
- Из информации, присланной анонимным источником на почту Telegram-канала «Нурсултанский соловей», следует, что в КНБ и Службе государственной охраны по-прежнему всерьез обеспокоены вопросами личной безопасности действующего президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева, на которого, как известно, в конце марта текущего года готовилось покушение. Данное покушение якобы являлось не единственным предотвращенным на раннем этапе подготовки, и более того, угроза для жизни и здоровья президента сохраняется, о чем казахстанскую сторону уже неоднократно информировали спецслужбы других стран.
Напомним, что ранее правоохранительными органами Казахстана был задержан некто Аян Атыгаев – уроженец Карагандинской области, в прошлом сотрудник пресс-службы Министерства энергетики, якобы занимавшийся журналистской деятельностью в газетах «Курсив» и «Известия Казахстан»; впрочем, в архивах данных газет нашлась лишь одна заметка под его фамилией. Атыгаеву было вменено планирование покушения на Токаева и ряд иных высокопоставленных государственных служащих.
Уголовное дело Атыгаева рассматривалось в ходе закрытого судебного заседания и в целом было засекречено. Обществу известно лишь, что его признали виновным в государственной измене, незаконном приобретении оружия, перемещении огнестрельного оружия через границу, приготовлении к незаконному изготовлению боеприпасов, приготовлении к посягательству на жизнь президента, приготовлении к акту терроризма, незаконном приготовлении и хранении без цели сбыта наркотических веществ. Путем частичного сложения наказаний Атыгаев был приговорен к 17 годам лишения свободы с отбыванием наказания в учреждениях уголовно-исполнительной системы максимальной безопасности.
Несмотря на всю общественно-политическую значимость данного уголовного дела, известно о нем крайне мало. Так, в частности, было заявлено, что у Атыгаева была изъята снайперская винтовка, которую он предварительно ввез частями из-за границы, наркотики и крупная сумма в иностранной валюте. Также сообщалось, что Атыгаев действовал в интересах иностранного государства, но какого именно, официально или неофициально, посредством публикации соответствующей инсайдерской информации не уточнялось. Как и не уточнялось, в отношении кого еще, помимо главы государства, готовилось покушение. Не обладают этой информацией и слухмейкеры в правительственных коридорах столицы.
Примечательно, что изначально Атыгаева обвиняли еще и в том, что посредством его профилей в социальных сетях он вел антироссийскую пропаганду, однако из приговора следует, что такого рода обвинения ему так и не были предъявлены. Вероятнее всего, эта изначальная информация была намеренной ошибкой или дезинформацией, а таким образом власти Казахстана желали продемонстрировать казахстанской и российской аудитории, что версия с причастностью России к данному инциденту не рассматривается правоохранительными органами.
Кроме того, до сих пор нет никаких сведений, которые указывали бы на конкретного заказчика покушения. Тем более, что попытка убийства главы государства геополитически является радикальным шагом государства-агрессора и вовсе может рассматриваться и как «casus belli».
Де-факто Казахстан никак публично не отреагировал на предотвращенное покушение на свой суверенитет, по крайней мере, казахстанской и мировой общественности недоступна какая-либо публичная информация о том, что заказчик преступления, будь то частное лицо или государство, в будущем понесет ответственность за произошедшее. И это, судя по всему, могло развязать руки недоброжелателям Казахстана для дальнейших действий, и именно поэтому в КНБ и Службе государственной охраны по-прежнему всерьез обеспокоены вопросами личной безопасности действующего президента Токаева.
В связи с чем нельзя исключать того, что новые попытки покушения на президента еще будут предприняты в ближайшем или отдаленном будущем. Это может произойти как в Казахстане, так и за его пределами, например, во время зарубежных визитов главы государства. Подобного рода инцидент на территории другого государства, произошедший в ходе официального визита, будет грозить грандиозным международным скандалом, но противников идеи «нового Казахстана», как и геополитических врагов страны – это вряд ли остановит. При этом с уверенностью можно сказать, что наибольшую опасность для Токаева представляют визиты в страны постсоветского пространства, где в достаточном количестве присутствуют национальные криминальные группировки, существует организованная преступность и где выходцы из таких группировок, например, с северного или южного Кавказа, могут «сойти за своих».
На фоне такого рода обеспокоенностей нельзя упускать из вида и тот факт, что представители так называемого «старого Казахстана» не оставили попыток консолидироваться вокруг некой политической фигуры, представителя политической или бизнес-элиты, который сможет стать альтернативой Токаеву. Рассматривая варианты от популярного политика Имангали Тасмагамбетова до бывшего спикера мажилиса Нурлана Нигматулина, оба известны своим лояльным отношением к России и крепкими связями с российскими коррумпированными чиновниками и олигархами.
Так, Тасмагамбетов не только сам, но и через своего зятя Кенеса Ракишева имеет деловые и политические связи в России, а Нигматулин связан с российской стороной через его партнеров в корпорации «Казахмыс» – олигархами Владимиром Кимом и Эдуардом Огаем. Представители «старого Казахстана» фактически не скрывают, что они могут быть прямо заинтересованы в покушении на Токаева, а учитывая указанные выше их тесные связи с Россией, это ставит под сомнение и непричастность России к уже осуществленной ранее попытке покушения.
- Источник: @nursolovej
- «DAT». 03.10.2022.