Великобритания снова взяла след казахстанских миллиардеров. Бюро по борьбе с мошенничеством в особо крупных размерах (SFO) начало расследование дорогих покупок, сделанных семьей Вячеслава Кима – совладельца AO «Kaspi.kz». Подозрения британских властей касаются отмывания миллиардов, принадлежащих Кайрату Сатыбалды, племяннику первого президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. В рамках расследования уже заморожено имущество, которое могло быть получено незаконным путем.
Квартиры, которые вызвали вопросы
История началась ещё в 2022 году, сразу после январских событий в Казахстане, когда жена Вячеслава Кима, Татьяна, приобрела две роскошные квартиры в Лондоне на общую сумму 25,7 млн фунтов стерлингов (более 16 млрд тенге). Одна из этих жилплощадок стоимостью 20 млн фунтов и размером в 500 квадратных метров – это три спальни, четыре санузла и просторные гостевые зоны. Вторая, меньшая по площади, обошлась в 5,7 млн фунтов и содержала одну спальню и два санузла.
Эти покупки вызвали вопросы у британских правоохранителей, учитывая политический контекст и странное совпадение – первая квартира находится прямо над апартаментами Кристины Ким, дочери миллиардера Владимира Кима, близкого соратника Назарбаева. В Великобритании уверены, что такие приобретения могли быть не только в интересах Татьяны Ким, но и для скрытого бенефициара – Кайрата Сатыбалды.
Kaspi, IPO и след Сатыбалды
Вячеслав Ким – не просто бизнесмен, он один из крупнейших акционеров AO «Kaspi.kz» (23,34% акций). Компании с капитализацией 13 млрд долларов. Однако с момента выхода «Kaspi» на Лондонскую фондовую биржу (IPO) в 2020 году стало известно, что за частью акций стоит Кайрат Сатыбалды. Источники утверждают, что перед IPO Сатыбалды передал часть своей доли Киму и фонду «Barring Vostok», чтобы избежать вопросов о политических рисках, связанных с его возможными связями с властями Казахстана.
Согласно расследованию американской компании «Culper Research», компания «Kaspi.kz» могла «систематически вводить в заблуждение» инвесторов и американские регулирующие органы. Было утверждено, что продажа 11,3 млн акций на американской фондовой бирже за сумму более 1 млрд долларов скрывала долю Сатыбалды в компании.
В конце сентября 2022 года Кайрата Сатыбалды приговорили к шести годам лишения свободы. В ходе расследования и судебного процесса у него изъяли довольно значительные активы, которые, как установило следствие, были незаконно присвоены и принадлежали государству. Однако уже в сентябре 2024 года расхитителю госсобственности в особо крупных размерах изменили наказание, в течение трех лет он будет находиться под пробационным контролем. Однако после того, как племянник Нурсултана Назарбаева был осужден за коррупцию, британские власти стали более внимательно исследовать финансовые транзакции, связанные с «Kaspi» и недвижимостью семьи Кимов.
Бизнес в Британии и мальтийские паспорта
Татьяна Ким не только инвестирует в недвижимость, но и развивает бизнес в Великобритании. В 2022 году она приобрела компанию «Evoshave», производящую инновационные бритвенные станки. Но Великобритания – не единственная страна, где семья Кимов укрепила свои позиции.
В 2018 году вся дружная семейка Вячеслава Кима – сам он, супруга и двое детей – получила гражданство Мальты через программу инвестиционного гражданства. Это дало им не только новые возможности, но и обязательства. С момента получения паспортов, Ким «обязан во всем отстаивать интересы Мальты», но продолжал работать в Казахстане, включая свою работу в совете директоров Фонда национального благосостояния «Самрук-Казына». Это создает юридические сложности, ведь двойное гражданство запрещено по законам Казахстана.
Что дальше?
Пока британские власти проводят расследование, на недвижимость семьи Кимов в Лондоне наложен арест. Это касается как самой недвижимости, так и связанных с ней финансовых транзакций. Если обвинения в отмывании денег будут подтверждены, это может стать крупнейшим международным коррупционным делом, связанное с Казахстаном за последние годы.
Какие санкции могут грозить? Согласно британским законам, если вина Вячеслава Кима будет доказана, ему грозит конфискация имущества, а также возможное судебное разбирательство в Великобритании. К тому же расследование может затронуть и репутацию «Kaspi.kz», поскольку дело может повлиять на доверие инвесторов как в Казахстане, так и за рубежом.
История Вячеслава Кима – это еще одно напоминание о том, как финансовые схемы, которые годами действуют в тени, рано или поздно попадают в поле зрения международных расследований. Особенно если в этих схемах замешаны миллиарды, элитная недвижимость и высокопоставленные родственники бывших президентов с замаранной репутацией.
Реакция и прогнозы
Отреагировал на ситуацию и сам «Kaspi.kz», заявив, что они «полностью сотрудничают с международными органами» и уверены в своей прозрачности. Тем не менее, ситуация может ухудшиться, если в процессе расследования выяснится, что компания действительно была использована для незаконных операций с активами, принадлежащими весьма сомнительным фигурам Казахстана.
Международные эксперты не исключают, что в случае дальнейших обвинений Казахстану придется столкнуться с жесткими финансовыми санкциями со стороны международных структур, таких, как ЕС и США, что может повлиять на экономическую стабильность страны.
История Вячеслава Кима с его не только предпринимательским успехом, но и тесной связью с политическими фигурами напоминает нам, что в мире больших денег и влияния мало что остается в тени. Чем дальше идет расследование, тем больше вопросов. А пока мир наблюдает, как казахстанская элита попадает в центр мировых расследований, шокируя не только местных экспертов, но и международное сообщество.
Алдиар Бауыржанұлы, «D»