Талгар – сумеречная зона

9 декабря близ Талгара нашли тело тридцатилетнего Нурганата Гаипбаева. Полиция утверждает, что молодой человек сам свел счеты с жизнью, и даже опубликовала его якобы предсмертную записку в мессенджере, обращенную к родственникам.

Однако версия правоохранительных органов сразу же вызвала подозрения – погибшим оказался родной дядя убитого 4 октября подростка Шерзата Болата. Напомним, несовершеннолетнего ученика избили толпой и зарезали на глазах у матери. Прибывшие медики не смогли его спасти, а полученные раны оказались слишком тяжелыми. В той драке досталось и Нурганату Гаипбаеву, он получил три ножевых ранения.

Дальше началось что-то невообразимое – полицейские изъяли видеозаписи с места происшествия, однако вещдоки оказались в интернете. Правда, уже в отредактированном виде. Общественность расценила это вопиющее нарушение норм следствия как попытку выставить погибшего виновником драки. После широкого резонанса была создана комиссия во главе с вице-министром МВД Бауржаном Даленовым, который первым делом стал отрицать существование в Талгаре организованной преступной группировки – несмотря на многочисленные факты криминала с участием местных парней. Эти же лица не раз фигурировали в криминальной хронике последних лет. Достаточно пролистать полицейские сводки и сайты республиканских газет, чтобы убедиться в этом.

На специальной пресс-конференции с участием заместителя главы МВД Бауржана Даленова и прокурора Алматинской области Берика Адамова было заявлено, что следствие проведут тщательно и объективно, все виновные будут наказаны по закону. Однако родных Шерзата это не устроило, по их словам, из нападавших 13 человек были задержаны только семеро. А в ночь на 12 октября сгорел их дом. Как сразу же выяснилось, это был поджог. Увы, полицейские так и не смогли установить поджигателя, хотя все эти дни Талгар находился под контролем силовиков. После ЧП несколько чиновников отстранили от занимаемых должностей. Хасана Касымбаева, которого называют лидеров ОПГ «Хуторские», вскоре взяли под стражу, но по другому эпизоду. Случилось это после волны возмущения и намерения талгарцев и алматинцев устроить митинг протеста.

И вот новая смерть. Несчастная семья, потерявшая за короткое время уже второго члена, категорически опровергает суицид. Действительно, возникает много вопросов к следствию. Вся семья находилась под охраной полиции, дело на личном контроле министра МВД и Президента страны Касым-Жомарта Токаева. По официальной версии, Нурганат уехал из дома на своей машине в 23:30 и вскоре повесился недалеко от кладбища. Почему человека, взятого под охрану государства, отпустили одного? Почему не были предприняты элементарные меры безопасности и почему всех родных Шерзата не вывезли из города, где им открыто угрожали расправой? Налицо, как минимум, полная некомпетентность следствия. Кто понесет ответственность за случившееся?

Дальше – больше. Дом, где временно проживают родные Нурганата, немедленно взяли под контроль адвокаты и активисты во главе с Айтбеком Амангельды – это брат Салтанат Нукеновой, убитой экс-министром экономики РК Куандыком Бишимбаевым. Правозащитники, как они себя называют, никого не пускали внутрь и сами раздавали комментарии прибывающей прессе. Они также склоняются к версии о самоубийстве.

10 декабря во время похорон Нурганата полиция задержала его старшего брата и отца ранее убитого Шерзата – Каржаубая Нурымова. Он требовал встречи с журналистами. Как пояснили стражи правопорядка: «… во время проведения похоронной процессии произошел инцидент, угрожавший общественному порядку и безопасности окружающих, в том числе несовершеннолетних детей. Гражданин Н., проигнорировав разъяснения прокурора о соблюдении законности, начал вести себя крайне агрессивно, высказывал угрозы в адрес окружающих, угрожал совершением суицида, а также напал на сотрудника полиции с ножом. Его поведение носило неадекватный характер и представляло угрозу как для него самого, так и для окружающих. По просьбе родственников и адвокатов гражданина Н., обеспокоенных его состоянием, в целях предотвращения причинения вреда его жизни и жизни окружающих сотрудники полиции приняли меры для его задержания».

Понять мужчину можно – только недавно он похоронил сына, теперь лишился брата. Вполне возможно, что у него сдали нервы. Однако в социальных сетях появилось видео с места события и, судя по записи, гневную реакцию Каржаубая вызвало появление на похоронах одного из полицейских. Отец Шерзата прилюдно говорит: именно этот сотрудник МВД обещал, что больше ничего плохого с ними не случится, а буквально накануне похорон заявил, что Нурганат сам повесился. Следствие еще не закончено, необходимые экспертизы полностью не проведены, но полицейские уже установили причину смерти. Не стоило торопиться с «вердиктом», в немалой степени данная поспешность и усилила недоверие к правоохранительным органам.

Ранее Каржаубай, его сестра и мать неоднократно рассказывали об угрозах в их адрес, называли имена и показывали номера телефонов, с которых им звонили. Вкупе с поджогом дома всё это выглядит как вызов государству и стране. Даже в лихие 90-ые такое было запредельным событием. Однако поджигателей так и не нашли. Каржаубая Нурымова доставили в отдел полиции. С ним работают психологи, сообщила пресс-служба ДВД Алматинской области. Каржаубай же требовал встречи с прессой, надеясь, что журналисты и гражданские активисты будут способствовать честному расследованию гибели его сына и брата. Похоже, больше никому он не верит.

Қайрат Қайкенұлы,«D»

Республиканский еженедельник онлайн