Пятница , 4 июля 2025

СЕРГЕЙ ДУВАНОВ: ОТОРВАТЬСЯ ОТ ДИВАНА И СДЕЛАТЬ СВОЙ ВЫБОР!

В минув­шие выход­ные состо­я­лись оче­ред­ные вне­оче­ред­ные выбо­ры пре­зи­ден­та РК. Несмот­ря на выяв­лен­ные мно­го­чис­лен­ные нару­ше­ния, Тока­ев полу­чил ожи­да­е­мые 70,96% голо­сов избирателей. 

Пока новый пре­зи­дент при­ни­мал поздрав­ле­ния, спец­наз и СОБР бес­це­ре­мон­но задер­жи­вал всех, кто выра­жал свое несо­гла­сие. Таких хва­ти­ло, что­бы пере­пол­нить все РОВД сто­ли­цы и Алма­ты. О выбо­рах, кан­ди­да­тах и граж­дан­ском обще­стве читай­те в интер­вью с пра­во­за­щит­ни­ком, извест­ным пуб­ли­ци­стом Сер­ге­ем ДУВАНОВЫМ.

– Сер­гей Вла­ди­ми­ро­вич, наив­ные ожи­да­ния людей о чест­ных выбо­рах, о чем так гро­мо­глас­но обе­щал Касым-Жомарт Тока­ев, не оправ­да­лись. «Фейс­бук» пест­рит видеодо­ка­за­тель­ства­ми о мас­со­вых вбро­сах бюл­ле­те­ней и фаль­си­фи­ка­ци­ях. Всё это ина­че, как – «поли­ти­че­ским свин­ством», не назо­вешь. Но как гово­рит­ся – «из любо­го свин­ства мож­но выре­зать кусок вет­чи­ны». В нашем слу­чае какой урок из все­го это­го может извлечь для себя граж­дан­ское общество?

– Из выбо­ров и обе­ща­ний Тока­е­ва казах­стан­цы долж­ны уяс­нить одно – что верить людям во вла­сти нель­зя. И это каса­ет­ся не толь­ко Тока­е­ва. Это все, кого вырас­тил Назар­ба­ев за почти 30 лет сво­е­го прав­ле­ния. Имя им леги­он. Обман для людей во вла­сти – это основ­ной инстру­мент управ­ле­ния стра­ной. Нынеш­ние выбо­ры и обе­ща­ние Тока­е­ва гаран­ти­ро­вать чест­ные выбо­ры – это нагляд­ный урок для тех, кто еще питал иллю­зии насчет этой вла­сти. С этой точ­ки зре­ния это даже хоро­шо – появит­ся опре­де­лен­ный имму­ни­тет к подоб­но­го рода обещаниям. 

Будем назы­вать вещи сво­и­ми име­на­ми. Тока­ев не сдер­жал сво­их обе­ща­ний отно­си­тель­но чест­ных выбо­ров. Гово­ря по-муж­ски – не отве­тил за свои сло­ва. Какие пер­спек­ти­вы ожи­да­ли бы поли­ти­ков в подоб­ных слу­ча­ях, име­ют­ся в виду в демо­кра­ти­че­ских государствах?

– Рито­ри­че­ский вопрос. Думаю, что у него были бы боль­шие про­бле­мы на этих выбо­рах и боль­шин­ство граж­дан, даже из чис­ла ранее под­дер­жи­ва­ю­щих, про­сто не ста­ли бы за него голо­со­вать. А пото­му, такой чело­век вряд ли смог бы побе­дить на выбо­рах. Ложь поли­ти­ков в циви­ли­зо­ван­ном обще­стве – это один из смерт­ных гре­хов, кото­рый им не прощается.

– Нынеш­ний выбор­ный про­цесс замет­но отли­чал­ся воз­рос­шей граж­дан­ской актив­но­стью. Прак­ти­че­ский с момен­та объ­яв­ле­ния вне­оче­ред­ных пре­зи­дент­ских выбо­ров нача­лось раз­де­ле­ние на бой­кот­чи­ков и их про­тив­ни­ков. И те, и дру­гие аргу­мен­ти­ро­ванно дока­зы­ва­ли свою право­ту. На ваш взгляд, кто из них в ито­ге ока­зал­ся прав?

