Как известно, в Алматы проходит кинофестиваль «Евразия». Событие, конечно, в рамках южной столицы интересное. Но мы о другом. У нас накопились вопросы к министру культуры Мухтару Кул-Мухаммеду – как к человеку, в ведении которого находится в том числе и кинематограф.
Считаем, что поставленные вопросы заинтересуют президента страны, парламент, Счетный комитет и другие компетентные органы, а также всех, кому не безразлична судьба настоящего и будущего отечественного кинематографа, доведенного за восемь лет до крайности, не говоря уж о культуре в целом.
1. Из неподдающихся объяснению действий руководителя киностудии «Казахфильм» Аманшаева и из сообщений СМИ можно сделать выводы, что средства налогоплательщиков теперь решено направить на развлечения, а именно на съемку низкопробных творений в развлекательных жанрах – таких, как блокбастер, боевик и экшн? Кто принимал решение по подобным действиям? От кого исходила инициатива?
2. Какова сумма уже спущенных и теперь уже, видимо, невозвратных народных средств на производство в развлекательных жанрах?
3. Что в казахстанском варианте и в период вашего руководства культурой (в казахстанском понимании Министерством культуры) вкладывается в понятие поддержка отечественного кинопроизводства? Кем, почему и с какой целью было принято решение оказывать поддержку российскому кинопроизводству, когда наши самые сильные режиссеры с высшим художественным образованием к кинопроизводству не подпускаются?
4. Не является ли позором для казахского народа тот факт, что для вывода отрасли из кризиса решено обратиться за помощью к России (к российским режиссерам)?
5. Имеет ли законное и моральное право ваш подчиненный Аманшаев лоббировать свой сценарий фильма «Золотой воин», где он выступает его автором, в то время как другие режиссеры годами не могут получить финансирование для своих более достойных проектов в серьезных жанрах?
6. Существует распространенное мнение, что кинопроизводство Казахстана – самая отсталая, сверхубыточная и непредсказуемая в действиях и принимаемых решениях отрасль в Казахстане. Как вы считаете, есть ли в Казахстане более отсталая отрасль, чем казахстанское кинопроизводство?
7. Как вы считаете, кто непосредственно виновен в том, что отрасль находится в глубоком кризисе, из которого она не выбралась и не планирует выходить?
8. Существует ли программа вывода отрасли из кризиса?
9. Есть ли в штате Министерства культуры специалисты, научно занимающиеся вопросами кинопроизводства? Если да, то можно ли получить научный анализ исследования состояния отрасли, где бы указывалась причина затянувшегося кризиса?
10. Все знают, что основным орудием, которым наносится колоссальный урон отечественному кинематографу, являются проводимые и критикуемые всеми конкурсы сценариев, в которых, зная их суть и манипуляции, не хотят принимать участия самые достойные режиссеры. Почему вы избегаете ответа на самый главный вопрос: когда эти конкурсы сценариев будут запрещены? А может, причина в чьей-то меркантильной заинтересованности?
11. Кто занимался отбором сценариев для финансирования и от кого зависело распределение финансовых средств в «сельский период» истории отечественного кино, начиная с 2002 года и по сегодняшний день (назовите ф.и.о. и должности тех, кто участвовал и участвует в «отборе»)?
12. Кинематографисты хотят получить ответ на вопрос: стоит ли им при вас ждать демократизации кино-отрасли или не стоит?
13. Все, в том числе, наверное, и вы, знают, что есть такое нелепое понятие, как «дикие внеочередники», т.е. те, кому неизвестно за что дают тратить и творить на народные средства без очереди. Когда выстроенная система кинопроизводства прекратит эту дикость и когда будет запущена гласная и контролируемая общественностью система очередности?
14. Вы прекрасно знаете о том, что существует предвзятое отношение к тем кинематографистам, кто критикует застой, царящий в местном кинопроизводстве. Что вы планируете сделать в этой связи с целью устранения этого явления, запущенного при вас?
15. В чем, по вашему мнению, причина того, что казахстанские картины за 66 лет не получили ни одной награды на международных кинофестивалях (двадцати самых признанных) в самых прес-тижных номинациях: «Лучший фильм» и «Лучшая режиссерская работа» (в том числе в период, когда вы отвечали и отвечаете за кинопроизводство)?
16. Как вы считаете, поездки на малозначительные кинофестивали и получение (с последующим рекламированием ) дежурных призов – это (варианты ответа ):
– действительно большие достижения,
– туристические поездки за госсчет,
– инструмент, позволяющий прикрыть провалы,
– низкий уровень качества работ,
– низкий уровень понимания, что такое значимый кинофестиваль и что такое значимая награда?
