Вторник , 8 июля 2025

20 лет спустя, или Юбилей упущенных возможностей

Зав­тра стра­на будет празд­но­вать 20-летие Неза­ви­си­мо­сти. Но поче­му-то у меня к этой дате отно­ше­ние двойственное.
С одной сто­ро­ны, я, как и все, рад, что стра­на ста­ла суве­рен­ной, само­сто­я­тель­ной. Рад, что моя Роди­на Казах­стан ста­ла пол­но­прав­ным чле­ном миро­во­го сооб­ще­ства. И наш флаг раз­ве­ва­ет­ся перед зда­ни­ем ООН.

Хотя есть боль­шой вопрос: поче­му толь­ко 20 лет? Ведь никто не отме­нял заслу­ги пред­ков, созда­вав­ших Казах­ское хан­ство, Алаш-Орду, Казах­скую Совет­скую Соци­а­ли­сти­че­скую Рес­пуб­ли­ку. Так что нынеш­няя дата для меня – ско­рее юби­лей новей­шей Неза­ви­си­мо­сти стра­ны. Бог с ним, с фор­му­ли­ров­кой, все мы пони­ма­ем в уго­ду какой конъ­юнк­ту­ре, все это так преподносится…

С дру­гой сто­ро­ны, несмот­ря на опре­де­лен­ные успе­хи и дости­же­ния, мне кажет­ся, что эти 20 лет были пери­о­дом упу­щен­ных воз­мож­но­стей. И вот почему…

Сра­зу же ска­жу, что я не явля­юсь сто­рон­ни­ком тех сил, кото­рые на все смот­рят одно­знач­но и апри­о­ри кри­ти­че­ски. «Жақ­сы­ның жақ­сы­лы­ғын айт, нұры тасысын!» – гово­рят казахи,то есть «если есть за что хва­лить, хва­ли! Пусть воз­ра­ду­ет­ся достой­ный!». Вовсе не отвер­гаю име­ю­щи­е­ся заслу­ги нашей вла­сти за этот непро­стой пери­од. Они есть, мно­гое на виду, мно­гое, воз­мож­но, явит­ся нам позже.
Но не о них я хочу сего­дня ска­зать. Пане­ги­ри­стов и под­ха­ли­мов у вла­сти хва­та­ет и без меня.

Ведь в чем истин­ная цель неза­ви­си­мо­сти любо­го государства? 

Мне кажет­ся, что эта цель – Чело­век! Что­бы ему было чем занять­ся и кор­мить семью (эко­но­ми­ка), что­бы он мог рас­счи­ты­вать на помощь госу­дар­ства, когда ему будет труд­но (соци­аль­ная поли­ти­ка), что­бы он мог реа­ли­зо­вать свои обще­ствен­ные пра­ва и был духов­но богат (поли­ти­ка). И еще одна цель каса­ет­ся само­го госу­дар­ства: что­бы оно мог­ло само­сто­я­тель­но опре­де­лять свое отно­ше­ние к дру­гим стра­нам и собы­ти­ям в мире (внеш­няя политика).

И есть один общий зна­ме­на­тель, кото­рый объ­еди­ня­ет все дости­же­ния и упу­ще­ния вла­сти в этих сфе­рах за эти 20 лет.

И имя ему – имитация.

Неэко­ном­ная… экономика

Мы ими­ти­ру­ем успеш­ность казах­стан­ской эко­но­ми­ки. Осо­бен­но во вре­мя уча­стив­ших­ся пока­зуш­ных видео­транс­ля­ций с уча­сти­ем пре­зи­ден­та (пони­ма­ет ли он некую комич­ность и нере­аль­ность ситу­а­ции, когда по мано­ве­нию вол­шеб­ной палоч­ки запус­ка­ют­ся целые про­из­вод­ства?). Зна­ет ли он, что после его отъ­ез­да эти объ­ек­ты или дово­дят­ся до ума, или вооб­ще пере­ста­ют функ­ци­о­ни­ро­вать (при­ме­ров в каж­дом реги­оне хоть отбавляй).

Не ими­ти­ру­ем, а на самом деле пре­зен­ту­ем себя «мощ­ной неф­тя­ной дер­жа­вой». Хотя осо­бых талан­тов пра­ви­тель­ству для меха­ни­че­ской пере­кач­ки неф­ти в резер­ву­а­ры и достав­ки ее в сыром виде не нужно.

