Я уже неоднократно отмечал, что «камнем преткновения» в системе двоевластия является партия «Нур Отан», с помощью которой Нурсултан Назарбаев может блокировать важнейшие кадровые и законодательные инициативы нового главы государства (К.-Ж. Токаева – ред.).
Судя по публикациям приближенных ко двору политологов, эта ситуация сильно беспокоит администрацию Токаева. Там склонны считать, что на сегодняшний день главным дестабилизирующим фактором является не какая-то радикальная оппозиция, а тотальное засилье партии елбасы: «Нур Отан» в текущем виде стал анахронизмом. Огромное количество голосов, отданное за партию, лишает возможности создания и развития многопартийной системы. А пока нет дискуссии в парламенте, эта дискуссия будет твориться на митингах. Единственный способ восстановить баланс системы – пойти на серьезную либерализацию партийного и электорального законодательства.
В окружении президента считают, что прямое указание Назарбаева установить партийный контроль над исполнительной властью не вписывается в «реалии» президентского правления. Министрам и акимам еще один надзиратель тоже не нужен. Из окрестностей Акорды посылают сигнал: «В условиях, когда партия формируется первым президентом, у второго нет особого желания ею заниматься. И даже возникает ситуация – нужна ли вообще партия власти в таком состоянии?»
Вместе с тем, никакой очевидной «антимонопольной» стратегии не просматривается. Правящая партия для Токаева стала «чемоданом без ручки». Публично порвать с «Нур Отаном», объявить себя надпартийным президентом или инициировать создание своей партии он пока не решился. Напрашивается проведение досрочных выборов, с целью подорвать парламентскую монополию назарбаевского клана. Однако, при сегодняшнем раскладе на партийном поле Токаев вряд ли получит выгоды от обновления Мажилиса. Высока вероятность того, что «Нур Отан», используя свои материальные ресурсы, сохранит доминирующие позиции. Приход в парламент третьих сил, неподконтрольных ни одному из дуумвиров, не сулит ничего позитивного им обоим.
Но и у Назарбаева положение далеко не блестящее. Прежде всего потому, что аппарат управления по-прежнему завязан на главу государства. Первый президент может чинить препятствия второму, но не может проводить свою политику.
Поскольку «вернуть все взад», возвратиться в Акорду Назарбаев не в состоянии, остается только одна возможность сохранить власть: радикально секвестрировать президентские полномочия.
Очень сомнительно, что Токаев подпишется под такой политической реформой без ответных уступок.
Сложилась патовая ситуация, поскольку и президент, и партия «Нур Отан» имеют право блокировать изменения законов. Для проведения политической реформы необходимо найти компромисс, но, очень похоже, что обе стороны к нему не готовы.
Виктор КОВТУНОВСКИЙ