Пятница , 4 июля 2025

Три сестры: ДАРИГОЕ удовольствие

  • Часть тре­тья
  • Как извест­но, повест­во­ва­ние о самых извест­ных (ну и самых бога­тых, соот­вет­ствен­но) сест­рах в стране мы нача­ли с Алии, оста­вив стар­шую «на десерт». Хотя про Дари­гу Нур­сул­та­нов­ну мож­но целый доку­мен­таль­ный роман напи­сать. Или опе­ру (опер­упол­но­мо­чен­но­му). С дру­гой сто­ро­ны, мож­но было вооб­ще ниче­го не делать, так как казах­стан­цам о ней и без того мно­гое извест­но. Но мы все же рас­ска­жем кое-что, обра­тив вни­ма­ние на ее место на поли­ти­че­ском олим­пе, доба­вим кое-чего ново­го и порас­суж­да­ем о бли­жай­ших перспективах.

Опять «Томи­рис»

Наш посто­ян­ный чита­тель ждал этот мате­ри­ал на про­шлой неде­ле, одна­ко мы вынуж­де­ны были его немно­го пере­не­сти, так как появи­лась более акту­аль­ная тема – резо­лю­ция Евро­пар­ла­мен­та с нескры­ва­е­мым наме­ком на воз­мож­ное вве­де­ние санк­ций в отно­ше­нии к клеп­то­кра­там, нару­ша­ю­щим пра­ва чело­ве­ка в Казах­стане. В прин­ци­пе эти два момен­та тес­но свя­за­ны, поэто­му, мож­но ска­зать, что, пере­рыв нашем повест­во­ва­нии был «в тему». Но об этом ниже, а пока позна­ко­мим чита­те­ля с нашей сего­дняш­ней геро­и­ней несколь­ко с непри­выч­ной для мно­гих стороны.

Начать, навер­ное, нуж­но с ее власт­ных и поли­ти­че­ских амби­ций. Конеч­но, ни для кого это не сек­рет, но нуж­но при­знать, что боль­шин­ство мыс­лит в этом направ­ле­нии лишь штам­па­ми и сте­рео­ти­па­ми. Да, мы не будем оспа­ри­вать тот факт, что Дари­га Назар­ба­е­ва виде­ла себя на посту гла­вы госу­дар­ства, но это не обя­за­тель­но мог­ла быть долж­ность пре­зи­ден­та. Напри­мер, суще­ству­ет вер­сия, что она мог­ла взой­ти на пре­стол в каче­стве пре­мьер-мини­стра, быть «избран­ной» пар­ла­мен­том. В любом слу­чае для это­го дела­лось мно­гое, вклю­чая «идео­ло­ги­че­скую под­го­тов­ку» в виде про­дви­же­ния про­ек­та «Томи­рис», нача­то­го еще в нача­ле «нуле­вых» и завер­шен­но­го недав­ним кино­филь­мом, о кото­ром мы рас­ска­зы­ва­ли в серии про Алию. Кро­ме это­го, через под­кон­троль­ные СМИ и при­бли­жен­ных «исто­ри­ков» в голо­вы казах­стан­цев вну­ша­лась мысль, что потом­ка­ми кочев­ни­ков вполне может управ­лять жен­щи­на, тем самым раз­ви­вал­ся миф — «Золо­той чело­век» на самом деле девушка.

Но если с наро­до­на­се­ле­ни­ем мож­но осо­бо не замо­ра­чи­вать­ся, то с пра­вя­щи­ми эли­та­ми нуж­но было дей­ство­вать по-дру­го­му. При­чем за послед­ние пол­то­ра десят­ка лет внут­рен­няя «мно­го­век­тор­ность» Акор­ды часто меня­лась, и поэто­му при­хо­ди­лось выду­мы­вать новые вари­ан­ты тран­зи­та. Иде­аль­ным ока­за­лось то самое «пере­рас­пре­де­ле­ние пол­но­мо­чий», кото­рое не дава­ло ни одной груп­пи­ров­ке узур­пи­ро­вать власть и рас­пра­вить­ся с кон­ку­рен­том. Но это вопрос для отдель­но­го рас­смот­ре­ния, а по нашей сего­дняш­ней теме отме­тим, что роль и место стар­шей доче­ри пер­во­го пре­зи­ден­та тоже менялись.

Уже упо­мя­ну­тое «пре­мьер­ство» рас­смат­ри­ва­лось в виде одно­го из послед­них вари­ан­тов, но доль­ше все­го дер­жал­ся прин­цип под­держ­ки дей­ство­вав­ше­го тогда гла­вы госу­дар­ства. Так, сло­ва Дари­ги Нур­сул­та­нов­ны о том, что она воз­вра­ща­ет­ся в поли­ти­ку, что­бы «помочь папе» (ска­за­ны в 2012 году, когда она вновь ста­ла депу­та­том пар­ла­мен­та), ска­за­ны не про­сто так – «Папе» дей­стви­тель­но нуж­на была помощь, и несмот­ря на неко­то­рые их раз­но­гла­сия, отец и дочь дела­ли одно дело. Да и до сих пор делают.

Ни дать, ни зять

Что­бы понять пре­зи­дент­ские амби­ции Назар­ба­е­вой, нуж­но вспом­нить о тако­вых ее пер­во­го мужа. Покой­ный Рахат Али­ев не очень-то их скры­вал, а ино­гда даже наме­рен­но выстав­лял на самое вид­ное место. При этом вер­сия ген­про­ку­ра­ту­ры с гос­пе­ре­во­ро­том выгля­дит доволь­но прав­до­по­доб­но, за исклю­че­ни­ем того, что роль и место нашей геро­и­ни в этих пла­нах гру­бо зама­за­на. Ее про­сто оба раза (в 2001 и 2007 годах) ото­дви­ну­ли от неко­то­рых поли­ти­че­ски выгод­ных пози­ций. Если брать во вни­ма­ние «Рахат­гейт» (похи­ще­ние и убий­ство топ-мене­дже­ров «Нур­бан­ка»), то един­ствен­ным выго­до­по­лу­ча­те­лем даже по офи­ци­аль­ной вер­сии была имен­но Дари­га Нур­сул­та­нов­на, а заод­но и ее стар­ший сын.

Мы не будем лезть в семей­ные дела этой четы, но если сло­жить эти и дру­гие паз­лы, то выри­со­вы­ва­ет­ся занят­ная кар­тин­ка, где глав­ным дей­ству­ю­щим лицом высту­па­ет имен­но стар­шая дочь пер­во­го пре­зи­ден­та. Ведь мало­ве­ро­ят­но, что она ниче­го не зна­ла, что дела­ет ее супруг, но при этом она до послед­не­го дня его защи­ща­ла, как самая вер­ная жена. Одна­ко, как пока­зы­ва­ет даль­ней­шая прак­ти­ка, защи­та была не толь­ко и не столь­ко бра­ка, сколь­ко семей­ных акти­вов. Глав­ным обра­зом, тех, кото­рые были выве­де­ны не совсем закон­ным или совсем неза­кон­ным путем за рубеж.

Вто­рой брак Дари­ги Нур­сул­та­нов­ны в лиш­ний раз пока­зы­ва­ет, «кто дома хозя­ин», поэто­му неко­то­рые даже искренне пере­жи­ва­ют за Кай­ра­та Шари­п­ба­е­ва. Акти­вы на его имя в виде элит­ной недви­жи­мо­сти и дру­гих капи­та­ло­вло­же­ний, конеч­но, тоже засве­ти­лись в Евро­пе, в том чис­ле через «Радио «Сво­бо­да», но это не про­ти­во­ре­чит мне­нию, что это брак тоже мог быть по рас­че­ту. Или в виде боль­шо­го поли­ти­че­ско­го биз­нес-про­ек­та. Впро­чем, мы ниче­го не навя­зы­ва­ем – любовь зла, полю­бишь и потен­ци­аль­но­го фигу­ран­та санк­ци­он­но­го списка…