Да, несмот­ря на объ­ек­тив­ные и субъ­ек­тив­ные труд­но­сти, в сере­дине 90‑х стра­на смог­ла про­ве­сти тяже­лей­шие, но необ­хо­ди­мые эко­но­ми­че­ские рефор­мы. Быв­шее совет­ское народ­ное хозяй­ство смог­ло адап­ти­ро­вать­ся к новым рыноч­ным реа­ли­ям. Были, конеч­но, и поте­ри. Задар­ма в руки порой сомни­тель­ных лиц ушли пред­при­я­тия, состав­ляв­шие ста­но­вой хре­бет эко­но­ми­ки стра­ны. Прак­ти­че­ски доби­ли сель­ское хозяй­ство. Но надо при­знать, что осно­ву сего­дняш­ней казах­стан­ской моде­ли эко­но­ми­ки соста­ви­ли имен­но рефор­мы тех лет.
Меж­ду тем, до сих пор не реше­ны глав­ные зада­чи экономики.

Она не дивер­си­фи­ци­ро­ва­на. Для непо­нят­ли­во­го пра­ви­тель­ства: это «рас­ши­ре­ние ассор­ти­мен­та, про­из­во­ди­мой про­дук­ции, осво­е­ние новых видов производств». 

У нас рас­ши­ря­ет­ся совсем дру­гое! А имен­но: ассор­ти­мент кор­руп­ци­он­ных услуг и осва­и­ва­ют­ся новые виды пер­ма­нент­ной меж­кла­но­вой войны!

Похо­же, неф­те­за­ви­си­мость у нас ста­ла хро­ни­че­ской и с этим диа­гно­зом наша эко­но­ми­ка будет жить и в сле­ду­ю­щие 20 лет.

Кор­руп­ция, при­о­ри­тет оли­гар­ха­та и неже­ла­ние спо­соб­ство­вать созда­нию сред­не­го клас­са при­ве­ли к тому, что у нас, несмот­ря на име­ю­щи­е­ся воз­мож­но­сти, до сих пор малый и сред­ний биз­нес не встал на ноги. Если в США и дру­гих стра­нах доля МСБ в ВВП состав­ля­ет око­ло 55 про­цен­тов, то у нас даже по явно завы­шен­ным офи­ци­аль­ным дан­ным она состав­ля­ет 31 про­цен­тов. «Туч­ные годы» в этом смыс­ле про­шли даром!

В эко­но­ми­ке 20 лет спу­стя мы сно­ва вер­ну­лись на кру­ги своя. Помни­те, еще во вре­ме­на Бреж­не­ва был выдви­нут лозунг пере­хо­да от экс­тен­сив­ной эко­но­ми­ки к интен­сив­ной. То есть от раз­ви­тия «за счет коли­че­ствен­но­го уве­ли­че­ния фак­то­ров», к раз­ви­тию, «пред­по­ла­га­ю­ще­му высо­кий уро­вень раз­ви­тия про­из­во­ди­тель­ных сил, тех­ни­ки, тех­но­ло­гии, высо­кий обра­зо­ва­тель­ный и про­фес­си­о­наль­ный уро­вень работников».

И кто мне из Акор­ды дока­жет, что у нас не экс­тен­сив­ная эко­но­ми­ка? Пом­нит­ся, и супер­эко­но­ми­ка СССР была осно­ва­на на той же самой неф­ти. И паде­ние цен на нефть ста­ло одним из фак­то­ров паде­ния всей ком­му­ни­сти­че­ской империи.

Хоти­те еще параллели?

Меж­ду Габо­ном и Микронезией

Мы ими­ти­ру­ем эффек­тив­ную соци­аль­ную политику.

Не может счи­тать­ся соци­аль­ным госу­дар­ство, где есть целый класс соци­аль­но неза­щи­щен­ных! В кото­ром поми­мо офи­ци­аль­ных 5,3 про­цен­тов без­ра­бот­ных есть 16,5 про­цен­тов «само­за­ня­то­го» насе­ле­ния (5,3+16,5=21,8 (!). С этим реаль­ным пока­за­те­лем в миро­вом рей­тин­ге мы на самом деле ока­за­лись бы на 170 месте меж­ду таки­ми стра­на­ми, как Габон и Микронезия!

Кото­рое зани­ма­ет 139‑е место в рей­тин­ге по уров­ню дет­ской смертности.

В кото­ром раз­мер сред­ней зар­пла­ты не поз­во­ля­ет сред­не­ста­ти­сти­че­ско­му граж­да­ни­ну стро­ить даже очень отда­лен­ные пла­ны на при­об­ре­те­ние жилья.

В кото­ром мно­гие пара­мет­ры соци­аль­но­го само­чув­ствия граж­дан намно­го ниже, чем, ска­жем, у стран Восточ­ной Евро­пы, с кото­ры­ми до 1991 года мы все были в одном соци­а­ли­сти­че­ском лаге­ре (о сопо­став­ле­нии с наи­бо­лее раз­ви­ты­ми стра­на­ми я пока про­мол­чу). Это еще с уче­том того, что ни в Бол­га­рии, ни в Поль­ше нет при­род­ных ресур­сов, подоб­ных нашим.

В соци­аль­ной сфе­ре через 20 лет мы вер­ну­лись на кру­ги своя. Ибо, как и в те годы, соци­аль­но уяз­ви­мые слои насе­ле­ния не име­ют ника­ких пер­спек­тив! Как и тогда, эта важ­ней­шая сфе­ра финан­си­ру­ет­ся по оста­точ­но­му прин­ци­пу. Такое ощу­ще­ние, что госу­дар­ство видит свою соци­аль­ную роль исклю­чи­тель­но через приз­му пред­вы­бор­ных обе­ща­ний по повы­ше­нию соци­аль­ных выплат. Для ино­го, более ком­плекс­но­го под­хо­да в реше­нии этих задач у него или не хва­та­ет систем­но­го виде­ния, или… желания.

Нет пер­спек­тив у моло­де­жи. Отту­да и уча­стив­ши­е­ся в послед­нее вре­мя слу­чаи ухо­да моло­де­жи, осо­бен­но сель­ской, в объ­я­тия не совсем чисто­плот­ных «пред­ста­ви­те­лей Бога». Отту­да и реаль­ные угро­зы экстремизма.

От одно­го дик­та­та – к другому

Мы ими­ти­ру­ем демо­кра­ти­че­ские процессы! 

Уж в чем, а в этом деле наша власть изряд­но под­на­то­ре­ла! Так искус­но, что даже ОБСЕ в свое вре­мя не поня­ла, как мы ока­за­лись в председателях!

Но в нача­ле новей­шей Неза­ви­си­мо­сти в стране все же была демо­кра­тия! Суще­ство­ва­ло реаль­ное раз­де­ле­ние вет­вей вла­сти. Вспом­ни­те былые соста­вы Вер­хов­но­го Сове­та, кото­рый был эффек­тив­ным про­ти­во­ве­сом испол­ни­тель­ной вла­сти. Выхо­ди­ли газе­ты, у кото­рых не было запрет­ных тем и персон.

Но в 1995 году все изме­ни­лось. Ибо изме­ни­ли Кон­сти­ту­цию, кото­рая взя­ла и отда­ла всю пол­но­ту вла­сти одно­му чело­ве­ку – пре­зи­ден­ту. С тех пор все изме­не­ния в зако­ны были направ­ле­ны исклю­чи­тель­но на уси­ле­ние этой системы!

В резуль­та­те были зна­чи­тель­но огра­ни­че­ны поли­ти­че­ские пра­ва и сво­бо­ды граждан.

Имен­но с это­го вре­ме­ни режим бук­валь­но вытал­ки­вал из стра­ны всех тех, кто мог соста­вить кон­ку­рен­цию, кто имел соб­ствен­ное и отлич­ное от вер­хов­ной вла­сти мне­ние. Иных уж нет, а те далече…

Да, все дела­лось для того, что­бы укре­пить систе­му под одно­го чело­ве­ка. Но, как ни стран­но, за эти 20 лет резуль­тат ока­зал­ся пря­мо про­ти­во­по­лож­ным. А имен­но: да, де-юре все пол­но­мо­чия у пре­зи­ден­та, а де-факто – в руках отдель­ных групп вли­я­ния в его окружении.
Важ­но, что­бы и мы, и сам пре­зи­дент пони­ма­ли одно: эти встав­шие на ноги, вла­де­ю­щие мно­го­мил­ли­ард­ны­ми ресур­са­ми груп­пы, име­ют свои, отлич­ные от наро­да и того же пре­зи­ден­та, чет­кие, и не толь­ко финан­со­во, обос­но­ван­ные пла­ны на пост­на­зар­ба­ев­ский пери­од. Если пре­зи­дент озву­чи­ва­ет свои про­грам­мы «2020», «2030», то у них есть скры­тые от наших глаз, но не менее реаль­ные и прав­до­по­доб­ные сце­на­рии на эту и более даль­нюю перспективу! 

