до нуле­вых годов, а потом исчез­ла без каких-либо юри­ди­че­ских осно­ва­ний. Поэто­му тре­бо­вать ее воз­вра­ще­ния по мень­шей мере глу­по. Как пра­виль­но было заме­че­но, эти пунк­ты совер­шен­но спо­кой­но мож­но было вве­сти до выбо­ров, но ведь тогда и «Нур Отан», и сам ее пред­ста­ви­тель в Акор­де, мяг­ко гово­ря, попа­ли бы впро­стак, даже учи­ты­вая мас­со­вые нару­ше­ния на выборах.

Впро­чем, тема про «про­тив всех» ско­рее все­го была вклю­че­на в речь Тока­е­ва уже после «10.01», и вклю­че­на неук­лю­же – попа­ла в раз­дел по пра­вам чело­ве­ка. Полу­чи­лась некая ого­вор­ка по-Фрей­ду – Акор­да при­зна­ла, что фаль­си­фи­ка­ции явля­ют­ся нару­ше­ни­ем прав граж­дан РК. В общем, если читать (слу­шать) выступ­ле­ние «квар­ти­ро­съем­щи­ка» из Акор­ды «меж­ду строк», то ста­но­вит­ся понят­но, что дела у вла­сти пло­хи и нет былой уве­рен­но­сти в себе и сво­ем буду­щем. Того гля­ди, могут даже на чест­ные выбо­ры пой­ти и занять­ся воз­вра­ще­ни­ем мил­ли­ар­дов, выве­ден­ных за «кор­дон». Хотя это тоже будет имитацией.

И послед­нее. В речи Тока­е­ва то и дело зву­ча­ли сло­ва «долж­ны» или «долж­на» в смыс­ле, что такое долж­но быть, но ни одно­го сло­ва «будет». Ни одно­го тре­бо­ва­ния – все в виде прось­бы и поже­ла­ний типа «эх, хоро­шо было бы, если бы полу­чи­лось так». И это сло­ва и фра­зы того, кто счи­та­ет себя пре­зи­ден­том страны?

Мирас НУРМУХАНБЕТОВ,

«

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн