Суббота , 5 июля 2025

Сергей Дуванов: В КАЗАХСТАНЕ УСТАНОВИЛСЯ ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ СУЛТАНАТ

«Дал вче­ра интер­вью одно­му СМИ. Сего­дня узнал, что интер­вью не вый­дет. Види­мо, что-то не понра­ви­лось. Хоро­шо, есть «Фейс­бук», кото­рый без цен­зу­ры» – напи­сал Сер­гей Дува­нов на днях на сво­ей стра­нич­ке в соцсети. 

Мы позво­ни­ли г‑ну Дува­но­ву и напом­ни­ли, что кро­ме «Фейс­бу­ка» есть еще «ДАТ», кото­рый тоже абсо­лют­но избе­га­ет цен­зу­ры. Извест­ный пуб­ли­цист и пра­во­за­щит­ник любез­но согла­сил­ся напе­ча­тать свое неопуб­ли­ко­ван­ное интер­вью в нашей газете.

Корр.: Вче­ра елба­сы про­вел засе­да­ние Сове­та без­опас­но­сти. Было собра­но все руко­вод­ство стра­ны, вклю­чая пре­зи­ден­та. Вновь всем дал ука­за­ния. Что делать, куда стре­мить­ся, на что обра­тить вни­ма­ние. Дал ука­за­ние в части про­ве­де­ния пре­зи­дент­ских выборов.

Вы може­те объ­яс­нить, кто в стране глав­ный и како­ва роль пре­зи­ден­та? Не усмат­ри­ва­е­те ли вы в этом двое­вла­стие? И как все это соот­но­сит­ся с Кон­сти­ту­ци­ей стра­ны, кото­рая опре­де­ля­ет Казах­стан как пре­зи­дент­скую республику?

С.Д.: Нет ника­ко­го двое­вла­стия. Двое­вла­стие – это когда есть два цен­тра при­ня­тия реше­ний. В нашем слу­чае все жиз­нен­но важ­ные, стра­те­ги­че­ские реше­ния при­ни­ма­ет лидер нации, в Иране это – аятол­ла, у нас – елбасы. 

Пре­зи­дент­ская вер­ти­каль сохра­ни­лась, и она рабо­та­ет. Но у нее ото­бра­ли пра­во при­ни­мать судь­бо­нос­ные, стра­те­ги­че­ские реше­ния, кото­рые оста­вил за собой лидер нации и Пер­вый пре­зи­дент. Он же пред­се­да­тель Сов­беза и лидер пра­вя­щей пар­тии. К тому, что напи­са­но в Кон­сти­ту­ции, это не име­ет ника­ко­го отно­ше­ния. Эта вре­мен­ная кон­фи­гу­ра­ция вла­сти, кото­рая пона­до­би­лась ста­ре­ю­ще­му Назар­ба­е­ву, что­бы пере­ло­жить всю теку­щую рабо­ту на пре­зи­ден­та Тока­е­ва, а само­му оста­вить за собой кон­троль за испол­не­ни­ем его реше­ний. Таким обра­зом центр при­ня­тия реше­ний один, а зна­чит, нет кон­флик­та инте­ре­сов и не может быть ника­ко­го двоевластия.

Корр.: Вы хоти­те ска­зать, что Тока­ев не может при­ни­мать само­сто­я­тель­ных решений?

С.Д.: Нет, поче­му же? У него есть пол­но­мо­чия при­ни­мать реше­ния в рам­ках реа­ли­за­ции ука­за­ний лиде­ра нации. Елба­сы ука­зы­ва­ет цель, ста­вит зада­чи, а пре­зи­дент дума­ет и реша­ет, как все это выпол­нить. Так что на сво­ем уровне он вполне может при­ни­мать реше­ния и давать ука­за­ния пра­ви­тель­ству. Но в нынеш­ней иерар­хии он под­чи­ня­ет­ся елба­сы. По-любо­му рулит Назар­ба­ев, он при­ни­ма­ет реше­ния и зача­стую через голо­ву президента.

Так что по фак­ту Казах­стан уже не пре­зи­дент­ская рес­пуб­ли­ка, а некий сул­та­нат, в кото­ром реаль­ная власть при­над­ле­жит лиде­ру нации и кото­рый еди­но­лич­но опре­де­ля­ет и реша­ет, как жить и раз­ви­вать­ся стране. 

Корр.: Как же так полу­чи­лось, что мы неза­мет­но ска­ти­лись до султаната?

С.Д.: Сул­та­нат был уже дав­но. Но он скры­вал­ся под вывес­кой пре­зи­дент­ской фор­мы прав­ле­ния. По фак­ту пре­зи­дент Казах­ста­на обла­дал неогра­ни­чен­ны­ми власт­ны­ми пол­но­мо­чи­я­ми, какие не у всех монар­хов были. 

 Раз­ве то, что он может сде­лать сво­им наслед­ни­ком дочь, пле­мян­ни­ка или дру­го­го род­ствен­ни­ка, это не дока­зы­ва­ет право­ту моих слов? И тако­вым, кста­ти, оста­ет­ся и сего­дня, но уже несколь­ко в ином ста­ту­се. Тот же сул­та­нат, толь­ко вид с боку. 

Корр.: А зачем все эти назна­че­ния Тока­е­ва фак­ти­че­ски на один месяц, а теперь эти досроч­ные выбо­ры. Не серьез­но как-то. Не про­ще ли было сра­зу объ­явить выборы?

С.Д.: Вопрос явно не ко мне. Мне труд­но объ­яс­нить всю эту кух­ню, не зная того, что там в реаль­но­сти про­ис­хо­дит. Мож­но толь­ко дога­ды­вать­ся и пред­по­ла­гать. Похо­же, что дей­стви­тель­но там про­ис­хо­дит что-то тре­вож­ное, что застав­ля­ет по ходу менять пла­ны и при­ни­мать новые реше­ния. Наи­бо­лее рабо­чая вер­сия, что это свя­за­но со здо­ро­вьем Назар­ба­е­ва. Види­мо, все дей­стви­тель­но серьез­но, если они так спе­шат. Ощу­ще­ние, что счет пошел на дни.

Корр.: Что вы дума­е­те о выбо­рах? Мно­гие счи­та­ют, что они будут отли­чать­ся от тех, что были рань­ше, когда выдви­гал­ся Назарбаев?

С.Д.: Что я думаю о выбо­рах? Думаю, что на этих выбо­рах у казах­стан­цев сно­ва не будет реаль­но­го выбо­ра. А пото­му они прой­дут по зара­нее рас­пи­сан­но­му сце­на­рию с уже извест­ным победителем. 

Для чего Назар­ба­е­ву нуж­ны выбо­ры? Что­бы поса­дить в крес­ло пре­зи­ден­та сво­е­го чело­ве­ка. Пре­ем­ни­ка, кото­рый про­дол­жит его поли­ти­че­ский курс и ста­нет вер­ным хра­ни­те­лем сла­вы Пер­во­го пре­зи­ден­та и всех его памят­ни­ков после того, как елба­сы не ста­нет. Реша­ет­ся зада­ча остать­ся в исто­рии Пер­вым пре­зи­ден­том, лиде­ром нации, отцом-осно­ва­те­лем казах­ской госу­дар­ствен­но­сти. Для это­го важ­но, что­бы в крес­ле пре­зи­ден­та ока­зал­ся чело­век, кото­рый обес­пе­чит не толь­ко пре­ем­ствен­ность вла­сти, но и гаран­тии сохран­но­сти сфор­му­ли­ро­ван­ных ныне заслуг Назар­ба­е­ва. Не казах­стан­цам же это решать. Поэто­му выбор уже сде­лан, и мы об этом узна­ем в самое бли­жай­шее время.

Корр.: И кто же, по-ваше­му, наи­бо­лее веро­ят­ный кандидат?