Они моло­же, могу­ще­ствен­нее, состо­я­тель­нее и, если хоти­те, нахра­пи­стее и нахаль­нее само­го пре­зи­ден­та! И, навер­ное, пото­му и более опас­ны как для пре­зи­ден­та, так и для всей страны!

Сам пре­зи­дент, как инсти­тут, не может теперь их пол­но­стью кон­тро­ли­ро­вать. А нас, поли­ти­че­скую оппо­зи­цию, кото­рая мог­ла бы осу­ществ­лять над­зор над ними, так и не допу­стил (рука­ми под­не­воль­ной ЦИК) в парламент. 

В поли­ти­че­ской сфе­ре 20 лет спу­стя мы вер­ну­лись на кру­ги своя. Когда стра­ной моно­поль­но пра­ви­ла одна пар­тия. Где была такая же несме­ня­е­мость вла­сти. Такой же одно­пар­тий­ный пар­ла­мент. Такая же жест­кая цен­зу­ра СМИ. Такой же урод­ли­вый культ одной лич­но­сти. Хоро­шо, что наш пре­зи­дент хоть отка­зы­ва­ет­ся от навя­зы­ва­е­мо­го ему сена­том зва­ния «Халык кахар­ма­ны». Хотя меня одо­ле­ва­ют смут­ные подо­зре­ния, что его бес­страш­ные сена­то­ры пря­мо-таки заста­вят при­нять выс­шую награ­ду государства! 

Никто не думал, что уйдя от дик­та­та КПСС, мы попа­дем под не менее жест­кий и жесто­кий, более изощ­рен­ный дик­тат «Нур Ота­на»! В СССР хоть был «блок бес­пар­тий­ных», у нас и того нет! Впо­ру вос­клик­нуть: «За что боро­лись?!». Хотя тот же Кремль был «чест­нее» Акор­ды: он не заяв­лял о сво­ем лидер­стве в демо­кра­ти­че­ском раз­ви­тии, и не пред­се­да­тель­ство­вал в ОБСЕ

Внеш­няя поли­ти­ка для внут­рен­не­го пользования

Мы ими­ти­ру­ем актив­ную внеш­не­по­ли­ти­че­скую дея­тель­ность. Все эти доста­точ­но затрат­ные меро­при­я­тия в стране и за ее пре­де­ла­ми мало­эф­фек­тив­ны. Кро­ме «Хаба­ра» и «Казах­ста­на» их никто и не сни­ма­ет, и не пока­зы­ва­ет. Эда­кая внеш­няя поли­ти­ка для внут­рен­не­го пользования!

Все эти «супер-пупер» меж­ду­на­род­ные фору­мы в Астане уже вызы­ва­ют иро­нию (если не ска­зать боль­ше) у меж­ду­на­род­но­го сооб­ще­ства. То мы высту­па­ем с оче­ред­ной ини­ци­а­ти­вой, зара­нее не согла­со­вав с парт­не­ра­ми. В резуль­та­те полу­ча­ет­ся или пшик, или кто-то пере­хва­ты­ва­ет ини­ци­а­ти­ву. То мы пыта­ем­ся взять на себя функ­ции ООН, играя роль все­лен­ско­го миро­твор­ца, и заяв­ляя о сво­ем жела­нии раз­ре­шить кон­фликт, кото­рый ни Мек­ка, ни Вати­кан, ни Иеру­са­лим не в состо­я­нии решить столь­ко лет! 

Вме­сто вдум­чи­вой и пла­но­мер­ной рабо­ты по опре­де­ле­нию сво­е­го места в мире и защи­те наци­о­наль­ных инте­ре­сов, наш МИД дав­но пре­вра­тил­ся в пиар-груп­пу (при­чем, плохую), и не совсем эффек­тив­но­го лоб­би­ста за рубежом.

