Воскресенье , 6 июля 2025

Серикболсын АБДИЛЬДИН: ЭТО НЕ ПОСЛЕДНИЙ СРОК президентства Назарбаева

«Обще­ствен­ная позиция»

(про­ект «DAT» №17 (288) от 29 апре­ля 2015 г.

 

ДАТ-Диа­лог

 

Досроч­ные выбо­ры пре­зи­ден­та при пол­ном здра­вии и спо­соб­но­сти осу­ществ­лять воз­ло­жен­ные на него Кон­сти­ту­ци­ей пол­но­мо­чия дей­ству­ю­щим гла­вой госу­дар­ства ста­ли такой обы­ден­но­стью, что народ, кажет­ся, вко­нец запу­тал­ся: где Кон­сти­ту­ция, где он – «един­ствен­ный источ­ник госу­дар­ствен­ной вла­сти». Тем более с датой ина­у­гу­ра­ции. В Кон­сти­ту­ции ска­за­но пре­дель­но чет­ко: оче­ред­ные выбо­ры пре­зи­ден­та про­во­дят­ся в пер­вое вос­кре­се­нье декаб­ря, а при­ся­га, т.е. ина­у­гу­ра­ция – во вто­рую сре­ду янва­ря. Но в казах­стан­ском госу­дар­стве все сме­ша­лось так, что сего­дня объ­яви­ли офи­ци­аль­ные ито­ги голо­со­ва­ния, а назав­тра нате вам – инаугурация.

Обо всем этом, крайне непо­нят­ном, наш диа­лог с пат­ри­ар­хом казах­стан­ской поли­ти­ки Серик­бол­сы­ном АБДИЛЬДИНЫМ.

 

– Серик­бол­сын Абдиль­да­е­вич, хоте­лось бы услы­шать ваше мне­ние об ито­гах досроч­ных выбо­ров пре­зи­ден­та. Насколь­ко реаль­на циф­ра 97,7 про­цен­та, яко­бы отдан­ных за Назарбаева?

– Меня боль­ше все­го вол­ну­ет не столь­ко этот пока­за­тель, сколь­ко мораль­но-эти­че­ская сто­ро­на выбо­ров. Что Назар­ба­ев набе­рет боль­шой про­цент, ни у кого сомне­ния не было. Я могу даже ска­зать, что как бы Цен­триз­бир­ком не досчи­тал­ся, надо было 99,9 про­цен­та сде­лать. Это один момент. Что каса­ет­ся мораль­но-эти­че­ской сто­ро­ны, то я хочу ска­зать свое мне­ние по сле­ду­ю­щим моментам.

Во-пер­вых, выбо­ры, точ­нее пере­вы­бо­ры пожиз­нен­но­го пре­зи­ден­та про­ве­де­ны с нару­ше­ни­ем кон­сти­ту­ци­он­но­го срока.

Во-вто­рых, соста­вы изби­ра­тель­ных комис­сий утвер­жде­ны без соблю­де­ния зако­на. К при­ме­ру, отвер­га­лись подан­ные спис­ки пар­тии ОСДП и дру­гих оппо­зи­ци­он­ных дви­же­ний. Кста­ти, об этом уже ска­за­ли наблю­да­те­ли ОБСЕ/БДИПЧ.

В‑третьих, сопер­ни­ки дей­ству­ю­ще­го пре­зи­ден­та, что вид­но нево­ору­жен­ным гла­зом, назна­чен­ные Акор­дой, выпол­ня­ли, как мне пред­став­ля­ет­ся, пред­пи­сан­ную им роль. Опять же извест­но обще­ствен­но­сти, что ина­ко­мыс­ля­щие не допус­ка­лись в кан­ди­да­ты в президенты.

В‑четвертых, если исхо­дить из дан­ных ста­ти­сти­ки, то в спис­ке изби­ра­те­лей не учте­ны по мень­шей мере 2,5 мил­ли­о­на граж­дан стра­ны. Это суще­ствен­ный пробел.

В‑пятых, несмот­ря на при­род­ные ката­клиз­мы, в дни пред­вы­бор­ной пре­зи­дент­ской гон­ки широ­ко­мас­штаб­но про­во­ди­лись пыш­ные празд­но­ва­ния во всех угол­ках стра­ны с воз­гла­сом «Нур­сул­тан – Казах­стан!», что обо­шлось казне мно­го­мил­ли­ард­ны­ми затратами.

В‑шестых, мани­пу­ли­ро­ва­ние обще­ствен­ным мне­ни­ем и зом­би­ро­ва­ние насе­ле­ния дости­га­ли сво­е­го апо­гея. Они вызва­ли вос­торг даже у неко­то­рых ино­стран­ных наблю­да­те­лей. В моем лич­ном вос­при­я­тии все это путь в никуда.

Под­ме­няя истин­ную демо­кра­тию сию­ми­нут­ны­ми конъ­юнк­тур­ны­ми посы­ла­ми и явны­ми при­зна­ка­ми авто­кра­тии, каза­хи нико­гда не смо­гут защи­тить неза­ви­си­мость и укре­пить госу­дар­ствен­ность Оте­че­ства. Раб­ство в ХХI веке – то же самое, что недоб­ро­ка­че­ствен­ная опу­холь в моз­гу. Мораль же из все­го это­го: когда нация при­дет к разуму?

Еще одно выра­же­ние Аль­бер­та Эйн­штей­на: «Толь­ко две вещи бес­ко­неч­ны – Все­лен­ная и чело­ве­че­ская глу­пость, хотя насчёт Все­лен­ной я не уве­рен». Это изре­че­ние Эйн­штей­на я цити­рую не зря. У нас за годы Неза­ви­си­мо­сти было совер­ше­но мно­го глу­по­стей. Оче­ред­ные вне­оче­ред­ные выбо­ры дей­ству­ю­ще­го пре­зи­ден­та из этой же кате­го­рии глупостей.

 

– Как мож­но объ­яс­нить столь «рекорд­ное» чис­ло изби­ра­те­лей, яко­бы в поры­ве поли­ти­че­ской актив­но­сти при­шед­ших к изби­ра­тель­ным урнам?

– В прин­ци­пе, вся власть рабо­та­ла орга­ни­зо­ван­но. Ведь по боль­шо­му сче­ту, у нас ни одни выбо­ры не про­хо­ди­ли без кор­рек­ти­ров­ки под­сче­та голо­сов, без орга­ни­за­ции скоп­ле­ния изби­ра­те­лей, даже про­тив их воли, на изби­ра­тель­ных участ­ках. Весь мир лице­зрел сюжет, когда на одном из изби­ра­тель­ных участ­ков Аста­ны моло­дые люди, явно сту­ден­ты, согнан­ные в одну тол­пу учеб­ны­ми кура­то­ра­ми, сто­я­ли впри­тык друг к дру­гу и испу­ган­но смот­ре­ли в теле­ка­ме­ры. Не думаю, что все, кто голо­со­вал, ходил на изби­ра­тель­ные участ­ки доб­ро­воль­но и с чистым серд­цем, с пони­ма­ни­ем всей ответ­ствен­но­сти себя как граж­да­ни­на стра­ны отнес­ся к выбо­рам. Одни, конеч­но, фана­ти­ки вла­сти вери­ли, дру­гие как-то опа­са­лись, тре­тьи пошли от стра­ха за воз­мож­ные пре­сле­до­ва­ния, если вдруг обна­ру­жит­ся, что вре­мя выбо­ров он отси­дел на кухне.

Поэто­му раз­ные при­чи­ны могут быть, но надо при­знать глав­ное – Нур­сул­тан Назар­ба­ев, как никто дру­гой, обла­да­ет талан­том вир­ту­оз­но укреп­лять свое «Я». В этом совер­шен­стве его никто пока не пре­взо­шел. Это не мои сло­ва. Покой­ный Заман­бек Нур­ка­ди­лов в сво­ем откры­том пись­ме писал, что Назар­ба­ев свой талант исполь­зу­ет для укреп­ле­ния сво­е­го «Я» и что это он дела­ет аккуратно.

Еще один момент. Мно­гие гово­рят, что Назар­ба­ев про­зор­ли­вый и даль­но­вид­ный и тому подоб­ное. Но он даль­но­ви­ден с точ­ки зре­ния того укреп­ле­ния сво­е­го «Я», а не с точ­ки зре­ния реше­ния насущ­ных эко­но­ми­че­ских и соци­аль­ных проблем.

 

– Как вы счи­та­е­те, после столь «оше­лом­ля­ю­ще­го» успе­ха Назар­ба­е­ва мож­но ли рас­счи­ты­вать хотя бы на скром­ные демо­кра­ти­че­ские подвиж­ки в обще­ствен­но-поли­ти­че­ской жиз­ни Казахстана?

– На сле­ду­ю­щий день после выбо­ров Назар­ба­ев, высту­пая перед СМИ, ска­зал, что ника­ких изме­не­ний не будет, будем бороть­ся за 2050 год. Этим все сказано.

 

– Что, на ваш взгляд, зна­чат 5 инсти­ту­ци­о­наль­ных реформ Назарбаева?

– Одна из них каса­ет­ся созда­ния пра­ви­тель­ства ода­рен­ных управ­лен­цев. К сожа­ле­нию, это тоже на сло­вах может остать­ся, все осталь­ное повто­ря­лось в тыся­чу раз, а резуль­та­ты люди не ощу­ща­ют, я имею в виду про­стой народ. Конеч­но, рас­сло­е­ние обще­ства есть, про­цве­та­ние одних малых по удель­но­му весу граж­дан по срав­не­нию с мил­ли­о­на­ми про­жи­ва­ю­щих выжи­ва­ю­щих не сви­де­тель­ство про­цве­та­ния Казах­ста­на в целом. А то, что каса­ет­ся повто­ре­ния реше­ний тех про­блем, кото­рые с пер­вых дней сво­е­го пре­зи­дент­ства Назар­ба­ев гово­рит в раз­ной фор­му­ли­ров­ке, то это не дает уве­рен­но­сти в том, что в стране про­цве­та­ние насту­пит в пред­сто­я­щее пятилетие.

 

– Что бы вы пред­ло­жи­ли Назар­ба­е­ву в плане рефор­ми­ро­ва­ния поли­ти­че­ской систе­мы стра­ны с уче­том того, что это пяти­ле­тие, воз­мож­но, ста­нет его послед­ним сро­ком президентства?

– Я еще раз повто­ряю: дай Бог ему здо­ро­вья, но пока Назар­ба­ев будет жив физи­че­ски, пост пре­зи­ден­та нико­му не отдаст. Так что это не послед­ний его срок как президента.

 

– Вы – извест­ный эко­но­мист. Что, на ваш взгляд, ожи­да­ет Казах­ста­на в усло­ви­ях оче­ред­но­го миро­во­го эко­но­ми­че­ско­го кризиса?

– Кри­зис у нас все­гда был. Начи­ная с года про­воз­гла­ше­ния Неза­ви­си­мо­сти Казах­ста­на, про­шло 23 года. С тех пор мы офи­ци­аль­но были в кри­зи­се. Толь­ко с появ­ле­ни­ем неф­те­дол­ла­ров в нача­ле ХХI века, нача­ли как бы вырав­ни­вать эко­но­ми­че­ский потен­ци­ал стра­ны до уров­ня 90-го года. Но это не озна­ча­лось, что мы реша­ли эко­но­ми­че­ские про­бле­мы, пото­му что струк­ту­ра эко­но­ми­ки поме­ня­лось так, что пре­ва­ли­ро­ва­ли услу­ги, а не про­из­вод­ство. Далее. С 2003 до 2007 года рост эко­но­ми­ки был непло­хой, но с 2007–2009 года мы сно­ва объ­яви­ли кри­зис. В одном из выступ­ле­ний Назар­ба­ев гово­рил, что опять насту­па­ет кри­зис лет на пять. Вот теперь посчи­тай­те: почти 20 лет офи­ци­аль­но нахо­дим­ся в кри­зи­се. Можем ли мы ска­зать в таком слу­чае, что гла­ва наше­го госу­дар­ства муд­рый, все сде­лал, все решил, если он прак­ти­че­ски явля­ет­ся кри­зис­ным пре­зи­ден­том. Поэто­му на сло­вах все нор­маль­но и кра­си­во слы­шит­ся, но резуль­та­тов не вид­но, по край­ней мере, для про­сто­го народа.

Конеч­но, в пред­сто­я­щие годы тоже будем кра­си­во гово­рить, пиа­рить, что мы впе­ре­ди пла­не­ты всей, что наши люди счаст­ли­вы. А на деле про­бле­мы будут углуб­лять­ся в свя­зи с тем, что мы сиде­ли и сидим на неф­тя­ной игле. У нас реаль­ной эко­но­ми­ки для того, что­бы обес­пе­чить эко­но­ми­че­скую неза­ви­си­мость, нет. Мы дале­ки по важ­ней­шим пози­ци­ям от уров­ня 90-го года, за исклю­че­ни­ем неф­те­га­зо­во­го сек­то­ра. Поэто­му про­грам­мы, огла­шен­ные Назар­ба­е­вым, с точ­ки зре­ния раз­ви­тия стра­ны, ника­кой  поль­зы про­сто­му чело­ве­ку не принесут.

Да, инве­сти­ции у нас рос­ли. Но если бы они при­нес­ли реаль­ные день­ги в эко­но­ми­ку, мы не ока­за­лись бы в глу­бо­ком дол­гу перед ино­стран­ны­ми бан­ка­ми. И ино­стран­ные бан­ки финан­си­ру­ет в Казах­стане не столь­ко пред­при­ни­ма­те­лей и ком­па­нии, а ино­стран­ные ком­па­нии. Они выпол­ня­ют у нас рабо­ту, день­ги берут в адрес Казах­ста­на и сами себя обес­пе­чи­ва­ют, навя­зы­ва­ют высо­кие про­цен­ты – и мы садим­ся в лужу. Эко­но­ми­че­ская поли­ти­ка стра­ны совер­шен­но опре­де­лен­но нику­да не годит­ся. А менять ее, по сло­вам пре­зи­ден­та, ска­зан­ным на вче­раш­ней пресс-кон­фе­рен­ции, смыс­ла нет. Тем более, что мы на весь мир рекла­ми­ру­ем такие про­ек­ты, как «Запад­ный Китай–Западная Евро­па», когда в то же вре­мя люди не могут меж­ду собой общать­ся, так как даже внут­ри насе­лен­ных пунк­тов нет дорог. Раз­ве разум­ный чело­век может хва­стать­ся тем, что он стро­ит доро­гу для Китая, когда для себя их про­сто нет.

 

– Назар­ба­ев ска­зал, что шоко­вой деваль­ва­ции тен­ге не будет. А как тогда быть несо­от­вет­ству­ю­ще­му кур­су тен­ге к доллару?

– В 1999 году я был одним из пре­тен­ден­тов на пост пре­зи­ден­та. Еще тогда пре­зи­дент и пра­ви­тель­ство гово­ри­ли, что ника­ких изме­не­ний тен­ге к кур­су дол­ла­ра не будет. А спу­стя два меся­ца после выбо­ров курс дол­ла­ра с 84‑х тен­ге под­ско­чил до 138. Вче­ра пре­зи­дент Назар­ба­ев вновь заве­рил казах­стан­цев, что деваль­ва­ции не будет. Мол, если что – сам ска­жу. То есть фак­ти­че­ски он оста­вил за собой пра­во воз­мож­но­сти про­ве­сти деваль­ва­цию в любое время.

Назар­ба­ев все­гда кра­си­во гово­рит о том, что народ от него сию­ми­нут­но хочет услы­шать. Но потом дела­ет обрат­ное. Поэто­му я не могу за чистую моне­ту при­ни­мать заяв­ле­ние пре­зи­ден­та об уровне тенге.

Дру­гой момент. По здра­во­му смыс­лу, тен­ге дол­жен быть совер­шен­но опре­де­лен­ным одним из эле­мен­тов това­ра, это осо­бый товар, изме­не­ние уров­ня обме­на валю­ты, в смыс­ле уров­ня наци­о­наль­ной валю­ты отно­си­тель­но к дол­ла­ру или к евро, дол­жен опре­де­лять рынок. Искус­ствен­ное его сдер­жи­ва­ние отри­ца­тель­но вли­я­ет на нор­маль­ное раз­ви­тие эко­но­ми­ки. Поэто­му я как эко­но­мист счи­таю, что деваль­ва­ция неиз­беж­на. Чем даль­ше будут тянуть, тем ско­рее про­са­дит­ся эко­но­ми­ка. С деваль­ва­ци­ей тен­ге долж­ны быть при­ня­ты соот­вет­ству­ю­щие меры для того, что­бы люди не постра­да­ли, долж­ны быть про­ве­де­ны пере­рас­че­ты уров­ня пен­сий и зара­бот­ной пла­ты и т.д.

 

– Неза­ви­си­мые экс­пер­ты гово­рят, что и на этот раз Назар­ба­ев создаст види­мость кад­ро­вых пере­ста­но­вок, заме­нив пре­мьер-мини­стра на оче­ред­но­го чело­ве­ка из сво­ей мно­го­крат­но пере­та­со­ван­ной колоды…

– В прин­ци­пе до 9–10 мая може­те спо­кой­но спать. Тен­ге будет в поряд­ке, пра­ви­тель­ство будет на месте. Соглас­но Кон­сти­ту­ции, пра­ви­тель­ство после ина­у­гу­ра­ции пре­зи­ден­та долж­но подать в отстав­ку. Но где есть гаран­тия, что по пору­че­нию ста­ро-ново­го гла­вы госу­дар­ства та же самая Ассам­блея наро­да Казах­ста­на ско­ро­па­ли­тель­но, при­чем в день ина­у­гу­ра­ции, не высту­пит с обра­ще­ни­ем к елба­сы о смене пра­ви­тель­ства или же оста­вить его в преж­нем соста­ве и с преж­ним пре­мьер-мини­стром? И он его под­дер­жит. Мы все подоб­ные сце­на­рии уже проходили.

 

– Кста­ти, вас при­гла­си­ли ли на ина­у­гу­ра­цию президента?

– Нет. Меня уже дав­но нет в спис­ках, при­гла­ша­е­мых Акор­дой. Даже не знаю, когда ина­у­гу­ра­ция (интер­вью состо­я­лось 27 апре­ля – Ред.). Так что будем смот­реть по теле­ви­зо­ру. Затра­ты, конеч­но огром­ные, хотя Назар­ба­ев все­гда гово­рит, что он сто­рон­ник эко­но­мии во всем. Но как пони­мать то, как бук­валь­но на сле­ду­ю­щее утро после выбо­ров, когда еще не были объ­яв­ле­ны офи­ци­аль­ные ито­ги голо­со­ва­ния, собрать огром­ное коли­че­ство людей в зале, буд­то они всю ночь не спа­ли, и заявить все­му миру, что они, эти люди, при­шли его поздра­вить. Это же ложь! Согла­си­тесь, ведь никто из при­сут­ство­вав­ших на этом спек­так­ле не при­бе­жал от радо­сти душев­ной спо­за­ран­ку, ото­драв гла­за ото сна, на эту инсце­ни­ров­ку. Все-таки прав был Эйн­штейн, когда ска­зал о бес­ко­неч­но­сти чело­ве­че­ской глупости.

 

– Серик­бол­сын Абдиль­да­е­вич, спа­си­бо вам за диа­лог. Здо­ро­вья вам от всех наших чита­те­лей, кото­рые все­гда ждут СЛОВА от вас.

Вопро­сы задавала –

Бахыт­гуль МАКИМБАЙ,

«

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн