«Общественная позиция»
(проект «DAT» №21 (292) от 28 мая 2015 г.
ДАТ-диалог
Месяц назад страна пережила еще одни внеочередные президентские выборы. На горизонте маячат досрочные выборы в парламент. В том, что они неизбежны, сомневаться не приходится: инициатор идеи Ассамблея народа Казахстана, рупор Акорды, ничего случайного вслух не произносит. Но простые граждане смысла в подобных выборах не видят. «Зачем тратить бюджетные миллиарды, – спрашивают они, – если все наперед уже известно, кто станет президентом и кто от «Нур Отана» или провластной партии войдет в парламент? Некоторые депутаты от «Нур Отана», наверное, на пенсию пойдут с депутатским мандатом. Только в нашей жизни от этого ничего не меняется – проблемы простого народа не решаются».
Об умонастроениях общества, перспективах его ожиданий, о том, что может вывести граждан из состояния политического анабиоза, – наш диалог с председателем Общенациональной социал-демократической партии Казахстана (ОСДП) Жармаханом Туякбаем.
– Жармахан Айтбайулы, вряд ли можно сказать, что последние годы для Казахстана были урожайными на события, которые хоть как-то изменили бы отношение граждан к действующей власти. Судя по нашей редакционной почте, они окончательно разуверились в ее способности и решимости на политические, экономические и прочие реформы. Акорда вместо реальных реформ ограничивается иммитационными. Ваша партия проводит гражданские слушания во всех регионах страны, круглые столы, конференции. Причем это не разовые мероприятия. Поэтому, я думаю, вы готовы ответить на вопрос: какова температура настроения казахстанцев?
– Можно было бы вспомнить события, произошедшие в Жанаозене, Шаныраке, Бакае. Их социальная окраска несомненна. И сегодня ситуация, к сожалению, не изменилась. Любые формы политического, социального протеста, гражданского несогласия подвергаются преследованиям. Будь то простой гражданин, известный политик, средство массовой информации или отдельно взятый журналист, которые осмеливаются публично говорить о необходимости перемен, об опасных гнойных нарывах на теле существующей власти. Их однозначно записывают в экстремисты, разжигателей социальной и межнациональной розни с последующими выводами.
Еще несколько лет назад наша партия решила повсеместно и регулярно организовывать гражданские слушания. Это одна из форм, где люди могут дискутировать, обсуждать «запретные» или не запретные темы, которые волнуют народ, предлагать свои рецепты выхода из ситуации, открывать глаза согражданам. Ведь не секрет, что из-за монополии власть предержащих на СМИ сегодня многие находятся в плену навязанных ими страхов, погружаются в апатию, считая, что все равно ничего не изменится и надо терпеть. Зажать себя в кулак, молча сносить жизненные тяготы и невзгоды, лишь бы не было войны, как в Украине или арабских странах.
Дискуссии на гражданских слушаниях позволяют по-иному посмотреть на ситуацию, убедиться, что всегда есть пути, которые позволяют изменить что-то к лучшему, не доводя дело до крови и бунтов.
Мы посвящаем нынешние слушания не каким-то глобальным, масштабным вопросам, а текущим проблемам каждого региона. Что мешает нормальной жизни, может, многое разрешимо на местах, без вмешательства Астаны? Разумеется, проблемы «маленького человека» все равно вытекают из тех принципиальных моментов, которые касаются всей страны. И кардинально ситуацию можно изменить только путем реформ. Но любые реформы, которые власть пытается осуществить авторитарными методами, никогда не принесут положительного результата. Разве можно при авторитарном режиме искоренить коррупцию? Можно побороть хищения? Когда нет контроля со стороны общества – это борьба с ветряными мельницами. Может, глава государства говорит тысячу хороших вещей, но они тонут в атмосфере всеобщей безответственности и бесконтрольности. Возьмите борьбу с коррупцией. Ведь в условиях прогнившей системы, по сути, она ударила не по отдельным высокопоставленным чиновникам, а по авторитету власти в целом.
Сегодня совершенно очевидно, что в стране огромное количество людей, которые хотят жить в другом Казахстане. Несмотря на политическую апатию, у них еще масса надежд на перемены. Проводимые ОСДП гражданские слушания свидетельствуют: запрос на политические изменения, на то, чтобы мы жили в другой, обновленной стране, только окреп. Все приметы показывают, что Казахстану нужна настоящая модернизация – время кардинальных и решительных изменений. Пока же Акорда и правительство пытаются сохранить статус-кво, убаюкивают граждан тем, что, мол, в Казахстане достаточно финансовых средств, что резервов Национального банка и Национального фонда хватит, чтобы преодолеть любые экономические и финансовые кризисы. То есть продолжают популистскую политику.
– Но этих резервов, возможно, хватит до конца нового президентского срока Назарбаева. А дальше что?
– Вот именно, через пару лет правительство может оказаться в более жесткой ситуации – не имея денег, чтобы проводить элементарные реформы. Поэтому сегодня даже простому человеку понятно, что нужны не программы-времянки с громкими и заумными названиями, а новые инструменты управления.
Гражданские слушания, несмотря на кажущуюся социально-политическую апатию общества, говорят о внутреннем нарастании общественно-политической и гражданской активности. Как мне кажется, власть глубоко заблуждается, считая, что репрессивными инструментами она подавила в людях способность на протесты, что ситуация стабилизировалась. На самом деле – нет. Сегодня мы имеем эффект переполненной до краев чаши терпения многих граждан в отношении власти. То, что протестные акции привлекают не очень много людей, эффект временный и обманчивый. Достаточно зайти в социальные сети, чтобы убедиться в готовности пока пассивного большинства поддержать протестные акции активного меньшинства.
А побудительных мотивов для социальных протестов, которые власть сама же предоставляет людям, достаточно, и они активизируют это самое большинство. И попытки снова задавить возможные протесты полицейскими методами вряд ли пройдут. Это тупиковый путь. Надо уже сегодня устранять причины протестов, давать возможность гражданам принимать более активное участие в процессе выработки и принятия решений. Серьезная политическая модернизация нужна, прежде всего, самой власти – если она, хоть немного заботится о самосохранении. Однако вместо этого Акорда наступает на старые грабли. Подтверждение тому – те убогие выборы, которые прошли недавно. Ведь никто всерьез не воспринял эти 97,7 процента, сплошные иронии по этому поводу.
Необходимо сказать еще вот о чем. На гражданские слушания мы приглашаем всех граждан, независимо от партийной принадлежности либо вовсе без таковой. Залы собираем полные, потому что люди ищут реализацию своих предложений, которые не хотят слышать власть предержащие, заявить свое альтернативное мнение, найти единомышленников. И мы видим, что в процессе обсуждения рациональное зерно всегда находится.
– Насколько реальны досрочные парламентские выборы? А главное – насколько они целесообразны?
– Если относиться к сегодняшней ситуации в стране с точки зрения политического штиля, при существующих механизмах проведения выборов, мне кажется, абсолютно никакой надобности нет проводить внеочередные выборы парламента. Зачем нужны выборы без выбора? Мы прекрасно знаем, как они заканчиваются, результат всегда один и тот же. Но коль скоро президент провел свои досрочные перевыборы, на волне этой же кампанейщины, как обычно, последуют досрочные парламентские выборы. Так уж у нас заведено.
Но одно должно быть ясно. Сегодня в стране складывается известная из учебников ситуация, когда верхи уже не могут править по-новому, а низы не хотят жить по-старому. Допустим, выборы все же состоятся. Но что от этого изменится? Вот то самое главное, что интересует общество и народ Казахстана. Будет ли возможность дойти до парламентской трибуны оппонирующим власти политическим силам? Если этого не произойдет, то смысла в выборах люди не видят. Кроме того, их уже даже не просто интересует, а волнует, с какими предложениями, с какими инициативами пойдет на выборы та или иная политическая партия, в том числе ОСДП.
– Можно ли сказать, что те, кто приходит на ваши слушания, это тоже избирательный электорат ОСДП?
– Конечно. Но хочу подчеркнуть: на выборы мы пойдем не с сугубо нашим партийным электоратом. Мы пытаемся выявить людей с активной жизненной позицией, которые завтра могут быть в наших партийных списках, пусть сегодня он не член ОСДП, но завтра он сможет вступить в нее.
Потому что сегодня, кроме нашей партии, выражать интересы демократической оппозиции некому. Политическое поле зачищено до предела. Поэтому мы пытаемся объединить не только социал-демократические силы, но и другие общественные объединения, отдельных гражданских активистов.
– Как вы прокомментируете ответ казахстанского Центризбиркома наблюдателям миссии БДИПЧ/ОБСЕ: рекордно высокая явка избирателей на прошедших досрочных президентских выборах говорит о беспрецедентной гражданской и политической активности граждан Казахстана?
– Ну, о чем это? Ведь люди-то знают все. Это абсолютно бессовестное заявление. Но они (Центризбирком – Ред.) по-другому и не могут. Чем, кроме наглой лжи, они могут объяснить «беспрецедентно высокую» явку? Приведу один пример. Когда наша партия в Алматы выдвинула в состав участковых избирательных комиссий своих представителей, их просто нагло выкинули из списков и включили представителей какой-то общественной организации.
Это грубейшее нарушение закона, потому что в Законе о выборах сказано: избирательные комиссии формируются из представителей политических партий. И только если нет кандидатов от политических партий, членами избиркомов могут быть выдвинуты представители других общественных организаций. Обратите внимание на условие – «если нет». Но мы же, ОСДП, представили списки своих кандидатов! Мы обратились в суд. Нулевой результат. Сейчас подаем в надзорном порядке. То есть избиркомы творят полное беззаконие, они не хотят, чтобы кто-то видел и знал о тех безобразиях, которые они вытворяют в день голосования и при подсчете голосов. Вот и все.
– Собираясь на это интервью, прочитала в российских «Ведомостях» статью «Реформы патриарха». Автор пишет: Назарбаев, чтобы привлечь иностранный капитал, создает государство в государстве – финансовый центр с собственной юрисдикцией на английском языке и независимыми судами. Он, то есть Центр, может стать полигоном для обкатки судебной реформы: предусматривается создание специальных судов для рассмотрения инвестиционных споров – институт следственных судей. Ваш комментарий.
– Об этой идее я слышал: мол, в Казахстане будет создан финансовый центр с экстерриториальной юрисдикцией. Наверное, такие центры в мире существуют. Но как он будет взаимодействовать с национальной судебной системой и национальным правосудием – я, честно говоря, пока не представляю. Скорее, в данном случае имеется в виду решение споров по обращениям в этот суд резидентов третьих стран.
– Может, это признание Акордой того факта, что судебная реформа, на которую возлагались большие надежды, не состоялась, что у граждан как не было, так нет доверия к судебной системе?
– Ну, то, что доверие к нашему правосудию нулевое, что судебная сфера – одна из самых коррумпированных – об этом не говорит только ленивый. Сам президент это признал. Поэтому создание такого судебного органа хотя бы для решения каких-то финансовых споров, наверное, необходимо. Другое дело – насколько это будет соотноситься с нашим национальным законодательством и правосудием.
Я пока затрудняюсь что-либо сказать по этому поводу. Это очень специфический вопрос, который надо глубоко изучить. Если это будет экстерриториальная судебная система, тогда на основании каких законов, каких нормативных актов будет работать, какова будет процедура рассмотрения. Может, они будут работать на основании Устава ООН? Не знаю.
– Однако вернемся к партийной теме. В партии есть обновление? Молодая поросль воспринимает идеи социал-демократии?
– Развитие молодежного крыла ОСДП – одно из приоритетных направлений в нашей деятельности. Мы его создали два года назад, сейчас делаем на него опору. Многие эксперты считают, что, за исключением «Жас Отана», единственное действующее молодежное крыло – в ОСДП. У нас во всех областях есть молодежные представительства.
Стараемся предоставить им максимальную автономию, чтобы они самостоятельно продвигали свои идеи, темы. Чтобы они делали свои шаги без оглядки на убеленных сединой авторитетов. Они порой больше знают специфику современных проблем, знают, как их решать. Это образованная молодежь, в некоторых вопросах она нам дает фору. Они на себе испытывают ту несправедливость, которая существует в этой стране: отсутствие работы, невозможность трудоустроиться по специальности, реализовать творческий потенциал и т.д. Мы ежегодно проводим осенний и весенний призывы в ряды ОСДП. За последние два года в ОСДП вступило около 7-8 тысяч человек, иногда целыми коллективами, группами единомышленников. И среди них очень много молодежи. Это внушает нам оптимизм и уверенность в наших силах.
– Что ж, отрадно это слышать. Удачи вашей партии!
Жумабике ЖУНУСОВА,
«D»