– Нач­нем с того, что граж­дан­ская актив­ность была задол­го до объ­яв­ле­ния выбо­ров. Об этом сви­де­тель­ству­ет реак­ция людей в соц­се­тях и не толь­ко на раз­лич­ные экс­тре­маль­ные собы­тия. Вспом­ним реак­цию на изна­си­ло­ва­ние ребен­ка в ЮКО, на убий­ство в Кара­ган­де в ресто­ране «Древ­ний Рим», на убий­ство Дени­са Тена, на гибель детей в пожа­ре в Астане. Так что выбо­ры толь­ко уси­ли­ли про­цесс граж­дан­ской активности. 

Теперь о рас­ко­ле в оппо­зи­ции, кото­рый в свою оче­редь при­вел к поля­ри­за­ции в граж­дан­ском обще­стве. На мой взгляд, оппо­зи­ция не смог­ла объ­еди­нить уси­лия по двум при­чи­нам. Пер­вая – вме­ша­тель­ство вла­сти, кото­рая пред­ло­жи­ла Коса­но­ву участ­во­вать в выбо­рах с при­це­лом исполь­зо­вать его в каче­стве иллю­стра­ции демо­кра­тич­но­сти выбо­ров. Вто­рая – завы­шен­ные амби­ции Абля­зо­ва, кото­рый прин­ци­пи­аль­но, кро­ме ДВК, нико­го не счи­та­ет оппо­зи­ци­ей в Казах­стане. Понят­но, что в этих усло­ви­ях ни о каком ком­про­мис­се и дого­во­рен­но­стях не мог­ло быть и речи. Каж­дый дви­гал­ся в сво­ем направ­ле­нии, кон­флик­туя друг с другом.

Выбо­ры пока­за­ли, что вой­на меж­ду оппо­нен­та­ми вла­сти – это худ­шее, что может пред­при­нять оппо­зи­ция во вре­мя про­ве­де­ния выбо­ров. Поэто­му пра­вых здесь нет и не мог­ло быть. Про­иг­ра­ли все. И те, кто при­зы­вал к бой­ко­ту в надеж­де, что бой­кот поз­во­лит выве­сти людей на мас­со­вые про­те­сты. И те, кто аги­ти­ро­вал за Коса­но­ва, пози­ци­о­ни­руя его в каче­стве пред­ста­ви­те­ля оппо­зи­ции режиму.

Бой­кот, как и пред­по­ла­га­лось, при­вел к тому, что люди про­сто не пошли голо­со­вать, но на про­те­сты так и не вышли. То есть все, чего доби­лись бой­кот­чи­ки, – это заста­ви­ли людей не участ­во­вать в выбо­рах. Но тол­ку от это­го нет и не может быть. Попыт­ка пере­ве­сти бой­кот в актив­ное рус­ло, то есть выве­сти людей на мас­со­вые про­те­сты, не увен­ча­лась успе­хом. В Алма­ты и Астане на при­зыв Абля­зо­ва устро­ить Май­дан, собрав от 10 000 до 50 000 чело­век, отклик­ну­лось несколь­ко сотен человек.

Голо­со­ва­ние за кан­ди­да­та оппо­зи­ции, несмот­ря на явный успех, закон­чи­лось пол­ным фиа­ско сто­рон­ни­ков Коса­но­ва. Еще до объ­яв­ле­ния ито­гов голо­со­ва­ния он поспе­шил при­знать свое пора­же­ние, несмот­ря на то, что голо­со­ва­ние на боль­шин­стве участ­ков ско­рее все­го было нечест­ным. В то вре­мя как на участ­ках, где были наблю­да­те­ли, он явно пре­тен­до­вал на побе­ду. То есть при чест­ном голо­со­ва­нии как мини­мум дол­жен был быть вто­рой тур.

– В ходе пре­зи­дент­ской гон­ки Амир­жа­на Коса­но­ва часто срав­ни­ва­ли с Вла­ди­ми­ром Зелен­ским. Поче­му из Коса­но­ва не полу­чил­ся Зеленский?

