Суббота , 19 апреля 2025

КЛАНЫ сами себя СОЖРУТ

Случай с министром здравоохранения, предыдущие события показывают, что в Казахстане, видимо, разгорелся очередной виток «войны кланов». С одной стороны, т.н. «южане», с другой, запущен в общество слух о «заговоре против президента».

Однако происходит так, что люди, не знающие элементарно названий родов и их жузовую принадлежность, начинают судить о наличии клановости, хотя это вопросы родоплеменной интерпретации.

Как написал один автор в Сети, специфика Казахстана в том, что в любой структуре, особенно силовой, есть ключевые фигуры, через которых решаются все вопросы. Пример из жизни – я решаю в одной госструктуре свои вопросы через начальника, все зашибись. В город приходит новая команда, из другого клана, и аким сажает своего человека на место заместителя начальника – и все, начальник уже не у дел, он только занимает свой стул и дрожит, чтобы его не подставили под статью. Через три месяца на всех ключевых местах уже сидит именно этот клан.  Клан приходит большой кучей, со своим центральным боссом, и занимает все ключевые госструктуры.

Конечно же, существует и своя система противовесов, например, когда начальником  назначается выходец из одного клана, а его замом ставят из другого. Но, естественно, они оба подтягивают своих.

Сегодня мы предложили нашим экспертам такой вопрос: как вы считаете, на самом ли деле мы, вернее, ОНИ, втянуты в «войну», и чем может окончиться это противостояние для развития внутриполитической ситуации?

Дорогие читатели, какую проблему вы хотели бы обсудить в нашей газете в рубрике «Три взгляда на одну тему»? Пишите на электронные адреса редакции, звоните по телефону.

«D»

Алмас Кушербаев, публицист

КЛАНЫ сами себя СОЖРУТ

Считать мы можем что угодно, что же на самом деле происходит, известно только президенту, его окружению и тем, кто находится в этом процессе. Отрывочные  догадки в прессе – это рассуждения, аналитика, мнения, фантазии, наконец.  Наша страна закрытая, нет открытой полемики, как в разборках бандитов,  где каждый что-то  внутри обсуждает, решает.  Официальная пресса пишет  только об официальных новостях и больше делает акцент на знаковых событиях, а у оппозиционной прессы нет источников. Все развивается само по себе, и каждый делает скупые догадки.  Судить вообще не приходится. То, что пишет оппозиционная пресса – это догадки.   В закрытой стране,  где нет  демократии и открытого обсуждения, а также по-настоящему свободной и независимой прессы, происходит такое.  Поэтому в клановой войне или  просто кому-то не понравился министр, или, может быть, действительно идет борьба с коррупцией, я, во всяком случае,  пока определенно сказать не могу.

Из тех скупых данных из медицинского  мира, что имеются, ничего лестного, увы, о министре я не слышал.  К великому сожалению приходится констатировать, что те немногие, с кем я общался из среды медицины, отзывались  о министре крайне негативно.  На публике же министр производил впечатление хорошего организатора, человека с сильной волей и авторитарным  характером.  Есть информация о том, что он занимался изучением стволовых клеток и развитием этого направления в Казахстане.

Другое интересно. Если допустить, что  это клановая война, невольно вспоминается фильм «Статский советник»,  где игравший героя Фандорина Олег Меньшиков сказал:  «Зло пожирает зло».

Природа всего человечества неизменно стремится к гармонии, а набравшее темп развитие человечества со времен Великой Французской революции идет в сторону демократии, в сторону разрушения  монополии единовластия.  Посмотрите  на бывшие диктаторские страны вроде Чили или Аргентины. Там не то что  демократия, там президенты – женщины; или страны вроде Индонезии и Малайзии, пережившие  диктатуру Сухарто и других правителей, пробывших у власти несколько десятилетий. Обратите внимание на инновационную Россию с ее отправкой на пенсию стариков Шаймиева, проворовавшегося Лужкова и других политических долгожителей. О чем это говорит? Мир стремительно  демократизируется, и  когда-нибудь демократия воцарится  везде, в каждом уголке земли. Просто кому-то не везет, как нам – когда мы, живя в условиях авторитаризма и закрытости, дар ораторства, полемики и публичного лидерства,  увы, вынуждены топить в  черно-белой оппозиционной прессе.  Но Бог есть, потому что если  зло пожирает зло, то на самом деле это природа – ради обретения гармонии вынужденная  избавляться  от того, что мешает развитию.

Ведь  будь у нас открытая  страна, не было  бы, как выражался один известный человек, коридорной жизни, телефонного права, а были бы теледебаты,  объективные информационные войны и т.д.

В открытом обществе  борьба происходит открыто, цивилизованно и на виду у всех, где судьи – это граждане. В нашей же стране подковерная борьба кланов, элиты, вращающихся вокруг  самого главного и, извиняюсь, «никакущий»  народ,  не умеющий, как европейцы, выходить на  улицу для отстаивания своих прав.  Поэтому за дело  берется природа, бог вынужден решать это и поэтому уничтожает зло путем стравливания  одного клана против другого, чтобы избавиться, наконец, от зла.

