«Топорное» дополнение К КУЛЬТУ ЛИЧНОСТИ

В западной прессе на прошлой неделе пишут об очередной серии киноэпопеи о Назарбаеве, называя картину «дополнением к культу личности».

На англоязычном сайте Eurasianet.org в статье «Казахстан: последний байопик о Назарбаеве ведет ко сну» корреспондент Крис Риклтон делится впечатлениями от просмотра шестой части киноэпопеи о президенте Казахстана Нурсултане Назарбаеве «Путь лидера», в которой показывают историю создания новой столицы Астаны.

«Фильм является незапоминающимся дополнением к культу личности президента. […] Даже если судить по откровенно пропагандистским стандартам сериала «Путь лидера», дебютировавшего в 2011 году, фильм номер шесть является топорным», – пишет Крис Риклтон.

Чтобы попасть на показ, корреспонденту Eurasianet.org пришлось ходить в кинотеатр трижды. В первый раз зал оказался переполненным, на кассе сказали, что в кино привезли школьников. Во второй раз журналист был единственным, кто пришел на сеанс на казахском языке. И, наконец, в третий раз журналист посмотрел картину в зале, где кроме него были двое зрителей.

Описывая фрагмент фильма, где президент посещает дом людей, которые только что переехали в Астану с запада Казахстана, корреспондент отмечает, что «семья полна оптимизма, но им трудно, так как развитие инфраструктуры не успевает за темпами роста населения». Если бы сюжет «задержался» на истории этих переселенцев, рассказал их дальнейшую судьбу, это могло бы добавить больше «человеческого повествования» в фильм, считает автор.

«Поскольку это жизнеописание святого, всё внимание уделено именно Назарбаеву. Там есть сцена его разговора с [покойной] матерью в момент, когда он погружается днем в думы. И его теннисный матч с президентом России Борисом Ельциным. Только такие эпизоды нарушают скуку воссоздания заседаний кабинета, политических речей и рабочих визитов в Астану», – говорится в статье.

Создатели предыдущих серий снимали кино о советском периоде. Они, сталкиваясь с политическими и творческими вызовами – как изобразить проблемы советского правления, одновременно возвышая образ Назарбаева, продукта системы. У авторов последней по времени серии – кажется, менее благодатная почва. Это годы после провозглашения независимости, время переноса столицы из Алматы, зеленого города в окружении живописных гор, в кишащую комарами холодную степь. Идею Назарбаева поменять столицу встретили в 1994 году с критикой и даже со смехом, но мало кто рискнет смеяться над этим сейчас. Как отмечает автор, Астана за эти годы превратилась в большой город, но несмотря на это, столица страдает от плохой планировки. Стоимость строительства в Астане высока, в городе не хватает общественных мест, он задыхается от смога, здесь суровые зимы. Но в кинокартине, конечно, мало что из этого упоминается, подчеркивается в статье.



Появление в фильме бывшего премьер-министра Акежана Кажегельдина, перешедшего впоследствии в оппозицию (Кажегельдин с 1999 года живет за рубежом, на родине он заочно приговорен к 10 годам тюрьмы по обвинениям в коррупции), в статье называют «добавлением злодея», что необходимо для создания «некоторой драмы».

«Везде, где появляется Кажегельдин, его изображают ленивым макиавеллистом, который уклоняется от исполнения своих обязанностей и замышляет подорвать [авторитет] Назарбаева, чтобы захватить власть. Оставляя в стороне этические соображения расходования государственных денег на очернение оппозиционных фигур, эти сцены слишком немногочисленны и кратки, чтобы сделать из Кажегельдина убедительного злодея. Даже в пропагандистских фильмах у политических противников Назарбаева практически нет эфирного времени», – заключает корреспондент.

Анна КЛЕВЦОВА,
Rus.azattyq.org

Республиканский еженедельник онлайн