Пятница , 4 апреля 2025

ТАЙНАЯ ТОРГОВЛЯ РОДИНОЙ

Почему «Самрук-Энерго» распродает стратегические ГЭС?

Госкомпания «Самрук-Энерго» неожиданно лишилась двух стратегически важных объектов – «Шульбинской» и «Усть-Каменогорской» ГЭС. Информация о сделке была опубликована на KASE 21 и 20 февраля. О том, кто и за сколько приобрел эти активы, информации нет.

Суть происходящего выглядит крайне подозрительно. «Самрук-Энерго» стала собственником этих ГЭС в начале 2024 года, выкупив 100%-ные доли у госхолдинга «Самрук-Казына». Суммы сделок – 36,2 млрд тенге за Шульбинскую ГЭС и 23,5 млрд за Усть-Каменогорскую – утверждались как рыночные. Платеж был произведен не деньгами, а акциями «Самрук-Энерго» на сумму 59,7 млрд тенге, что, мягко говоря, вызывает вопросы: как такие активы могут быть оплачены акциями холдинга, когда они связаны с государственным интересом?

Что настораживает, так это параллели с планами 2021 года: правительство намеревалось продать эти ГЭС консорциуму инвесторов из Абу-Даби и Казахстана, что могло бы открыть доступ к критической инфраструктуре для сомнительных структур. И хотя сделка не состоялась, тень этих связей, возможно, скрывает интересы определённых политических элит, в том числе, тех, что имеют связи с семьей первого президента РК Нурсултана Назарбаева.

Сейчас же, когда эти объекты фактически становятся частью приватизации, вопросы только усиливаются. На кону – энергетическая безопасность страны.

Шульбинская ГЭС, расположенная в 70 километрах от Семея, является крупнейшей в Казахстане с проектной мощностью 702 МВт. Усть-Каменогорская, хотя и уступает по мощности (367,8 МВт), выполняет важнейшую роль в системе энергоснабжения. Обе ГЭС были в собственности Министерства энергетики до их перехода в «Самрук-Казына». Теперь же их передача в руки «Самрук-Энерго», части госхолдинга, активы которого находятся в программе приватизации, вызывает законные вопросы о том, кто в итоге контролирует ключевые объекты энергетической инфраструктуры.

Данные манипуляции не могут не настораживать, ведь в условиях глобальной нестабильности управление такими объектами должно оставаться под строгим государственным контролем.

Арлан Икрам «D»

Республиканский еженедельник онлайн