– Пото­му что он не само­сто­я­тель­ный поли­тик. Он все­гда был чьим-то. Быть ведо­мым – это его жиз­нен­ное кре­до. И в дан­ной ситу­а­ции он сыг­рал на тех, кто пред­ло­жил луч­шие усло­вия про­дви­же­ния его как поли­ти­ка. По край­ней мере, ему это пообе­ща­ли. В этом нет ниче­го пло­хо­го, в поли­ти­ке это нор­маль­ная прак­ти­ка. И Коса­нов, выбрав свой путь во власть, вынуж­ден теперь играть по пра­ви­лам этой вла­сти. В какой-то момент, когда нача­ли посту­пать резуль­та­ты о его побе­де на отдель­ных участ­ках, у него появил­ся шанс сыг­рать свою игру. Понят­но, что никто бы ему не поз­во­лил стать пре­зи­ден­том, но в этой ситу­а­ции он бы мог стать пер­вым, кто реаль­но бро­сил вызов вла­сти на выбо­рах и чуть было не выиг­рал выбо­ры. Сама попыт­ка мно­го бы сто­и­ла в гла­зах сооте­че­ствен­ни­ков. Это поз­во­ли­ло бы ему стать глав­ным оппо­зи­ци­о­не­ром стра­ны с реаль­ной пер­спек­ти­вой попасть в пар­ла­мент на пред­сто­я­щих выбо­рах, а в послед­ствии побо­роть­ся за пре­зи­дент­ское крес­ло. Увы, на такие шаги ока­зал­ся неспо­соб­ным. Может, и к лучшему. 

– Чего было боль­ше от уча­стия Коса­но­ва в пре­зи­дент­ской гон­ке, вре­да или поль­зы (для раз­ви­тия граж­дан­ско­го общества)?

– Толь­ко поль­за. При­чем очень боль­шая. Обма­нуть людей – это зна­чит разо­злить людей. А злость – это луч­шее сред­ство повы­ше­ния граж­дан­ской созна­тель­но­сти и актив­но­сти. Так что за его «кида­ло­во» мы долж­ны ему ска­зать отдель­ное спа­си­бо. Это отлич­ная шко­ла на буду­щее про­тив попу­лиз­ма и поли­ти­че­ско­го авантюризма.

– Как вы дума­е­те, было ли ока­за­но дав­ле­ние на Коса­но­ва, что­бы тот высту­пил с поздрав­ле­ни­я­ми в адрес Токаева?

– Не думаю, что в этом была отдель­ная необ­хо­ди­мость. Сце­на­рий был рас­пи­сан забла­го­вре­мен­но. Он его знал и стро­го ему сле­до­вал. Пой­ми­те, никто бы его не допу­стил до выбо­ров, если бы не были уве­ре­ны в его послу­ша­нии. Думаю, что на этой ста­дии он уже вос­при­ни­мал себя пол­но­цен­ным парт­не­ром это­го про­ек­та и был сво­им чело­ве­ком в их команде. 

– Как бы вы оце­ни­ли рабо­ту наблю­да­те­лей и повли­я­ют ли выяв­лен­ные ими дока­за­тель­ства фаль­си­фи­ка­ции, если не на ито­ги выбо­ров, то хотя бы на ими­д­же­вые последствия?

– Наблю­да­те­ли молод­цы! Имен­но они сде­ла­ли глав­ное – дока­за­ли нечест­ный харак­тер выбо­ров и соот­вет­ствен­но поста­ви­ли под сомне­ние их леги­тим­ность. Не бой­кот, о кото­ром, поверь­те, никто даже не вспом­нит. Не акции про­те­ста, кото­рые, стро­го гово­ря, к выбо­рам не име­ют ника­ко­го отно­ше­ния. А имен­но наблю­да­те­ли сде­ла­ли эти выбо­ры тем, чем они и ока­за­лись на самом деле – нечест­ны­ми и нелегитимными.

Каким вы види­те даль­ней­шее раз­ви­тие граж­дан­ско­го обще­ства в све­те послед­них собы­тий?