В меж­ду­на­род­ных делах 20 лет спу­стя мы вер­ну­лись на кру­ги своя. Точ­нее, вхо­дим сно­ва в Союз, теперь уже Евразий­ский. Хотя два­жды в одну и ту же реку не вхо­дят. Но, види­мо, наши власть пре­дер­жа­щие древ­них фило­со­фов не читают‑с. Назва­ние Сою­за иное, но, похо­же, суть та же. И сно­ва обре­ка­ем себя на роль госу­дар­ства, кото­рое не само­сто­я­тель­но в опре­де­ле­нии сво­ей пози­ции по важ­ней­шим тен­ден­ци­ям и собы­ти­ям в мире. Состо­яв­ше­е­ся спеш­ное вхож­де­ние в Тамо­жен­ный союз с огром­ны­ми поте­ря­ми для граж­дан и биз­не­са поз­во­ля­ют нам доста­точ­но кри­ти­че­ски смот­реть на пер­спек­ти­вы ЕврАзСоюза…

…И послед­нее. Ими­та­ция, пусть даже и искус­ная и высо­ко­про­фес­си­о­наль­ная, нико­гда ни к чему хоро­ше­му не приводила.

В быту она име­ет свои осо­бен­но­сти. А ими­та­ция, как госу­дар­ствен­ная поли­ти­ка, име­ет послед­ствия не толь­ко для ими­ти­ру­ю­щей вла­сти (бог с ней, все рав­но, даже по био­ло­ги­че­ским зако­нам, она сме­нит­ся). Она опас­на для тех, кто все эти годы вынуж­ден жить по зако­нам Вели­кой ими­та­ции! Для всех нас. Ибо за эти 20 лет ими­ти­ро­ва­ния вырос­ло целое поко­ле­ние, кото­рое в силу объ­ек­тив­ных при­чин вовсе не при­ем­лет тако­го рода политику.

Воз­мож­но, имен­но это обсто­я­тель­ство явля­ет­ся гаран­ти­ей того, что сле­ду­ю­щие 20 лет не будут оче­ред­ным пери­о­дом упу­щен­ных возможностей.

Пони­ма­ет ли сам пре­зи­дент, что ими­та­ция, как вирус, про­ник­ла и в такую тон­кую сфе­ру, как отно­ше­ние к его лич­но­сти со сто­ро­ны его даль­не­го и ближ­не­го окру­же­ния. Пони­ма­ет ли он, что все эти умо­по­мра­чи­тель­ные ини­ци­а­ти­вы по его воз­ве­ли­чи­ва­нию не что иное, как оче­ред­ная ими­та­ция. Ими­та­ция вер­но­под­дан­ни­че­ства, пре­дан­но­сти гораз­до опас­нее, чем откры­тая и пуб­лич­ная кри­ти­ка про­во­ди­мой им политики…

Один умный чело­век ска­зал: «Сло­во «Неза­ви­си­мость» свя­за­но с сопут­ству­ю­щи­ми ей иде­я­ми: Досто­ин­ства и Доб­ле­сти. Сло­во же «Зави­си­мость» свя­за­но с иде­я­ми Под­чи­не­ния и Развращения».

Отсю­да и мой послед­ний вывод. Он зву­чит так.

Есть у нашей Неза­ви­си­мо­сти одна боль­шая, врож­ден­ная проблема.

Изна­чаль­но она, эта самая Неза­ви­си­мость, при­шла к нам на волне демо­кра­ти­че­ских пре­об­ра­зо­ва­ний, сво­бо­до­мыс­лия, тех же досто­ин­ства и доб­ле­сти. Имен­но эти бла­го­род­ные идеи ста­ли фун­да­мен­том нашей новой Неза­ви­си­мо­сти. Это было как дол­го­ждан­ный гло­ток све­же­го воздуха!

Все мы видим, что за 20 лет эти цен­но­сти ото­шли на вто­рой план. Во гла­ве угла ста­ли те же под­чи­не­ние и раз­вра­ще­ние. И воз­дух стал совсем дру­гим, затх­лым, как в закры­той каморке.

Это зна­чит, что Неза­ви­си­мость лиша­ет­ся сво­их пер­во­ос­нов, сво­е­го фун­да­мен­та. А у такой Неза­ви­си­мо­сти буду­щее весь­ма туманно…
Имен­но это обсто­я­тель­ство долж­но нако­нец-то объ­еди­нить всех нас – и власть в лице пре­зи­ден­та, и оппо­зи­цию в лице нас – на пути защи­ты и упро­че­ния Неза­ви­си­мо­сти нашей общей Роди­ны – Рес­пуб­ли­ки Казахстан! 

Амир­жан КОСАНОВ

Республиканский еженедельник онлайн