Воскресенье , 20 апреля 2025

Загадка Орбулака

• В прошлом номере газеты была опубликована статья «Другая история, другая ложь». Ее автор Айдар Сеит-Кожа выразил сомнение в исторической достоверности того факта, что в Орбулакской битве 600 воинов хана Жангира, вооруженные кремниевыми ружьями, разбили 50-тысячное войско джунгар, отправив 10 тысяч из них к праотцам. Сомнения автора более чем обоснованны. 600 казахских воинов не могли разбить 50-тысячное войско противника, даже если бы они были вооружены не кремниевыми ружьями, а ручными пулеметами.

Однако, с точки зрения установления истины, небезынтересно замечание историка Анатолия Оловинцова, который пишет: «В истории Казахстана в борьбе против джунгар ярким и светлым пятном высвечивается знаменитая Орбулакская битва (1643 г.), когда казахский хан Жангир, имея всего 600 воинов с огнестрельным оружием, используя военную хитрость и тактический прием, одержал внушительную победу над джунгарами. В этом сражении Жангиру оказал существенную военную помощь эмир Самарканда казах Жалантос-Бахадур со своим 20-тысячным войском» (Оловинцов А.Г. Тюрки или монголы? Эпоха Чингисхана. – Научно-популярное издание. Алматы, 2012.).

Если эти сведения достоверны, то тогда все встает на свои места. Орбулакская битва все-таки имела место быть. Но настоящим героем ее был не «свой» Жангир, а «чужой» Жалантос-Бахадур. Конечно, 20 тысяч войска намного меньше, чем 50 тысяч. Но если эти 20 тысяч воинов, например, устроили засаду, то вполне могли разбить превосходящего по численности противника. В истории тому немало примеров.

Но в этом случае акценты смещаются. Получается, что как раз Жангир со своими микроскопическими силами сыграл в Орбулакской битве в лучшем случае вспомогательную роль. Уж слишком невелик был его отряд. Похоже, главная его заслуга в той битве заключалась в том, что он в ней участвовал.

Почему же у нас молчат о Жалантос-Бахадуре? Возможно, есть этому такое объяснение.

Не знаю, был ли Жалантос-Бахадур казахом, но степняком он явно не был. А сие патриотически настроенным историкам весьма неприятно, потому они упоминают только Жангира, скромно замалчивая роль Жалантоса.

Впрочем, возможно и другое объяснение. Английский историк Арнольд Тойнби (1889 – 1975) указывал на такой любопытный факт. В дошедших до нашего времени произведениях древнегерманских сказителей совершенно не упоминается Рим, хотя о его существовании они не могли не знать. Это обстоятельство настолько поразило исследователей, что возникла даже версия, что среди этих самых сказителей существовал заговор: никогда не упоминать ненавистный им Рим.

На самом деле, объясняет Тойнби, все обстоит проще. Сказителей интересовали только подвиги их конунгов, вот их они и воспевали. А Рим их просто не интересовал, поэтому они даже не упоминали о его существовании.

Возможно, такой же механизм сработал и случае с Жалантосом. Мы ведь о событиях тех лет знаем преимущественно из устных легенд, переведенных в письменный текст гораздо позже. А казахов интересовал именно Жангир, который и сохранился в народной памяти. Их совершенно не интересовал Жалантос-Бахадур, который, соответственно, в народной памяти казахов не сохранился вообще. Отсюда, мне кажется, и родилась совершенно фантастическая легенда о шестистах воинах Жангира, вдребезги разбивших 50-тысячное войско джунгар.

Современные же историки некритично отнеслись к легенде, они даже не удосужились задаться вопросом, насколько она правдоподобна.

Курман АХМЕТОВ

Республиканский еженедельник онлайн