
Можно понять реакцию людей, которые, видя фактическую безальтернативность выборов и соответственно понимая невозможность что-то изменить в них, не хотят участвовать в качестве статистов в срежиссированном властью спектакле под названием «Досрочные выборы президента Токаева».
Согласен, унизительно участвовать в выборах, результат которых известен заранее.
Однако давайте зададимся вопросом – что изменится, если все недовольные этими выборами и властью казахстанцы останутся дома, позволив власти и тем, кто ее поддерживает, спокойно вновь выбрать действующего президента? То есть то же самое, что происходило последние 30 лет.
Ответ очевиден – НИЧЕГО!!! Власти будут очень довольны, что такие люди останутся дома и не станут им мешать делать нужный процент легитимности. А явку они по любому обеспечат, как они это делали все 30 лет назарбаевщины. А значит, своим бойкотом недовольные помогут Акорде продолжить прежнюю политику обещаний реформ, демократии и улучшения жизни. Все то, что казахстанцы уже проходили при Назарбаеве.
Нужно понимать, что власти любое молчание граждан воспринимают как согласие и даже поддержку того, что они делают. Если люди молчат, значит, их все устраивает – это аксиома во взаимоотношениях власти и общества.
Так что даже на этих выборах у казахстанцев есть выбор: либо промолчать, не ходя к избирательным урнам, либо пойти и проголосовать за действующего президента, либо выразить свой протест против ЭТИХ выборов, проголосовав за кандидата «Против всех».
Но притом бойкот никто не увидит и не оценит – он за кадром. А голоса за президента и «Против всех» будут запротоколированы и станут достоянием публичной огласки. Понятно, что здесь тоже не все так просто, и для этого и нужны независимые избиратели, призванные не допустить фальсификации.
Здесь главное, что на выборах появляется интрига – кто кого! Полученные цифры могли бы стать первым в истории казахстанских выборов замером электорального протеста против политики действующей власти. Кого больше – тех, кто за Токаева, с его срежиссированными выборами, или тех, кто «против всех», а это Токаев и его подтанцовка.
Понятно, в нашей ситуации даже если проголосовавших «против всех» будет больше, при подведении итогов победа все равно останется за Токаевым. Власти подстраховались, исключив графу «Против всех» при определении победителя.
Но здесь важно будет другое – все увидят, сколько в стране несогласных с властью. И даже если за кандидата «Против всех» проголосует меньше, чем за Токаева, все равно второе место в этой президентской кампании ему будет гарантировано. А это уже победа!
И хороший задел на парламентские выборы.
- Галым Агелеуов:
– Фиксация явки обществом в лице наблюдателей – главный показатель отношения к действующей власти. Чем более свободный народ, тем ниже будет явка при авторитарных выборах, где используется административный ресурс. И чем зависимее общество от власти, тем выше явка. Каждый сам пойдет на выборы, только если увидит своего кандидата, а для этого нужны качественные программы и соответствие им кандидатов. Авторитарные выборы и отличаются формальностью во всем, когда голосуют за картинки, лица, говорящие головы, а не за убеждения и программы, за которые победитель будет отвечать.
Явка реальная будет не больше 25%, админресурс «погонит» ещё 15%, а нарисуют 65%.
- Сергей Дуванов:
– Галым, это теоретически, а на практике выездная урна курсирует весь день. И что с ней там делают – одному Богу известно. А наблюдатель, уйдя с участка, рискует пропустить вброс в основную урну. Так что там не так все просто. Обмануть наблюдателей команде избиркома вполне под силу. Тем более что вбросы делают через подставных «избирателей», которые вместе со своим бюллетенем сбрасывают и другие заготовленные. За всем этим физически очень трудно отследить. Тем более если наблюдатель остается один.
Алибек Жаксылыков:
– Хорошо, народ 20 ноября сходил и проголосовал «Против всех». 21 ноября ЦИК объявляет результаты: явка 55%, за графу «Против всех» проголосовало 7%, за Токаева – 65-67%. Тут народ понимает, что голосов «Против всех» было не 7%, а намного больше. Но если раньше был Косанов, которому народ мог предъявить (и предъявил), что мы за тебя проголосовали, а теперь ты иди и борись дальше. То с графой «Против всех» такое не получится. Графа «Против всех» сразу говорит народу, что она никто и ничто и ничего не решает.
Независимые наблюдатели тоже подтвердят, что голосов «Против всех» было значительно больше 7%, но тут же добавят, что покрыть смогли только небольшую часть избирательных участков по стране. Отсюда точную цифру, сколько реально проголосовало «против всех», мы узнать не сможем, только сможем предположить, если интерполировать имеющиеся результаты отдельных участков на всю страну.
Зато если все пробойкотируют/сыгнорируют выборы, но в то же время будет много независимых наблюдателей во всех регионах, то они смогут зафиксировать крайне низкую явку – 7–10%. Власти уже не смогут нарисовать классическую явку в 50–70%, им придется рисовать явку в 30–40%, чтоб хоть чуть-чуть приблизиться к реальной картине. Это и будет маленькой, но реальной победой народа против власти. И в то же время все будут знать, что реальная явка была не более 10%, а это уже серьезный удар по легитимности власти.