Свобода обеспечивается двумя путями: либо революционным, когда толпа выходит на улицу и меняет власть, либо  естественно-эволюционным, когда толпа сидит  на кухне  и  рассуждает о высоком, а в этот момент клан начинает  бороться с кланом и пожирать друг друга.

Собственно, так пала Римская империя, жившая как  у Бога за пазухой, потерявшая связь с реальностью и позже разрушенная варварами.

Скорей всего, в Казахстане возможна такая модель – общество станет наблюдателем того, как  кланы будут разрушать кланы  и освобождать  поле для развития демократического процесса.

Все через это прошли. Индонезия жила при диктатуре Сухарто, чилийцы пережили Пиночета, то же самое происходило на Филиппинах, а до этого в Европе. Это нормальное развитие  государства, и в каждом  периоде есть своя доля прелести, хотя, конечно, хуже всего тем, кто в условиях  демократии мог бы стать  политическим лидером и  играть в честные игры.

Поэтому война кланов – это хорошо. Это лучше, чем просто скоропостижная смерть главного, потому что  вначале нужно,  чтобы кланы уничтожили себя, а  потом естественная смерть  отсеет ненужных, вот тогда придет  наше время,  время простых,  но настоящих граждан страны, благодаря которым навсегда воцарится в степи дух подлинной демократии.

Серикжан Мамбеталин,

председатель партии зеленых «Руханият»

НАРОД УСТАЛ

от несменяемой элиты

Я читал из газет версию, что, мол, «западного» министра Доскалиева (мы с ним, кстати, оба выпускники Актюбинского медицинского института), «убрали» в ответ на уход «южного» министра Туймебаева. Если это действительно так, то трайбализм и местничество достигли своего апогея, и это очень сильно тревожит. К сожалению, это типичная ситуация для стран, в которых отсутствуют законные механизмы смены власти и ротации элит. Борьба с инакомыслием  привела к тому, что в Казахстане отсутствует конструктивная оппозиция, либо ее влияние на умы и настроение народа близится к нулю. Народ устал от несменяемой элиты ровно  так же, как устал от неспособной оппозиции. Отсутствие внешнего воздействия в виде оппозиции привело к тому, что внутри властной элиты началось разделение по географическому признаку. Вместо того чтобы быть сплоченной и монолитной, власть имущие начинают создавать оппозицию внутри себя. Поэтому, если оппозиция слаба и раздроблена, как это ни парадоксально звучит, это хуже для власти, потому что нет угрозы, перед лицом которой нужно консолидироваться. В России это, судя по всему, понимают и принимают меры по поддержке оппозиционных партий, вплоть до финансирования их из бюджета. Очень надеюсь, что  руководителям страны придет подобное понимание роли оппозиции и вообще гражданского общества. Чем сильнее развито гражданское общество и политические институты, тем ниже угроза различных заговоров и переворотов. Здесь  следует отметить важную роль СМИ. Свободная пресса – самое действенное лекарство для предотвращения подобных ситуаций.

Эдуард Полетаев, политолог

ИНТРИГА

«по-колхозному»

Действительно, эта «война» затрагивает прежде всего интересы чиновников. Ведь борьба с коррупцией не всегда идет в интересах народа, она бывает также для того, чтобы замочить неугодных, а преданных сохранить. Конечно, теоретически «война» между разными кланами, особенно сразу на нескольких уровнях государственного аппарата, может привести к масштабному кризису с плохо предсказуемыми последствиями. Но случится ли полноценная «война»? Вряд ли. Пока с дерева снимают по одному яблоку. Наверху мощная сеть – тряхнешь дерево – яблоки посып-лются и могут ударить по голове.

Многие государства, страдающие от коррупции, продолжают свое развитие. Те же США 200 лет своей истории были наикоррумпированнейшей страной, и это не мешало Америке побеждать в войнах, отправлять человека на Луну, то есть стать супердержавой.

Таким образом, перемещение тех или иных высокопоставленных лиц Казахстана на тюремные нары, скамейку запасных или приставной стульчик еще не означает, что политический ландшафт может сильно поменяться, а стратегические ориентиры развития страны перестанут существовать. Так что «война» – это слишком громкое определение для именования явления, которое политологические словари трактуют как «политическая интрига». Это один из древнейших, традиционных способов борьбы за власть и влияние, направленный как против отдельного чиновника, так и какой-нибудь группы, вне зависимости от ее размеров.

Между прочим, дар интриги в традиционной трактовке политики относится преимущественно к достоинствам. Клеопатра, Талейран, де Ришелье, Сталин, Мао Цзэдун и многие другие деятели являлись мастерами интриги. И традиционные инструменты политической интриги практически не претерпели изменений до наших дней. Ведь это элитарный способ делания политики. Там, где интриги плести не умеют и политика делается «по-колхозному», обиженные чиновники встают в позу и делают революцию, как это случилось нынешней весной в соседнем Кыргызстане. И чем более развито государство, тем более тонкие интриги плетут политики. Теоретически интриг можно избежать – нужны максимальная демократизация, прозрачность политической жизни, создание специальных инструментов гражданского контроля. Но, как показывает практика интриганства в развитых странах, даже этих инструментов бывает недостаточно.

 

Республиканский еженедельник онлайн