– Про­цесс взрос­ле­ния и акти­ви­за­ции граж­дан­ско­го обще­ства про­дол­жит­ся. Сле­ду­ю­щий важ­ный рубеж – пар­ла­мент­ские выбо­ры. Долж­ны появить­ся новые лиде­ры. Очень важ­но, что­бы они не пошли доро­гой Косанова. 

– Выве­дя на пло­ща­ди эки­пи­ро­ван­ный спец­наз, власть про­де­мон­стри­ро­ва­ла граж­да­нам свои муску­лы. На ваш взгляд, где про­хо­дят гра­ни­цы Руби­ко­на нынеш­не­го режи­ма ради сохра­не­ния власти?

– Гра­ниц не суще­ству­ет. Любая власть защи­ща­ет свою моно­по­лию любы­ми доступ­ны­ми сред­ства­ми. Един­ствен­ное, что может ее оста­но­вить – это сила един­ства людей, встав­ших на защи­ту сво­их прав. Попро­бую объ­яс­нить нагляд­но. Если про­те­сту­ю­щих будет до тыся­чи, их про­сто будут запи­хи­вать в авто­бу­сы и уво­зить в поли­цей­ские участ­ки. Если их ста­нет 5–10 тысяч, то их будут раз­го­нять дубин­ка­ми и сле­зо­то­чи­вым газом. Но если их вый­дет 100 тысяч и более – с ними нач­нут договариваться. 

– Не дума­е­те ли вы, что запре­щен­ный в Казах­стане ДВК пре­вра­тил­ся в уни­вер­саль­ное ору­жие для вла­стей в деле подав­ле­ния прав и сво­бод граж­дан, где под пред­ло­гом борь­бы с экс­тре­миз­мом наг­лым обра­зом подав­ля­ют­ся любые граж­дан­ские инициативы?

– Вой­на, веду­ща­я­ся вла­стя­ми с ДВК, объ­яв­лен­но­го экс­тре­мист­ской орга­ни­за­ци­ей, при­ве­ла к тому, что под пред­ло­гом борь­бы с ДВК про­изо­шло уже­сто­че­ние репрес­сий про­тив всех, кто не согла­сен с поли­ти­кой вла­стей. Любое несо­гла­сие, любой про­тест сего­дня рас­смат­ри­ва­ет­ся через приз­му сотруд­ни­че­ства с запре­щен­ной орга­ни­за­ци­ей, и сило­ви­ки пыта­ют­ся любы­ми спо­со­ба­ми наве­сить это обви­не­ние даже на тех, кто не под­дер­жи­ва­ет ДВК. В ито­ге прес­синг про­тив ина­ко­мыс­лия и про­те­сту­ю­щих про­тив режи­ма Назар­ба­е­ва суще­ствен­но уси­лил­ся. Дохо­дит до откро­вен­но­го мараз­ма, когда людей задер­жи­ва­ют за чистый лист бума­ги или за синий цвет рубашки.

С одной сто­ро­ны, это, конеч­но, очень пло­хо – сужа­ет­ся про­стран­ство воз­мож­но­го. Но с дру­гой – это серьез­но рабо­та­ет на дис­кре­ди­та­цию вла­сти и озлоб­лен­ность людей, недо­воль­ных ситу­а­ци­ей в стране. Чем туже закру­чи­ва­ют­ся гай­ки на кот­ле недо­воль­ства, тем боль­шее дав­ле­ние на стен­ки кот­ла. То есть эти дей­ствия вла­стей ведут к соци­аль­но­му взрыву.

– В све­те послед­них собы­тий мож­но утвер­ждать, что вла­сти в оче­ред­ной раз «пере­иг­ра­ли» граж­дан­ское обще­ство. При­зна­ем­ся, что нынеш­няя власть в руках дале­ко не глу­пых людей. Но насколь­ко они, на ваш взгляд, умны, что­бы не допу­стить реа­ли­за­цию воз­мож­ной схе­мы при­хо­да к вла­сти Дари­ги Назарбаевой?

