Понедельник , 7 июля 2025

Экономика Казахстана В ГЛУХОЙ ОБОРОНЕ

«Обще­ствен­ная позиция»

(про­ект «DAT» №14 (285) от 09 апре­ля 2015 г.

 

DAT-АНАЛИЗ

 

Семь раз отмерь, один раз отрежь – гла­сит народ­ная муд­рость. Но при­ме­ни­тель­но к казах­стан­ско­му гос­бюд­же­ту ее мож­но пере­фра­зи­ро­вать так: семь раз отмерь – семь раз отрежь. По край­ней мере, эпо­пея с поправ­ка­ми в глав­ный финан­со­вый доку­мент стра­ны на 2015–2017 годы поз­во­ля­ет это сде­лать. При­чем нет ника­ких гаран­тий того, что он не будет пере­смот­рен сно­ва уже в этом году.

 

Но как бы то ни было, новые поправ­ки в бюд­жет при­ня­ты пар­ла­мен­том и под­пи­са­ны гла­вой госу­дар­ства, а зна­чит, на него при­дет­ся ори­ен­ти­ро­вать­ся казах­стан­цам для фор­ми­ро­ва­ния сво­их ожи­да­ний на пред­сто­я­щий год. И надо ска­зать, что изме­не­ния, вне­сен­ные в глав­ный финан­со­вый доку­мент, не дают пово­дов для опти­миз­ма, что, впро­чем, вполне согла­су­ет­ся с заяв­ле­ни­я­ми пре­зи­ден­та о наступ­ле­нии нелег­ких вре­мен для казах­стан­ской эко­но­ми­ки из-за нега­тив­ных тен­ден­ций на гло­баль­ных рын­ках и в миро­вой политике.

 

ХОТЕЛИ МЕНЬШЕ – полу­чи­лось больше

Конеч­но, может, и не сто­и­ло вновь воз­вра­щать­ся к бюд­жет­ной тема­ти­ке, посколь­ку уже мно­го было ска­за­но и напи­са­но об этом. Одна­ко, имея под рукой окон­ча­тель­ный вари­ант пере­смот­рен­но­го бюд­же­та, было бы не совсем пра­виль­но обой­ти его сто­ро­ной. И вот поче­му: то, что толь­ко пла­ни­ро­ва­лось вне­сти в него в каче­стве попра­вок, в конеч­ном сче­те, было при­ня­то в дру­гой редакции.

Но что самое глав­ное – нако­нец-то вне­се­на ясность в вопро­се о том, сколь­ко поми­мо гаран­ти­ро­ван­но­го транс­фер­та в бюд­жет (1,702 трлн. тен­ге или $9,2 млрд – Каз­ТАГ) будет выде­ле­но средств из Нац­фон­да в этом году, в том чис­ле и на анти­кри­зис­ные меры. Не менее важ­ным ста­ло то, что были чет­ко обо­зна­че­ны объ­е­мы сокра­ще­ния бюд­жет­ных рас­хо­дов и основ­ные ста­тьи, по кото­рым они будут урезаны.

Дру­ги­ми сло­ва­ми, есть хоро­шие, непло­хие и пло­хие ново­сти. Непло­хая новость заклю­ча­ет­ся в том, что в послед­нем вари­ан­те рас­хо­ды бюд­же­та сокра­ще­ны не на 9%, как об этом поспе­ши­ли заявить чинов­ни­ки, а почти на 9,5%, или в абсо­лют­ном выра­же­нии на Т686,7 млрд. Из них теку­щие рас­хо­ды умень­ше­ны на Т391,2 млрд, а бюд­жет раз­ви­тия сек­ве­сти­ро­ван на Т295,5 млрд. Но все же это несколь­ко луч­ше, чем пер­во­на­чаль­но заяв­лен­ные пла­ны, соглас­но кото­рым бюд­жет­ные рас­хо­ды пред­по­ла­га­лось уре­зать на 10%.

Хоро­шая новость заклю­ча­ет­ся в том, что целе­вые транс­фер­ты из Нац­фон­да, поми­мо гаран­ти­ро­ван­но­го транс­фер­та на 2015 год, допол­ни­тель­но уве­ли­че­ны на Т76 млрд – до Т783,5 млрд (более $4,2 млрд).

Не исклю­че­но, что клю­че­вую роль для при­ня­тия реше­ния о мяг­ком сек­ве­ст­ре бюд­же­та и более высо­ких целе­вых рас­хо­дах Нац­фон­да сыг­рал фак­тор досроч­ных пре­зи­дент­ских выбо­ров. Одна­ко сто­ит иметь в виду, что уве­ли­че­ние целе­вых транс­фер­тов из «неф­тя­ной копил­ки» про­изо­шло глав­ным обра­зом за счет пере­рас­пре­де­ле­ния средств, кото­рые пла­ни­ро­ва­лось выде­лить из нее на целе­вые рас­хо­ды в 2016 году.

При­ме­ча­тель­но, что льви­ная доля из обще­го объ­е­ма целе­вых транс­фер­тов из Нац­фон­да на этот год в раз­ме­ре Т686 млрд ($3,6 млрд) пой­дет на реа­ли­за­цию инфра­струк­тур­ной про­грам­мы «Нұр­лы жол» в рам­ках одно­имен­ной новой эко­но­ми­че­ской поли­ти­ки. То есть на $600 млн боль­ше, чем было заяв­ле­но в послед­нем посла­нии гла­вы госу­дар­ства. По край­ней мере, имен­но эту сум­му озву­чил на пресс-бри­фин­ге в Астане 27 мар­та вице-министр финан­сов Казах­ста­на Рус­лан Даленов.

Как пояс­нил чинов­ник, про­грам­ма будет финан­си­ро­вать­ся из бюд­же­та и наци­о­наль­ным управ­ля­ю­щим хол­дин­гом «Бай­те­рек». При этом по бюд­жет­ной линии пла­ни­ру­ет­ся выде­лить Т423,5 млрд, тогда как остав­шу­ю­ся сум­му в раз­ме­ре Т262,5 млрд обес­пе­чит хол­динг путем при­вле­че­ния обли­га­ци­он­но­го зай­ма из Нац­фон­да. «В целом в 2015 году в сред­ствах запла­ни­ро­ва­ны сле­ду­ю­щие направ­ле­ния: инфра­струк­тур­ные про­ек­ты на 207,8 млрд тен­ге, ЖКХ и жилищ­ное стро­и­тель­ство про­фи­нан­си­ру­ет­ся на 112,5 млрд тен­ге, на финан­си­ро­ва­ние доли РК в сов­мест­ных меж­ду­на­род­ных про­ек­тах сов­мест­но с меж­ду­на­род­ны­ми финан­со­вы­ми орга­ни­за­ци­я­ми будет направ­ле­но 39,2 млрд тен­ге», – сооб­щил   Р. Даленов.

Кро­ме того, по его сло­вам, на под­держ­ку АПК преду­смот­ре­но Т20 млрд, на стро­и­тель­ство школ – Т17,3 млрд, на под­держ­ку про­грам­мы «Бала­пан» – Т12,7 млрд, и по Т6 млрд – на про­ве­де­ние гео­ло­го­раз­вед­ки и на фор­ми­ро­ва­ние мате­ри­аль­но-тех­ни­че­ской базы ряда вузов и инсти­ту­тов. Одна­ко поче­му-то вице-министр умол­чал, что выде­ля­е­мые на школь­ное обра­зо­ва­ние Т17,3 млрд в первую оче­редь пой­дут на лик­ви­да­цию трех­смен­но­го обу­че­ния и ава­рий­но­сти школ, о чем пря­мо гово­ри­лось пра­ви­тель­ствен­ны­ми чинов­ни­ка­ми при пре­зен­та­ции попра­вок в парламенте.

Что каса­ет­ся финан­си­ро­ва­ния про­грам­мы «Нұр­лы жол» через «Бай­те­рек», то сред­ства рас­пре­де­лят на кре­ди­то­ва­ние аренд­но­го жилья, МСБ, круп­но­го биз­не­са и на под­держ­ку экс­пор­те­ров и товаропроизводителей.

«Все­го осво­е­но на сего­дняш­ний день 43 млрд тен­ге средств Нац­фон­да, в том чис­ле по линии бюд­же­та – 23 млрд тен­ге, по линии «Бай­те­рек» – 20 млрд тен­ге», – под­черк­нул вице-министр.

 

«Нұр­лы жол» – БЕГ НА МЕСТЕ

Но самое инте­рес­ное заклю­ча­ет­ся в том, что новая эко­но­ми­че­ская поли­ти­ка и про­грам­ма «Нұр­лы жол» упор­но пози­ци­о­ни­ру­ют­ся вла­стя­ми в каче­стве анти­кри­зис­ных мер. Прав­да, для их харак­те­ри­сти­ки чинов­ни­ки пред­по­чи­та­ют исполь­зо­вать ней­траль­ные определения.

Напри­мер, министр финан­сов Бахыт Сул­та­нов, пре­зен­туя бюд­жет­ные поправ­ки в мажи­ли­се еще 16 фев­ра­ля, назвал НЭП «Нұр­лы жол – путь в буду­щее» основ­ным инстру­мен­том под­держ­ки эко­но­ми­ки и про­ве­де­ния кон­тр­цик­лич­ной бюд­жет­ной поли­ти­ки в 2015–2016 годах, в усло­ви­ях необ­хо­ди­мо­сти сни­же­ния рас­хо­дов бюджета.

Одна­ко даже если учи­ты­вать мень­шее сокра­ще­ние бюд­жет­ных рас­хо­дов, чем пла­ни­ро­ва­лось, и весь­ма замет­ное уве­ли­че­ние целе­вых транс­фер­тов из Нац­фон­да, гово­рить о кон­тр­цик­лич­но­сти наме­чен­ной фис­каль­ной поли­ти­ки на 2015–2016 годы не при­хо­дит­ся. Дело в том, что объ­ем целе­вых средств на реа­ли­за­цию «Нұр­лы жол» в раз­ме­ре Т686 млрд ока­зал­ся даже несколь­ко ниже объ­е­ма сокра­ще­ния бюд­жет­ных рас­хо­дов на Т686,7 млрд. В этом и заклю­ча­ет­ся пло­хая новость.

Дру­ги­ми сло­ва­ми, чинов­ни­ки посту­пи­ли по клас­си­че­ско­му прин­ци­пу «одной рукой даем, дру­гой – заби­ра­ем». Поэто­му как бы ни хотел гла­ва Мин­фи­на, пере­смот­рен­ный глав­ный финан­со­вый доку­мент гово­рит не о кон­тр­цик­лич­но­сти бюд­жет­ной поли­ти­ки для эко­но­ми­ки, а ско­рее об ее ней­траль­но­сти, по край­ней мере, в этом году. Тем самым ожи­дать, что она спо­соб­на суще­ствен­но под­дер­жать эко­но­ми­че­ский рост без стре­ми­тель­но­го удо­ро­жа­ния миро­вых цен на нефть и метал­лы, было бы наивно.

Мак­си­мум, на что спо­соб­на реа­ли­за­ция про­грам­мы «Нұр­лы жол», соглас­но при­ня­тым поправ­кам, при сохра­не­нии нега­тив­ной внеш­не­эко­но­ми­че­ской конъ­юнк­ту­ры, так это не поз­во­лить казах­стан­ской эко­но­ми­ке, в худ­шем слу­чае, впасть в рецес­сию, в луч­шем – обес­пе­чить хоть и мини­маль­ный, но все же рост. Более того, если учи­ты­вать объ­ем накоп­лен­ных в Нац­фон­де средств в раз­ме­ре более $71,7 млрд по состо­я­нию на нача­ло мар­та, то выде­лен­ные сум­мы на новую эко­но­ми­че­скую поли­ти­ку «Нұр­лы жол», сопо­ста­ви­мые с объ­е­мом сек­ве­ст­ра бюд­же­та на этот год, пря­мо ука­зы­ва­ют на отсут­ствие поли­ти­че­ской воли в про­ве­де­нии не мни­мой, а реаль­ной кон­тр­цик­лич­ной фис­каль­ной поли­ти­ки. Образ­но гово­ря, перед лицом кри­зис­ных явле­ний в эко­но­ми­ке вла­сти вме­сто актив­ных мер пред­по­чли уйти в глухую оборону.

И в заклю­че­ние – несколь­ко слов об изме­не­ни­ях в бюд­жет­ных рас­хо­дах на соци­аль­ную сфе­ру. Они ука­зы­ва­ют на то, что все преж­ние заве­ре­ния чинов­ни­ков о сохра­не­нии всех соци­аль­ных обя­за­тельств на фоне сокра­ще­ния бюд­жет­ных рас­хо­дов, мяг­ко гово­ря, выгля­дят несколь­ко преувеличенными.

Да, зар­пла­ты, пен­сии и посо­бия не умень­ше­ны. Но если судить по дру­гим соци­аль­ным ста­тьям бюд­же­та, то рас­хо­ды на обра­зо­ва­ние, здра­во­охра­не­ние, соц­обес­пе­че­ние, куль­ту­ру, спорт и туризм уре­за­ны сра­зу на Т221,6 млрд.

При­ме­ча­тель­но, что на этом фоне сокра­ще­ние рас­ход­ной части каз­ны на обес­пе­че­ние дея­тель­но­сти госор­га­нов и под­ве­дом­ствен­ных орга­ни­за­ций, в том чис­ле адми­ни­стра­тив­ных, капи­таль­ных, пред­ста­ви­тель­ских и коман­ди­ро­воч­ных рас­хо­дов, обо­шлось куда в мень­шую сум­му – Т103 млрд.

В общем, как гово­рит­ся, без комментариев.

Сер­гей ЗЕЛЕПУХИН,

Каз­ТАГ

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн