Недавно президент Н.Назарбаев, проводя совещание по вопросам развития столицы, высказал свое возмущение обеспечением продовольственного пояса вокруг г. Астаны, по развитию которого все его поручения не были выполнены. В круг вопросов входили и создание коммунальных рынков, и прямые поставки продовольствия без посредников, и снижение цен на продукты питания, и другие вопросы, о чем неоднократно до этого говорилось.
Оставим за кадром уровень исполнительской дисциплины правительственных чиновников и акимата г.Астаны, которые в очередной раз сорвали выполнение всех поручений президента. А вместо этого подобрали министром сельского хозяйства работника, который до этого, будучи руководителем «КазАгро», ничего путного не сумел сделать.
Но разве можно, понимая, в каком состоянии сегодня находится аграрный сектор страны, ограничиться продовольственным обеспечением только одной столицы? Разве проблемы переработки мяса, молока, овощей, отсутствие складских помещений, рыночной инфраструктуры и торгово-логистических центров касаются только Астаны?
Все видят, что многочисленные совещания и меры правительства отнюдь не способствовали наполнению казахстанского рынка дешевой и доступной отечественной продукцией, напротив, постоянно ощущается дефицит продовольствия в стране. Сегодня Казахстан импортирует до 60 процентов мясной и молочной продукции, более 40 процентов плодоовощной продукции из стран ближнего и дальнего зарубежья. Сейчас Казахстан экспортирует лишь зерно, добавив к этой статье только муку.
Именно об этих и других проблемах аграрного сектора говорилось на прошедшем недавно заседании круглого стола «Продовольственная безопасность страны: проблемы и пути решения», организованном партией «Азат». Президенту, правительству, парламенту страны были направлены рекомендации, призванные способствовать оздоровлению ситуации и выводу сельского хозяйства на путь устойчивого современного развития.
В частности, они включают в себя осуществление мер по повышению уровня и качества жизни в аулах, усиление государственной поддержки социального и инженерного обустройства сельских населенных пунктов, закрепления молодых специалистов в аграрном секторе, развития несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности, создания рынка труда, расширения сети образования, культуры и здравоохранения.
Установление государственного заказа на социально значимые виды продовольствия с последующей их продажей на рынке по базовым ценам, препятствующим спекулятивным накруткам. Создание необходимых гарантий сельскохозяйственному товаропроизводителю для сбыта произведенной продукции, создав рыночную инфраструктуру, систему оптовых продовольственных рынков, торгово-логистических центров. Введение субсидирования транспортных расходов, в том числе перерабаты¬вающих предприятий при закупках сырья у отечественных товаропроизводителей. Создание целевой программы по воссозданию сельской производственной и потребительской кооперации с прямым выходом на городские рынки. Кроме всего прочего, именно такой подход за счет усиления отечественного сельхозпроизводителя и ликвидации существующей системы посреднических торговых накруток позволит обуздать нынешний непрерывный рост цен.
Таким образом, главной задачей продовольственной безопасности Казахстана должно стать обеспечение населения страны качественной сельскохозяйственной продукцией и продовольствием за счет собственного внутреннего производства и создания необходимых запасов. Населению должна быть гарантирована доступность этих пищевых продуктов, в объемах и ассортименте, не ниже установленных рациональных норм потребления, необходимых для обеспечения здоровья и активной жизни человека.
Приглашенные представители Минсельхоза и партии «Нур Отан» не посчитали нужным прийти на заседание круглого стола.
Плохо только, что у нашего правительства они все время остаются лишь на бумаге. В прошлом году правительство своим решением утвердило 18 наименований социально значимых продуктов. Однако на деле никаких практических действий со стороны исполнительных органов по регулированию цен на эти утвержденные жизненно необходимые продукты питания граждане страны так и не увидели. Как и не почувствовали и других мер по социальной защите малоимущего населения.
При этом одновременно и безудержно растут тарифы на коммунальные услуги.
Нет необходимости говорить, как это все отражается на благополучии большинства семей казахстанцев и создании социального напряжения в обществе.
А что касается астанинского совещания с участием президента, то подобные дежурные «разгоны» со стороны главы государства в адрес исполнительных структур мы слышим не первый раз и по разным поводам. Были они и по поводу персональной ответственности министров и акимов за реализацию проектов различных программ, и по поводу создания показухи при сдаче объектов, и по поводу сноса коттеджей в предгорьях Алматы. Но, как говорится, «воз и ныне там…».
Сансызбай НУРБАБА,
«D»
Прокуратура скрывает
БОЛЬШЕ, ЧЕМ ЗНАЕТ
На этой неделе пресс-служба Генеральной прокуратуры показала пример того, как не надо проводить брифинги.
Тема брифинга для СМИ, казалось бы, была благодатной – о координации главным надзорным органом страны всей правоохранительной деятельности по обеспечению законности, правопорядка и борьбы с преступностью, а также защита бизнеса от противоправных посягательств. Однако спикеры брифинга – официальный представитель Генпрокуратуры Жандос Умиралиев и прокурор отдела департамента по надзору за законностью в социально-экономической сфере Айгерим Нурмухамбетова построили свои выступления таким образом, что журналисты ушли не солоно хлебавши. Суть проблем спикеры «утопили» в общей фразеологии типа: «системные меры… являются приоритетной задачей», «решения будут способствовать…», «эффективность мер заключается…» и т.д., и т.п.
Не помогли и попытки журналистов «вытащить» ситуацию по принципу: «спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Почти на все вопросы получили однозначный ответ: «Тема брифинга касается абсолютно других вопросов». По «теме» журналисты не захотели строить диалог, они настаивали: задержан ли хоть один человек, виновный в ложном сообщении о якобы готовящемся взрыве в Караганде, Алматы, Астане; какие меры принимаются прокуратурой в отношении скандального дела, связанного с финансовой пирамидой в Кокшетау; насколько правомерны действия полиции в столкновениях с нефтяниками Актау? и т.д.
В ответ опять односложные ответы: в рамках полномочий обращайтесь в финансовую полицию, пока не готовы ответить.
В этот же день состоялся другой брифинг – уже в Таможенном комитете РК.
Тут мы узнали много чего нового, кстати, тоже выходящего за пределы формата мероприятия. Например, что с 1 июля 2011 года на российско-казахстанской границе будет отменен таможенный контроль, что на южных границах Казахстана уже упразднено 13 пропускных пунктов, а на сегодня там осталось 25 и тому подобное.
Что же касается очередной скандальной страницы в биографии казахстанских таможенных органов, касающейся деятельности на Хоргосе и Калжате ОПГ, членами которой были и высокопоставленные чиновники от таможни и органов нацбезопасности, то официальный представитель таможенного комитета Ержан Байтанаев пояснил, что освобождены от занимаемых должностей два заместителя председателя ТК, ряд начальников управлений. Но все – по собственному желанию. На Хоргосе и Калжате работает следственная группа. А посему в ТК не исключают, что впереди возможны новые отставки и перемещения.
Обтекаемостью мыслей и фраз, по-видимому, страдают не только в Генпрокуратуре. В Таможенном комитете тоже. Как ни пытали журналисты главного спикера брифинга – заместителя председателя ТК Игоря Тена, от прямых ответов: куда смотрело начальство, ведь народ жаловался на беспредел на Хоргосе и Калжате, – он ушел, зато предпочел довести до ушей журналистов, как теперь таможенники будут эффективно бороться с коррупцией и прочей заразой на постах – методами предварительного и электронного декларирования товара.
Прояснил Игорь Тен и ситуацию со скоплением грузов на казахстанско-китайской границе: это произошло на китайской территории границы, на казахстанской – чисто. Природа столпотворения в том, что «на данные грузы в Китае были оформлены подложные документы, сведения в которых не соответствуют действительности, и перевозчики боятся заявить в таможенные органы нашей республики недостоверные данные». Те же грузы, сведения по которым были оформлены правильно, по словам зампреда ТК, проходят таможенную очистку без каких-либо проблем.
Главная новость для автомобилистов. Курсирующие всевозможные слухи не имеют под собой оснований, заявил Игорь Тен и уточнил: «Продления льготной растаможки для автомобилей не будет, скорее всего, эти слухи распространяются серыми автодилерами для того, чтобы люди делали заказы, то есть в личных целях».
Что же касается слухов о возможном подорожании автомобилей для личного пользования, то тут зам. председателя ТК не стал скрывать своей некомпетентности.
Жумабике ЖУНУСОВА,
«D»