– Слож­но гово­рить о том, что в этой ситу­а­ции мож­но счи­тать умным, а что не очень. С точ­ки зре­ния Назар­ба­е­ва, име­ю­ще­го пред гла­за­ми при­мер «пере­да­чи вла­сти» Исла­ма Кари­мо­ва, умнее после себя оста­вить имен­но Дари­гу Назар­ба­е­ву. Пото­му что веры дру­гим фигу­ран­там из его окру­же­ния у него нет. Толь­ко Дари­га или кто-то из бли­жай­ших род­ствен­ни­ков может гаран­ти­ро­вать ему сохран­ность его мав­зо­лея, памят­ни­ков, пере­име­но­ва­ний в его честь, а глав­ное того, «что нажи­то непо­силь­ным трудом». 

Что каса­ет­ся пора­же­ния граж­дан­ско­го обще­ства, то это про­изо­шло из-за отсут­ствия это­го само­го обще­ства. Оно толь­ко-толь­ко нача­ло фор­ми­ро­вать­ся и поэто­му посто­ян­но про­иг­ры­ва­ет. Но про­цесс его взрос­ле­ния идет очень быст­ро, и думаю, что в бли­жай­шее вре­мя ситу­а­ция будет менять­ся. И тогда те, кто сего­дня кажет­ся умным во вла­сти, будут смот­реть­ся совер­шен­но иначе. 

– Дума­ю­щие люди пони­ма­ют, что не всё так одно­род­но даже в самой вла­сти. Вы допус­ка­е­те, что в ско­ром буду­щем мы уви­дим новые лица в рядах оппо­зи­ции из чис­ла тех, кто сего­дня во власти?

– Не исклю­че­но, что такие попыт­ки будут. Но эти люди будут пытать­ся оппо­ни­ро­вать вла­сти из-за гра­ни­цы по при­ме­ру Абля­зо­ва и Каже­гель­ди­на. А у это­го фор­ма­та оппо­ни­ро­ва­ния есть свои боль­шие мину­сы. К тому же у меня боль­шие сомне­ния, что они смо­гут стать лиде­ра­ми той про­тестной части обще­ства, кото­рая сего­дня наби­ра­ет силы. Во-пер­вых, пото­му что эту нишу проч­но занял Абля­зов, кото­рый ее нико­му не усту­пит. А во-вто­рых, люди из вла­сти для оппо­нен­тов вла­сти могут стать пер­со­на­ми нон-гра­та. Осо­бен­но после пока­за­тель­но­го пре­да­тель­ства Косанова.

– Посты и ком­мен­та­рии, не гово­ря об интер­вью лиде­ров обще­ствен­но­го мне­ния, к чис­лу кото­рых мож­но отне­сти и вас, мони­то­рят­ся и исполь­зу­ют­ся при под­го­тов­ке ана­ли­ти­че­ских спра­вок. Какой совет вы дали бы тем, кто их читает? 

– Мне эти люди не инте­рес­ны. Мне нече­го им сове­то­вать. Не им решать буду­щее Казах­ста­на. Они для меня зама­ра­ны вла­стью. Пото­му что так или ина­че они при­част­ны к тому, что про­ис­хо­дит в стране в части нару­ше­ний прав и сво­бод граж­дан, в части раз­граб­ле­ния стра­ны и неум­но­го раз­ба­за­ри­ва­ния ее ресур­сов. За это по-любо­му при­дет­ся когда-то отве­чать. Думаю, что люст­ра­ция – это то мень­шее, что мно­гим из них све­тит в буду­щем. Мне боль­ше инте­рес­ны те, кто чита­ет мои посты из про­стых людей. Соб­ствен­но, для них я и пишу. 

Поэто­му мой совет им: хва­тит боять­ся, пора ста­но­вить­ся граж­да­на­ми сво­ей стра­ны. Пора поста­вить власть в стране в рам­ки зако­на и ува­же­ния прав про­стых казах­стан­цев. Никто, кро­ме нас самих, это не сде­ла­ет. Про­шед­шее голо­со­ва­ние на послед­них выбо­рах пока­за­ло, как лег­ко мож­но выбрать себе ново­го пре­зи­ден­та, если объ­еди­нить уси­лия. Не так уж это и слож­но. Нуж­но про­сто захо­теть это­го, ото­рвать­ся от дива­на и сде­лать свой выбор.

Спа­си­бо за интервью! 

Аза­мат ШОРМАНХАНУЛЫ

«

Республиканский еженедельник онлайн