Тревожный сигнал

ЗАГОВОР ДОМОХОЗЯЕК: КАК СЕКРЕТНЫЕ ПЛАНЫ США ПОПАЛИ В ЧАТ В SIGNAL

Что общего между спецоперацией в Йемене и обсуждением рецептов рождественского гуся? Как выяснилось, гораздо больше, чем мы думали! Высшие эшелоны американской власти, те самые, что отвечают за нацбезопасность, решили обсудить свои стратегические планы в… Signal. Да-да, в том самом мессенджере, где помимо журналистов и разведчиков, также бурлят переписки про скидки в супермаркете и советы по уборке пятен от красного вина.

13 марта главный редактор The Atlantic Джеффри Голдберг неожиданно получил приглашение в закрытый чат под загадочным названием «Houthi PC small group». Отправитель – ни много ни мало советник президента США по нацбезопасности Майк Уолц. Ошибка? Фатальный прокол? Или просто случайный клик пальцем в не том месте? Как бы то ни было, Голдберг оказался в одной группе с министром обороны США Питом Хегсетом, спецпосланником по Ближнему Востоку Стивом Уиткоффом и тем самым Уолцем.

Поначалу Голдберг подумал, что его разыгрывают, но потом увидел, как глава Пентагона отправляет в чат координаты целей для ударов и обсуждает тип вооружений. А следом – захватывающее обсуждение: а не пора ли заставить европейцев оплатить всю операцию? Ведь, мол, именно им выгодно восстановление судоходства в Красном море. Вот вам и настоящая американская стратегия XXI века – военные удары за чужой счет, да еще и в Signal.

Но самое пикантное оказалось впереди. Переписка велась не скучными меморандумами, а приправлялась эмодзи – огонь, флаги, сжатые кулаки. Видимо, так выглядит цифровой боевой настрой администрации США. И если бы не случайное добавление Голдберга, кто знает, сколько еще времени министерство обороны и Белый дом вели бы свои тайные переговоры в Signal, подглядывая за обсуждением домашних пирогов и лайфхаков по стирке.

Когда Голдберг понял, что стал случайным свидетелем стратегического планирования мирового масштаба, он поспешил покинуть чат и уведомил виновников торжества. В Белом доме, конечно, слегка заволновались – вдруг завтра кто-то случайно добавит в такой же чат редактора New York Times или, не дай бог, блогера с TikTok? Однако официальные лица заявили, что уже начали расследование. Как такое могло случиться? Как номер Голдберга попал в этот чат? Сложно сказать, но, возможно, виноваты алгоритмы, решившие, что журналисту The Atlantic самое место в высокопоставленной группе по атаке на хуситов.

К слову, юристы уже задались интересным вопросом: а не нарушил ли Уолц, создавая такие чаты, закон о шпионаже? Ведь Signal не входит в список правительственных приложений для передачи секретной информации. Впрочем, на фоне всего произошедшего этот нюанс уже кажется мелочью.

И пока в Совете нацбезопасности ломают голову, как предотвратить подобные «оплошности» в будущем, остается надеяться на лучшее: что завтра не всплывет новый чат, где, например, обсуждают ядерный арсенал США, и не окажется добавленным какой-нибудь 15-летний тиктокер, случайно угадавший нужную комбинацию цифр.

Мы же запасаемся попкорном – похоже, мир ждет эпохальная кинокартина в жанре политической комедии с обитателями Белого дома в главных ролях. Впрочем, не исключено, что и вы окажетесь актером второго плана в этом захватывающем сериале.

Қайрат Қайкенұлы, «D»

Республиканский еженедельник онлайн