Курс тенге значительно снизился. Происходил этот процесс постепенно и довольно длительное время, небольшими темпами, пока дневные торги на Казахстанской фондовой бирже не закрылись на отметке в 513 тенге за доллар. В обменниках «американец» и вовсе достиг 530 тенге за единицу. На днях (4 декабря) в Алматы доллар стоил 527 тенге. С 16 ноября Нацбанк продал 1 млрд долларов на бирже для стабилизации курса национальной валюты.
А 29 ноября главный финансовый регулятор страны поднял базовую ставку с 14,25 % до 15,25. По словам председателя Национального банка Тимура Сулейменова, падение курса тенге не причина для паники, а доллар не инструмент сбережения, поскольку тенге дает больше доходности по депозитам. Однако вряд ли все казахстанцы согласны с этим утверждением. Доллар у населения вызывает гораздо больше доверия, чем нацвалюта. К тому же ослабление курса все всякого сомнения спровоцирует рост цен на потребительские товары. Казахстан, можно сказать, катастрофически зависим от импорта и почти вся потребляемую продукцию покупает за рубежом. Импортозамещение так и остается желаемой, но недостижимой целью Правительства.
«Правительство и Национальный банк принимают согласованные меры по обеспечению стабильности на валютном рынке», – заверил на экстренном брифинге в минувший понедельник заместитель премьер-министра – министр национальной экономики РК Нурлан Байбазаров. Ослабление тенге в течение последних недель он назвал «определенными колебаниями на валютном рынке, выразившиеся в ослаблении курса национальной валюты». Вице-премьер также заявил, что происходящее с национальной валютой – это явление, вызванное исключительно воздействием фундаментальных внешних факторов, наиболее выделив три основных: это глобальное усиление доллара в последние месяцы, снижение мировых цен на нефть и падение российского рубля. В общем, никто вроде и не виноват. Подобные заявления для нас стали уже традицией – каждый кризис объясняется внешними факторами.
«В этих условиях главной задачей Правительства является недопущение ухудшения социального положения и благосостояния наших граждан и снижение негативного влияния на предпринимателей. Будут приняты все необходимые меры для стабилизации и минимизации возможных негативных последствий для экономики и населения. У Правительства достаточно ресурсов и инструментов для этого», – не теряет бодрости духа Нурлан Байбазаров. Корректировать бюджет страны на 2025 год, сверстанный на среднегодовом курсе 470 тенге за доллар, Правительство пока не планирует. «Сперва надо дождаться результатов I квартала следующего года», – отметил вице-премьер.
Впрочем, ослабление тенге даже выгодно для бюджета, чем больше тенге можно получить за доллар, тем больше налоговых поступлений. Однако подобная мера допустима только в краткосрочный период, иначе неизбежно снижение покупательской способности населения и усиление инфляции.
«Никакого дефолта не ожидается ни со стороны Правительства, ни со стороны квазигоccектора. Если это касается финансовых вопросов в целом, вопросов привлечения инвестиций, возврата инвестиций и так далее. Финансы в целом стабильны, резервы государства есть, поэтому здесь не приходится говорить ни о каком дефолте», – уверен вице-премьер. Всем бы иметь такой оптимизм.
Арлан Икрам