Воскресенье , 20 апреля 2025

Почему страдают страны — экспортеры сырья?

Стра­ны — экс­пор­те­ры сырья во всем мире сей­час стал­ки­ва­ют­ся с про­бле­ма­ми, и эко­но­ми­ка Казах­ста­на так­же начи­на­ет страдать.

 

 

 

Ори­ен­та­ция эко­но­ми­ки Казах­ста­на на сырье­вой экс­порт при­ве­ла стра­ну к эко­но­ми­че­ско­му росту в тече­ние почти полу­то­ра деся­ти­ле­тий. Одна­ко сей­час за это, воз­мож­но, при­дет­ся доро­го запла­тить. Когда на про­шлой неде­ле вла­сти Казах­ста­на при­ня­ли реше­ние отпу­стить тен­ге в сво­бод­ное пла­ва­ние для рыноч­но­го регу­ли­ро­ва­ния обмен­но­го кур­са, тен­ге немед­лен­но обес­це­нил­ся на 25 процентов.

 

Для меж­ду­на­род­ных инве­сто­ров это ста­ло зна­ком того, что Казах­стан ока­зал­ся в таком же неза­вид­ном поло­же­нии, как и дру­гие стра­ны — экс­пор­те­ры сырья во всем мире. Его эко­но­ми­ка зави­сит от экс­порт­ных про­дук­тов, цены на кото­рые упа­ли, и, посколь­ку в про­шлом сырье­вой экс­порт стал клю­че­вым, при­вле­че­нию инве­сти­ций в дру­гие сек­то­ры уде­ля­лось мало внимания.

​​По мне­нию экс­пер­тов-эко­но­ми­стов, ситу­а­ция в Казах­стане и дру­гих ана­ло­гич­ных раз­ви­ва­ю­щих­ся эко­но­ми­ках в мире ука­зы­ва­ет на то, насколь­ко рис­ко­ван­ной может стать зави­си­мость эко­но­ми­че­ско­го роста исклю­чи­тель­но от сырье­во­го экс­пор­та, в част­но­сти неф­ти и метал­лов, миро­вые цены на кото­рые весь­ма непредсказуемы.

— За послед­нее деся­ти­ле­тие [эти стра­ны] полу­чи­ли боль­шую выго­ду от роста цен на сырье, что при­ве­ло к повы­ше­нию дохо­дов и поз­во­ли­ло им повы­сить так­же и внут­рен­ний спрос. Одна­ко за про­шлый год или око­ло того мы наблю­да­ем, чем это может обер­нуть­ся: рост в Китае замед­лил­ся и выска­зы­ва­ют­ся сомне­ния в части инве­сти­ций. Это сни­жа­ет спрос на това­ры и, в свою оче­редь, при­во­дит к паде­нию цен на сырье, — гово­рит Уильям Джек­сонс, эко­но­мист по раз­ви­ва­ю­щим­ся рын­кам в рас­по­ло­жен­ной в Лон­доне финан­со­вой ком­па­нии Capital Economics.

Сни­же­ние миро­во­го спро­са на сырье так­же сни­зи­ло спрос инве­сто­ров на валю­ты раз­ви­ва­ю­щих­ся рын­ков, и стра­ны — экс­пор­те­ры сырья столк­ну­лись с паде­ни­ем сто­и­мо­сти их валю­ты. Вла­сти этих стран ощу­ща­ют эффект это­го в неболь­ших ста­тьях дохо­да и в повы­ше­нии сто­и­мо­сти выпла­ты внеш­не­го валют­но­го дол­га. Граж­дане этих стран ощу­ща­ют эффект, посколь­ку импор­ти­ру­е­мые това­ры, а так­же внут­рен­ние про­дук­ты, про­из­ве­ден­ные с исполь­зо­ва­ни­ем импор­ти­ру­е­мых мате­ри­а­лов, рас­тут в цене.

КРИЗИС В КИТАЕ

Про­ис­хо­дя­щее паде­ние цен на сырье ста­ло сюр­при­зом для мно­гих стран — экс­пор­те­ров сырья, в свя­зи с тем что спрос на их про­дук­цию в тече­ние мно­гих лет про­ис­хо­дил за счет быст­ро­го эко­но­ми­че­ско­го роста Китая. Сей­час Китай — самый круп­ный в мире потре­би­тель сырья, боль­шую часть кото­ро­го про­из­во­дят в дру­гих раз­ви­ва­ю­щих­ся эко­но­ми­ках. Тот факт, что рост в Китае силь­но повли­ял на рост цен на сырье, в свою оче­редь, озна­ча­ет, что ослаб­ле­ние китай­ской эко­но­ми­ки ока­жет обрат­ное вли­я­ние на цены на сырье. И про­ис­хо­дя­щее в послед­ний месяц явля­ет­ся тому примером.

​​Вне­зап­ная деваль­ва­ция юаня Кита­ем на два про­цен­та 11 авгу­ста — самое боль­шое паде­ние за послед­ние два деся­ти­ле­тия — вызва­ла опа­се­ния по пово­ду замед­ле­ния роста китай­ской эко­но­ми­ки, кото­рое может озна­чать сокра­ще­ние спро­са на нефть в пред­сто­я­щие меся­цы. Этот шаг, наря­ду с уве­ли­че­ни­ем про­из­вод­ства неф­ти стра­на­ми ОПЕК, неза­мед­ли­тель­но встрях­нул цены на ее, и сред­няя цена на нефть в США упа­ла до 43 дол­ла­ров за бар­рель — самой низ­кой отмет­ки за более чем шесть лет.

С тех пор эти опа­се­ния по пово­ду замед­ле­ния роста китай­ской эко­но­ми­ки не рас­се­я­лись. 24 авгу­ста фон­до­вые бир­жи в Лон­доне, Пари­же и Франк­фур­те рез­ко упа­ли, после того как индекс фон­до­вой бир­жи в Китае — Shanghai Composite — упал на 8,5 про­цен­та, что ста­ло самым боль­шим паде­ни­ем с 2007 года. Этот день стал худ­шим за послед­ние четы­ре года днем для Wall Street, и про­мыш­лен­ный индекс Dow Jones упал на 3,6 про­цен­та, в то вре­мя как миро­вые фон­до­вые и товар­ные цены рух­ну­ли. Паде­ние цен на фон­до­вых бир­жах в Евро­пе и США счи­та­ет­ся при­зна­ком неуве­рен­но­сти меж­ду­на­род­ных инве­сто­ров в том, что Китай смо­жет решить ряд сво­их эко­но­ми­че­ских про­блем от улуч­ше­ния состо­я­ния сво­ей фон­до­вой бир­жи до повы­ше­ния про­из­вод­ства, недав­но при­вед­ше­го к тому, что рост ВВП в Китае за пер­вые два квар­та­ла это­го года достиг низ­шей за послед­ние шесть лет отмет­ки в семь процентов.

«СЫРЬЕВАЯ ЛОВУШКА»

На фоне это­го смя­те­ния мно­гие эко­но­ми­сты выска­зы­ва­ют мне­ние, что раз­ви­ва­ю­щи­е­ся стра­ны долж­ны извлечь важ­ный урок — не пола­гать­ся так силь­но на сырье­вой экс­порт и дивер­си­фи­ци­ро­вать свои эко­но­ми­ки. Кор­ре­спон­дент Лео­нид Бер­шид­ский напи­сал 24 авгу­ста в Bloomberg View, что Казах­стан попал в «сырье­вую ловуш­ку», кото­рая дает стране устой­чи­вый рост при высо­ких миро­вых ценах, но дела­ет эко­но­ми­ку очень уяз­ви­мой при низ­ких миро­вых ценах. Он отме­тил, что Казах­стан напра­вил свои ресур­сы на раз­ви­тие сырье­во­го сек­то­ра и «с 1990 по 2014 год утро­ил добы­чу неф­ти и более чем удво­ил про­из­вод­ство метал­лов». «Сырая нефть сей­час состав­ля­ет 55 про­цен­тов от все­го экс­пор­та, а метал­лы — еще 14 про­цен­тов, в то вре­мя как доля про­мыш­лен­ных това­ров явля­ет­ся незна­чи­тель­ной», — пишет Лео­нид Бершидский.

Сырье­вая зави­си­мость суще­ству­ет во всех цен­траль­но­ази­ат­ских стра­нах. Узбе­ки­стан экс­пор­ти­ру­ет два основ­ных това­ра — хло­пок и маши­ны, — доля каж­до­го из них состав­ля­ет 15 про­цен­тов от обще­го экс­пор­та стра­ны. Одна­ко цены на хло­пок низ­кие, и за послед­ние пять лет миро­вое про­из­вод­ство пре­вы­си­ло спрос.

В Турк­ме­ни­стане экс­порт при­род­но­го газа соста­вил 81 про­цент от все­го экс­пор­та. Цены на газ так­же упа­ли, посколь­ку миро­вое про­из­вод­ство уве­ли­чи­ва­ет­ся, несмот­ря на пере­про­из­вод­ство на рын­ке.
Кыр­гыз­стан пола­га­ет­ся на экс­порт золо­та, состав­ля­ю­ще­го 34 про­цен­та от обще­го экс­пор­та. В июле цена на золо­то испы­та­ла самое боль­шое паде­ние за два года — до 1 080 дол­ла­ров за унцию, но к 25 авгу­ста вос­ста­но­ви­лась на уровне 1 150 дол­ла­ров, когда инве­сто­ры обра­ти­лись к золо­ту как надеж­но­му пред­ме­ту во вре­мя кра­ха цен на фон­до­вых биржах.

Основ­ной экс­порт­ный товар Таджи­ки­ста­на — сырой алю­ми­ний, состав­ля­ю­щий 59 про­цен­тов от все­го экс­пор­та, а так­же хло­пок, состав­ля­ю­щий 12 про­цен­тов. Цены на алю­ми­ний за послед­ние 12 меся­цев упа­ли на 19 про­цен­тов на фоне опа­се­ний по пово­ду пере­про­из­вод­ства и сокра­ще­ния спроса.

ПЕРЕСМОТР ЭКОНОМИКИ

Неста­биль­ность цен на сырье пока­зы­ва­ет основ­ную опас­ность «сырье­вой ловуш­ки», кото­рая заклю­ча­ет­ся в том, что толь­ко сырье­вой экс­порт не может быть осно­вой для ста­биль­но­го эко­но­ми­че­ско­го роста, необ­хо­ди­мо­го раз­ви­ва­ю­щим­ся стра­нам для повы­ше­ния сво­е­го благосостояния.

Один сырье­вой экс­порт не кажет­ся очень надеж­ным сред­ством для роста. В этой отрас­ли не заня­то мно­го людей, он не поз­во­ля­ет рабо­чим улуч­шать свою ква­ли­фи­ка­цию и под­го­тов­ку и при­ме­нять боль­ше тех­но­ло­гий и аппа­ра­тов для уве­ли­че­ния про­из­вод­ства. Поэто­му он не явля­ет­ся осо­бен­но надеж­ным спо­со­бом повы­ше­ния уров­ня жизни.

​​— Один сырье­вой экс­порт не кажет­ся очень надеж­ным сред­ством для роста. В этой отрас­ли не заня­то мно­го людей, он не поз­во­ля­ет рабо­чим улуч­шать свою ква­ли­фи­ка­цию и под­го­тов­ку и при­ме­нять боль­ше тех­но­ло­гий и аппа­ра­тов для уве­ли­че­ния про­из­вод­ства. Поэто­му он не явля­ет­ся осо­бен­но надеж­ным спо­со­бом повы­ше­ния уров­ня жиз­ни. Так­же сто­ит отме­тить, что основ­ные исто­рии успе­ха раз­ви­ва­ю­щих­ся стран, подоб­ных Китаю, Восточ­ной Евро­пе и неко­то­рых частей Восточ­ной Азии, все бази­ру­ют­ся на про­из­вод­стве», — гово­рит Уильям Джексонс.

Эти успеш­ные при­ме­ры пока­зы­ва­ют пер­вич­ную зави­си­мость эко­но­ми­ки от сырье­во­го экс­пор­та, но затем про­ис­хо­дит пере­ход к про­из­вод­ству и эко­но­ми­ке, осно­ван­ной на тех­но­ло­гии, что дает этим стра­нам воз­мож­ность экс­пор­ти­ро­вать устой­чи­вые про­дук­ты в мно­го­чис­лен­ных сек­то­рах экс­пор­та, а не толь­ко зави­сеть от одно­го сырье­во­го экспорта.

Радио Азаттык, 26.08.2015

 

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн