Воскресенье , 20 апреля 2025

«Будем посмотреть»

Никто не спорит, правоохранительная реформа, пусть и запоздавшая на 10 лет, нужна. Однако, как подсчитал бывший председатель Верховного суда РК, верный соратник президента Максут Нарикбаев, «с 1991 года 4 раза реформировалась прокуратура страны, 2 раза органы национальной безопасности, 3 раза органы внутренних дел, 5 раз органы налоговой, финансовой полиции, неоднократно – судебная система. Все рекорды побила таможенная служба страны, которая реорганизовывалась за эти годы 8 раз». Не ждет ли нас очередное перекраивание мундиров по искривленным лекалам, когда потом окажется, что пуговицы пришиты на спине, а вместо обшлагов появились манжеты? В связи с этим вспоминается случай, например, с Минздравом, который преобразовали в агентство, затем вновь в министерство.

Все эти телодвижения напоминают известный фразеологизм о Тришкином кафтане, как у Гоголя: отрезывались обшлага и фалды на заплату локтей.

Что ж, до начала действия правоохранительной реформы осталось подождать до нового года. Затем мы поймем, успешна ли она. А понять будет можно по простым вещам. Если для полицейских слова «взятка», «пытки», «фабрикация уголовных дел»  станут синонимом слова «тюрьма», они не будут материться, взрывать ночную тишину мерзкими клаксонами и прочее, и прочее, то можно будет поаплодировать впервые в жизни главе государства.

А ведь исправить положение весьма просто. Надо в первую очередь соблюдать законы тем, кто призван быть ответственным за их исполнение. Тогда, может быть, люди, проходя мимо разных  околотков, не будут презрительно называть их «мусорнями».

Евгений ЖОВТИС, правозащитник

«Будем посмотреть»

Во-первых, то, что правоохранительная система требует реформирования, нет ни у кого никаких сомнений. Причем, как я понимаю, реформирование – оно ведь не только некое изменение структуры правоохранительных органов.  Кое-что можно только приветствовать. Мы, например, лет десять боролись за то, чтобы убрать медвытрезвители из ведения МВД, которые превратились в места административно арестованных. А ведь людям, которые находятся в состоянии алкогольного опьянения, просто нужна медицинская помощь. Правильно то, что наконец-то медвытрезвители передаются в Министерство здравоохранения.  Это надо было сделать давно.

Во-вторых, мы давно говорили о том, что  центры временной изоляции и реабилитации несовершеннолетних  не должны быть в ведении полицейского ведомства. Там содержатся дети бездомные, беспризорные, не достигшие возраста уголовной ответственности; совершили какое-то хулиганство, но не преступники. С ними должны заниматься органы образования.  Все это достаточно разумные вещи, только мне не понятно,  почему все это не сделано десять-пятнадцать лет тому назад.

Другой вопрос – это изменения внутри самой системы правоохранительных органов. Например, объединение  следственного комитета вместе  с криминальной полицией и создание комитета расследования. Это немного американская модель  Федерального бюро расследования. То есть  концентрация в одно подразделение и оперативно-розыскной работы в области борьбы с преступностью, и, соответственно, следственной работы. Есть еще какие-то идеи в отношении перемен пенитенциарности,  целый ряд  моментов, которые можно только приветствовать.

Тем не менее, у меня есть вопрос: кто это будет делать? Мы помним – когда создавался  Государственный следственный комитет,  собрали все следственные органы, которые были в стране, забрав следствие у прокуратуры. К сожалению, из этого получился пшик, некий монополист, которого опять начали демонополизировать, дробить и раздавать следственные функции по разным структурам. Поэтому я очень сильно боюсь того, что  недостаточно  просто принять техническое решение по реформированию силовых структур. Нужно принимать еще и политические решения  по реформированию психологии, по повышению уровня доверия общества к этим структурам, по улучшению взаимоотношений общества и сотрудников правоохранительной системы – чтобы гражданин не боялся человека в форме, а считал,  что тот действительно его защитник или помощник в случае нарушения его прав и т.д. Но сейчас граждане в большинстве случаев, идя по улице и завидев полицейских, предпочитают перейти  на другую сторону дороги, потому что не знают, чем может закончиться встреча с ними.

Буквально вчера разговаривал с одним молодым парнем, который содержится здесь, в колонии-поселении, так он с удивлением узнал от меня, что полицейские не имеют права «шмонать» карманы. Он думал, что это нормально, когда полицейские останавливают на улице, сначала спрашивают документы, а потом  ощупывают все карманы. Когда он услышал от меня, что все это совершенно незаконно, то сказал: все, больше не буду даваться.

Сейчас очень трудно дать оценку. Как говорится, «будем посмотреть» – ведь за последние десять лет было много разумных программ, идей и указов,  но, к сожалению, правоохранительная система не сдвинулась с места, кое-где даже стало хуже, чем было.

Булат АБИШЕВ,

депутат 2–3 созывов мажилиса парламента РК

Президент сам создал эту систему

Конечно же, меры, прописанные в указе президента, вряд ли кто-то будет оспаривать, многие из этих мер назрели еще много лет назад. Тем более что взяты они в основном из опыта европейских стран. Все это нужно – и медвытрезвители передать  в ведение Минздрава, а техосмотры транспорта – в Минтранс, и охрану передать в конкурентную среду, и поделить компетенцию правоохранительных и специальных органов, и другие прописанные меры…

Проблема только в одном – в течение своего правления президент сам создал такую правоохранительную систему, которая существует у нас сегодня. Из всех звеньев системы правоохранительная – это самая правонарушающая, самая не уважающая законы страны и не признающая прав граждан. Мы видим множество примеров, когда представители правоохранительных структур открыто пренебрегают существующими нормами и сами нарушают законы – от злоупотребления служебным положением до наглого вымогательства.

Сегодня, к сожалению, коррупция, некомпетентность, клановость – это признаки нашей правоохранительной системы. Она создавалась как институт охраны режима личной власти и изначально была настроена на подавление прав и свобод, ростков демократии в стране, и эта система в течение ряда лет на этом сильно поднаторела и зацементировалась.

Поэтому сегодня даже самые благие намерения президента будут саботироваться его же системой, и ему трудно будет перевоспитать собственное дитя.

Наработанная ранее практика не исчезнет бесследно или в одночасье.  Представляется, что и сейчас она переживет определенную мутацию, показывая на первых порах свою необходимость для общества.  А ведь реальные проблемы видны всем.

Если идет речь о реформе, то эти изменения должны быть эффективными, и результат быть виден уже на следующий день и сказываться на работе с населением, которое незамедлительно даст этому беспристрастную оценку. Реформа должна проводиться таким образом, чтобы не было перебоев в работе с правонарушениями, чтобы не пострадала безопасность общества. Только в таком случае можно говорить о том, что проводимые меры пойдут на пользу.

 

Сергей УТКИН,

юрист

Не делай, как я!

В новостях написали: «Президент подписал указ, кардинально реформирующий правоохранительную систему». На самом деле никакой реформой даже не пахнет. После реформы что-то кардинально должно измениться. Ну неужели кто-то серьезно верит, что после перераспределения функций между госорганами у нас что-то принципиально изменится? Насколько я помню, такие «реформы» проводятся в нашей стране примерно раз в 3–4 года, но ситуация всегда только ухудшается.

Чтобы начать что-то менять, нужно сначала признать, что конкретно у нас плохо. Например, председатель Верховного суда, подводя месяц назад итоги за первое полугодие, фактически заявил, что около 90% населения восхищается судебной системой Казахстана. Президент не так давно тоже заявлял, что всего около процента наших чиновников коррумпированы. Слушайте, ну разве в такой ситуации надо проводить реформу? Надо радоваться такому положению дел и ездить по всему миру – делиться передовым опытом.

Поэтому для начала надо признать, что правоохранительная и судебная системы Казахстана тотально коррумпированы. Это значит, что почти 90% судей, прокуроров и полицейских с утра до вечера думают не об исполнении своих служебных обязанностей во благо граждан, а о том, как дополнительно заработать денег, используя свое служебное положение. И, естественно, они не только об этом думают, но и воплощают свои думы в жизнь.

Только после того, как мы признаем эту катастрофическую ситуацию в правоохранительной системе реальной, мы сможем начать думать о том, как изменить положение дел.

Естественно, что менять придется многое. Но главное – это не организационная внешняя структура, а внутренний мир каждого судьи, прокурора и полицейского. Сегодня руководство страны делает вид, будто не знает о том, что 90% судей, прокуроров и полицейских живут не на зарплату, а на какие-то иные доходы, в несколько раз – а у некоторых в десятки раз – превышающие официальные.

И пока президент будет переподчинять различные структуры и перераспределять между ними полномочия, судьи, прокуроры и полицейские будут продолжать паразитировать на шее бизнеса и граждан, принося больше вреда, чем пользы.

Кто-то скажет, что я говорю о каких-то несбыточных мечтах, что принципиально изменить все равно ничего нельзя. А я совершенно искренне верю, что все изменить реально. Смог же измениться западный мир. А ведь во многих странах и Европы, и Америки еще несколько десятков лет назад также было полно мафии и коррупции. Но сегодня там все по-другому. Да что там Америка, посмотрите на Грузию. Саакашвили удалось полностью избавиться от воров «в законе» и отучить гаишников брать взятки всего через несколько лет своего президентства!

Так что все решаемо. Но начинать такую кардинальную реформу президент должен с себя и своей семьи. Иначе никакого результата не будет. За 10 лет службы в армии я наглядно убедился, что если командир требует по принципу «Делай, как я!», то у его подчиненных все получается, а если командир требует от подчиненных одного, а сам со своими приближенными поступает совершенно по-другому, то в реальности все получается так, как у командира.

http://respublika-kaz.info

Республиканский еженедельник онлайн