Дочер­ний капитал

Навер­ное, не име­ет смыс­ла вести опись все­го иму­ще­ства Дари­ги Нур­сул­та­нов­ны – можем кое-что упу­стить, а ей обид­но будет. Про­сто заме­тим, что когда гово­рят о наслед­стве, остав­лен­ном Раха­том Мух­та­ро­ви­чем, нуж­но пони­мать, что это был ско­рее ее биз­нес, чем даже сов­мест­ный. Вооб­ще, выве­ден­ный капи­тал для нее и дру­гих клеп­то­кра­тов – это некие инве­сти­ции в буду­щее, сви­де­тель­ству­ю­щие о том, что они совер­шен­но не дума­ют о буду­щем стра­ны, но, напро­тив – о созна­тель­ном жела­нии убе­жать из нее в слу­чае опасности.

Сам же Казах­стан явля­ет­ся для подоб­ных людей лишь сред­ством обо­га­ще­ния – пусть это зву­чит несколь­ко баналь­но, но это так – и Дари­га Назар­ба­е­ва клас­си­че­ский тому при­мер. В этом плане доста­точ­но вспом­нить, сколь­ко средств вкла­ды­ва­ет­ся пред­при­я­ти­я­ми и фир­ма­ми стар­шей Назар­ба­е­вой в про­из­вод­ство и раз­ви­тие. Но ниче­го осо­бо на ум не при­хо­дит – толь­ко бан­ки, медиа-импе­рия, куп­ля-про­да­жа и целый кон­гло­ме­рат офшор­ных фирм с непо­нят­ной дея­тель­но­стью. Даже бла­го­тво­ри­тель­ная ее дея­тель­ность вызы­ва­ет боль­шие сомне­ния. Кста­ти, как мы уже писа­ли, око­ло поло­ви­ны средств фон­да «Бота», где были акку­му­ли­ро­ва­ны сред­ства (90 с лиш­ним млн. дол­ла­ров – ред.), аре­сто­ван­ные при рас­сле­до­ва­нии «Казахгей­та», разо­шлись по фир­мам, так или ина­че имев­шим отно­ше­ние к Назар­ба­е­вой. Кру­го­во­рот кор­руп­ци­он­ных капи­та­лов в при­ро­де, так сказать.

Боль­ше все­го, есте­ствен­но, обще­ство инте­ре­су­ет ее лон­дон­ская недви­жи­мость, о кото­рой заго­во­ри­ли вес­ной про­шло­го года. Меж­ду тем, о том, что зна­ме­ни­тый дом-музей Шер­ло­ка Холм­са, дом-мага­зин «Бит­лз» и неко­то­рые дру­гие досто­при­ме­ча­тель­но­сти англий­ской сто­ли­цы при­над­ле­жат «неким каза­хам», заго­во­ри­ли еще в 2015 году. Об этом писа­ла бри­тан­ская прес­са, а неко­то­рые изда­ния напря­мую пока­зы­ва­ли на Раха­та Али­е­ва. Кста­ти, имен­но этот скан­дал стал одной из при­чин того, что англи­чане ста­ли фор­ми­ро­вать при­ня­тие зако­но­да­тель­ных актов, при­зван­ных бороть­ся с отмы­ва­ни­ем капи­та­лов, в том чис­ле через скуп­ку элит­ной недви­жи­мо­сти в Англии.

Это будет скоро

Но все это в про­шлом. Гораз­до инте­рес­нее, что про­ис­хо­дит сей­час и про­изой­дет в обо­зри­мом буду­щем. В первую оче­редь, обра­тим взор на «наш» Лон­дон. Как извест­но, в про­шлом году там замо­ро­зи­ли неко­то­рые акти­вы Дари­ги и ее стар­ше­го сына, после­до­ва­ли судеб­ные раз­би­ра­тель­ства (в граж­дан­ском поряд­ке), кото­рые окон­чи­лись осво­бож­де­ни­ем доми­шек и квар­тир из-под аре­ста. Одна­ко, как отме­ча­лось, побе­дой это назвать трудно.