17. В курсе ли вы, что детская сказка под названием «Кочевник», финансировавшаяся при вас, считается самым сверхубыточным проектом – как в истории отечественного кино, так и на всем постсоветском пространстве?
18. Просим вас ответить, казахстанское кинопроизводство является сверхприбыльным, прибыльным, самоокупаемым, убыточным или сверхубыточным?
19. Какова сумма бюджетных вливаний в кинопроизводство, начиная с 2002 года и по сей день (включая 40 млн долларов США, выделенных на сверхубыточную сказку «Кочевник»)?
20. В чем, по-вашему, причина того, что многие достойные режиссеры уехали и хотят уехать из страны в связи с невозможностью снимать кино у себя на Родине?
21. Производится ли бюджетное финансирование на содержание Союза кинематографистов или он содержится за счет членских взносов?
22. Давно доказано, что только честные и профессиональные конкурсы – питчинги и пришедшие благодаря им сильные режиссеры способны на современном этапе вывести отрасль из глубокого кризиса. Почему вы противитесь запуску проведения питчингов?
23. Как вы считаете, почему период, когда «Казахфильм» возглавлял г‑н Азимов, все достойные специалисты окрестили эту студию как «сельскую» и шутливо называли «Колхозфильм», а то время самым черным периодом в истории отечественного кино?
24. Назовите сумму, которая ежегодно тратится на информационную «обработку» и увод общественного внимания от глубокого кризиса в казахстанском кинематографе (финансирование телепередач, издание журнала, поощрение зависимых СМИ и «журналистов», поддержание псевдокинокритиков)?
25. В кругах кинематографистов вовсю обсуждается вопрос о том, что на финансирование одной серии «мыльной оперы» «Астана – любовь моя» на цифровой носитель (не на пленку ) вы выделили 300 000 долларов США народных средств (прямо, как в Голливуде). Всего 12 серий, а это 3,6 млн долларов США, на которые можно было снять 2–4 добротных полнометражных игровых фильма. Однако называются разные суммы съемок фильмов такого рода – от 30 000 до 80 000 долларов США максимум за одну серию. Можете ли вы прокомментировать эти суммы?
26. Если сумма, которую всячески скрывает директор «Казахфильма», на экранизацию «Золотого воина» по его сценарию все-таки равна 15 млн долларов США, то как вы объясните то, что на эти деньги можно снять 30 полнометражных художественных фильмов по технологии DI с высочайшим качеством, тем более если к съемкам этих картин будут допущены самые сильные казахстанские режиссеры и, тем более, режиссеры-художники с высшим художественным образованием?
27. Во время последнего посещения президентом РК киностудии «Казахфильм» Е. Аманшаев заявил: «У других кризис, спад производства фильмов, у нас золотой момент. У нас есть все возможности, чтобы сделать рывок в кинопроизводстве». С чьей подачи он так дезинформировал президента? Почему на разговор с президентом не были приглашены те, кто знает о проблемах киноотрасли?
28. Когда в Казахстане начнут выделять деньги на киноискусство в жанрах трагедии и драмы, артхаусного и авторского кино, на которые с 2002 года (с вашим приходом) не выделено ни одного тиына, не профинансировано ни одного проекта, относящегося к понятию «кино-искусство»?
29. Кому принадлежит хитроумная идея с киноабонементами, чтобы использовать народные средства для прикрытия провалов и сверхубытков? А именно выделение бюджетных средств для того, чтобы «загнать» зрителей в пустые залы с целью повышения процента посещаемости для дальнейшей дезинформации общественности, что люди, мол, начали-таки смотреть творения внеочередников и халтурщиков, не прошедших сито питчингов? Почему при коммерциализации не прописана ответственность за сверхубытки в случае провалов?
30. Специалистами, с которыми вы даже не соизволили посоветоваться, уже высказано мнение о том, что внесенные вами поправки в закон «О культуре» нанесут отечественному кинематографу очередной удар. Вы по-прежнему считаете, что это не так?
31. Подтвердите или опровергните: является ли правдой информация, опубликованная в СМИ, что экс-директору «Казахфильма» С. Азимову, при котором отрасль вошла в кризис, перешла из разряда убыточной в сверхубыточную, министерством выделяются деньги на его частные кинотворения? Если да, то какова сумма этих «поощрений»?
32. Господин министр, планируете ли вы и ваши подчиненные по кино-отрасли свои досрочные отставки по собственному желанию ради вывода казахстанского кинематографа из затянувшегося глубокого кризиса и ликвидации всего того, что в нем сотворили за восемь последних лет?
Вопросы задавал
Алмат АЗАДИ