С.Д.: Пола­гаю, это будет Дари­га Назар­ба­е­ва. Или как вари­ант –Тока­ев, с после­ду­ю­щей его заме­ной опять же на Назар­ба­е­ву или кого-то из родни. 

Корр.: А вы не допус­ка­е­те уча­стие в борь­бе за пре­зи­дент­ское крес­ло дру­гих тяже­ло­ве­сов казах­стан­ской поли­ти­ки? Ска­жем, Тас­ма­гам­бе­то­ва?

С.Д.: С чего бы это? Не нуж­но фан­та­зи­ро­вать насчет того, что что-то поме­ня­лось и уже дуют дру­гие вет­ры. Увы! Вет­ры все те же и опре­де­ля­ет их направ­ле­ние и силу все тот же чело­век. Повто­ряю, ниче­го у нас пока не изме­ни­лось – все оста­ет­ся, как и преж­де. Стра­ной управ­ля­ет Назар­ба­ев Нур­сул­тан Аби­ше­вич и все раз­го­во­ры о двое­вла­стии – это от лукавого. 

Корр.: Воз­мож­но ли, что жизнь вне­сет свои кор­рек­ти­вы и изме­не­ния в сце­на­рий, о кото­ром вы ска­за­ли? Допу­стим, оппо­зи­ция кон­со­ли­ди­ру­ет­ся и выдви­нет сво­е­го кан­ди­да­та и тот вый­дет во вто­рой тур выборов.

С.Д.: Вряд ли. Оппо­зи­ция, а точ­нее люди, ее оли­це­тво­ря­ю­щие, рас­ко­ло­ты на части и нахо­дят­ся, в состо­я­нии непри­ми­ри­мо­го про­ти­во­сто­я­ния. Им лег­че пой­ти на пере­го­во­ры с вла­стью, чем друг с дру­гом. И если кто-то из них смо­жет выдви­нуть кан­ди­да­та, то дру­гие будут оппо­ни­ро­вать ему, а не под­дер­жи­вать. С точ­ки зре­ния готов­но­сти к выбо­рам оппо­нен­тов режи­ма – все на нуле. Ну и потом, что мож­но сде­лать за два меся­ца, а точ­нее даже за один, кото­рый отпу­щен на аги­та­цию. Это несерьезно.

Корр. Вы хоти­те ска­зать, что Акор­де вооб­ще нече­го бояться и у нее все полу­чит­ся из задуманного?

С.Д.: Да, несмот­ря на спеш­ку, вла­сти под­го­тов­ле­ны к это­му спек­так­лю под назва­ни­ем «выбо­ры» очень хоро­шо. Един­ствен­ное сла­бое место в их сце­на­рии – это явка избирателей. 

Тут такая ариф­ме­ти­ка полу­ча­ет­ся. У нас тра­ди­ци­он­но при­мер­но поло­ви­на изби­ра­те­лей нико­гда не ходит на выбо­ры. 20–30 про­цен­тов – это те, кто не будет голо­со­вать, пото­му что они либо про­тив кан­ди­да­тов, выстав­лен­ных вла­стью, либо не видят там тех, за кого они мог­ли бы отдать голоса. 

Оста­ют­ся 20–30 про­цен­тов, на кото­рых может рас­счи­ты­вать Цен­триз­бир­ком. Но и это не все. Учи­ты­вая отсут­ствие интри­ги и пони­ма­ние людей, что это ника­кие не выбо­ры, а пере­да­ча вла­сти от Назар­ба­е­ва к его пре­ем­ни­ку, жела­ю­щих тащить­ся на изби­ра­тель­ные участ­ки может ока­зать­ся и того меньше. 

Пред­став­ля­е­те, как будут выгля­деть изби­ра­тель­ные участ­ки, если на них при­дут от силы 20%. При такой явке гово­рить о леги­тим­но­сти избран­но­го пре­зи­ден­та не пред­став­ля­ет­ся воз­мож­ным. Де-факто это будет озна­чать неглас­ный бой­кот казах­стан­цев и выбо­рам, и этой власти. 

Корр.: Ну, вы же зна­е­те, вклю­чит­ся адми­ни­стра­тив­ный ресурс. Нач­нут застав­лять бюд­жет­ни­ков идти и голо­со­вать под рос­пись. Моби­ли­зу­ют сту­ден­тов, армию и т.д. Что-то еще придумают.

С.Д.: Да, конеч­но, это все будет. Но поиме­ют при этом столь­ко зло­сти и нена­ви­сти от тех, кому будут выкру­чи­вать руки. Это все будет зафик­си­ро­ва­но наблю­да­те­ля­ми – а это оче­ред­ная пор­ция позо­ра. А еще есть соц­се­ти. Все это гряз­ное белье будет выве­ше­но в соци­аль­ных сетях и высме­я­но по пол­ной. На этой поч­ве об власть не выти­ра­ет ноги толь­ко ленивый.

Корр.: Что-нибудь при­ду­ма­ют. Не в первой.

С.Д.: Вот-вот, я тоже так думаю. Они все это навер­ня­ка тоже про­счи­ты­ва­ют. Поэто­му не исклю­чаю, что могут при­ду­мать что-то такое, что решит про­бле­му низ­кой явки. Пред­став­ля­е­те, возь­мут и выдви­нут одно­вре­мен­но Тока­е­ва и Назар­ба­е­ву. Люди в заме­ша­тель­стве – кто из этих двух. Сра­зу появ­ля­ет­ся интри­га, кото­рая вряд ли оста­вит рав­но­душ­ны­ми даже мно­гих из тех, кто нико­гда не голо­со­вал. Под такое воз­бу­дят­ся все. Думаю, в этом слу­чае даже часть про­тестно настро­ен­ных людей при­мет уча­стие в голо­со­ва­нии, опре­де­лив для себя более под­хо­дя­щую кан­ди­да­ту­ру. Понят­но, что все это будет обман и разыг­ран­ное шоу. Побе­ди­тель по-любо­му будет опре­де­лен задол­го до спек­так­ля. Ну а послуш­ные избир­ко­мы, как водит­ся, нуж­ный про­цент нарисуют. 

Корр.: Вряд ли наши вла­сти на такое спо­соб­ны. Слиш­ком это все по … украински. 

С.Д.: Зато, пред­став­ля­е­те, какой резо­нанс будет на Запа­де. Впер­вые в Казах­стане чест­ные и аль­тер­на­тив­ные выбо­ры, в кото­рых с отры­вом в 3% в упор­ной бес­ком­про­мисс­ной борь­бе побе­ди­ла Дари­га Назар­ба­е­ва. И нико­го-то с ули­цы, а дей­ству­ю­ще­го пре­зи­ден­та. С таким бек­гра­ун­дом все забу­дут, что она дочь президента.

Корр.: Кра­си­вую кар­ти­ну нари­со­ва­ли. Зачем? Не про нас она. Это в дру­гих стра­нах так выбо­ры про­во­дят. У нас все, похо­же, будет ина­че. При­выч­нее, скуч­нее, но надежнее.

С.Д.: Если чест­но, то я тако­го сце­на­рия как раз боюсь. Я сто­рон­ник совер­шен­но дру­го­го сце­на­рия, ито­гом кото­ро­го была бы сме­на нынеш­ней пара­диг­мы вла­сти, что немыс­ли­мо без заме­ны всех фигу­ран­тов нынеш­ней вла­сти. Пред­сто­я­щие выбо­ры, к сожа­ле­нию, это не тот меха­низм, при помо­щи кото­ро­го сего­дня это мож­но сделать.

 Выбо­ры без выбо­ра – это не наши выбо­ры. Пусть в них участ­ву­ют при­вык­шие ходить стро­ем и верить сво­им вождям.

«D»

Республиканский еженедельник онлайн