Вооб­ще, эта исто­рия тянет на детек­тив­ный роман в сти­ле того же Холм­са, но уже с вклю­че­ни­ем эко­но­ми­че­ских пре­ступ­ле­ний с уча­сти­ем так назы­ва­е­мых «поли­ти­че­ски зна­чи­мых лиц» (ПЗЛ). Имен­но под такую кате­го­рию попа­да­ет нынеш­ний депу­тат мажи­ли­са Дари­га Назар­ба­е­ва, а с уче­том того, что и Нура­ли Раха­то­ви­ча тоже мож­но назвать гос­слу­жа­щим, то это удва­и­ва­ет инте­рес к ней. Поэто­му наив­но было бы пола­гать, что под­дан­ные Ее Вели­че­ства про­сто так отсту­пи­лись бы от это­го дела, забыв о нем. Корот­ко гово­ря, в бри­тан­ском пар­ла­мен­те ско­ро прой­дут слу­ша­ния по «эко­но­ми­че­ско­му кри­ми­на­лу», в ходе кото­рых отдель­ное место будет уде­ле­но нашим ПЗЛ.

К чему это может при­ве­сти? К тому, что в Англии будет создан пре­це­дент с при­вле­че­ни­ем к ответ­ствен­но­сти клеп­то­кра­та ино­стран­но­го госу­дар­ства, решив­ше­го отмыть свои капи­та­лы через при­об­ре­те­ние недви­жи­мо­сти в Вели­ко­бри­та­нии. Свое полу­чат так­же те, кто так или ина­че помо­гал это делать. Кста­ти, адво­ка­ты Дари­ги и Нура­ли, сами того не подо­зре­вая, рас­кры­ли целую цепоч­ку фирм, через кото­рую про­ис­хо­ди­ла «отмыв­ка» – хоте­ли пока­зать, что все чисто, а на самом деле лишь дока­за­ли обрат­ное: ведь если бы день­ги были зара­бо­та­ны закон­но, никто бы не стал замо­ра­чи­вать­ся офшо­ра­ми и пере­кла­ды­ва­ни­ем из одно­го сче­та в другой.

Не будем гадать, что имен­но ждет Назар­ба­е­ву и Али­е­ва в бли­жай­шем буду­щем – пусть это решит англий­ский суд, но мож­но с боль­шой долей веро­ят­но­сти ска­зать, что гря­дут боль­шие про­бле­мы, сре­ди кото­рых повтор­ный арест и после­ду­ю­щая кон­фис­ка­ция недви­жи­мо­сти могут быть не самой глав­ной. Заод­но де-факто будет дока­за­но, что казах­стан­ские вла­сти предо­став­ля­ли недо­сто­вер­ные све­де­ния о том, как Дари­га Нур­сул­та­нов­на зара­ба­ты­ва­ла на свои доми­ки в Лон­доне, тем самым уко­ре­нит­ся пони­ма­ние, что Казах­стан – это авто­ри­тар­ная стра­на со все­ми при­зна­ка­ми тота­ли­та­риз­ма, где пра­вят клеп­то­кра­ты, а это лишь уско­рит вве­де­ние пер­со­наль­ных санк­ций в отно­ше­нии казах­стан­ских чинов­ни­ков и олигархов.

Таким обра­зом, стар­шая дочь лиде­ра нации про­сто под­став­ля­ет всю стра­ну и всех сво­их подель­ни­ков по ее раз­граб­ле­нию. Будет ли нака­за­ние за такое в самом Казах­стане? Вряд ли. Ей толь­ко нуж­но опа­сать­ся био­ло­ги­че­ско­го ухо­да сво­е­го отца, после кото­ро­го ее может ожи­дать участь доче­ри Исла­ма Кари­мо­ва. Есте­ствен­но, «рас­ку­ла­чи­вать» ее и упе­кать в тюрь­му, как Гугу­шу, никто не соби­ра­ет­ся, но меж­кла­но­вые раз­бор­ки, в кото­рые, воз­мож­но, будет вме­ши­вать­ся Рос­сия, мы уви­дим обязательно.

Мирас НУРМУХАНБЕТОВ,

«D»

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн