Воскресенье , 20 апреля 2025

Смех над властью — дело серьезное

В стране идет вой­на меж­ду теле­ви­зо­ром и холо­диль­ни­ком. Точ­нее меж­ду тем, что гово­рят и пока­зы­ва­ют в теле­ви­зо­ре и содер­жи­мым холо­диль­ни­ка. Пока теле­ви­зор побеж­да­ет: боль­шин­ство казах­стан­цев верит тому, что гово­рят в телевизоре.

Верят тому, что про­бле­мы Казах­ста­на это след­ствие обще­го кри­зи­са, а не тех стран, кото­рые стро­и­ли свое бла­го­по­лу­чие на про­да­же неф­ти. Верят в муд­рость пра­ви­тель­ства, в то, что все у нас будет хоро­шо и при этой вла­сти, без чуж­дой нам демо­кра­тии и прав чело­ве­ка. Верят, что самое ужас­ное это май­да­ны и рево­лю­ции, от кото­рых, ока­зы­ва­ет­ся, все беды. Верят в то, что не нуж­на нам сме­на вла­сти, мол, пусть эти сидят, а то при­дут новые, голод­ные и нач­нут воро­вать в отли­чие от ста­рых, кото­рым уже ниче­го не надо.

Верят в Назар­ба­е­ва, как гаран­та ста­биль­но­сти и про­цве­та­ния (???) Казах­ста­на. Послед­нее — это самая трен­до­вая фиш­ка казах­стан­ско­го обще­ствен­но­го мне­ния. И это как раз пока­за­тель того, что теле­ви­зор выигрывает.

Мно­гие объ­яс­ня­ют эту веру содер­жи­мым холо­диль­ни­ка, кото­рый бла­го­да­ря халяв­но­му дождю неф­те­дол­ла­ров, так или ина­че, запол­нял­ся, и пото­му мало кто замо­ра­чи­вал­ся на демо­кра­тию и пра­ва и сво­бо­ды. Жили — не тужи­ли, но гря­ну­ли изме­не­ния в мире, и нача­лись про­бле­мы. И сра­зу ситу­а­ция нача­ла менять­ся: теле­ви­зор хоть мед­лен­но, но вер­но начал про­иг­ры­вать холодильнику.

У людей появи­лись сомне­ния насчет мно­го­го из того, чему еще вче­ра вери­ли без­ого­во­роч­но и абсо­лют­но не кри­тич­но. Вера в непо­гре­ши­мость вла­сти в ее пра­виль­ный курс нача­ла сла­беть. Все то, что при пол­ном холо­диль­ни­ке каза­лось вполне нор­маль­ным и при­ем­ле­мым, вдруг пред­ста­ло в ином, доста­точ­но непри­гляд­ном све­те. Люди все боль­ше ста­ли сомне­вать­ся и задумываться.

А дума­ю­щий и сомне­ва­ю­щий­ся граж­да­нин — для любой авто­кра­тии очень опас­ный эле­мент. Это я не к тому, что такие граж­дане спо­соб­ны устро­ить май­дан. Это, конеч­но, так, но это пока не про нас.

Не нуж­но нико­го выво­дить на пло­щадь и устра­и­вать Май­дан, где, не дай бог, пере­пу­ган­ные вла­сти, под­дер­жи­ва­е­мые Крем­лем, устро­ят кро­ва­вую бой­ню (укра­ин­ский сце­на­рий). Для таких жест­ко-ори­ен­ти­ро­ван­ных на наси­лие вла­стей, как казах­стан­ские, есть и более без­опас­ный сце­на­рий сме­ны поли­ти­че­ско­го режима.

Вспом­ни­те, как пал ком­му­ни­сти­че­ский режим в СССР! Никто не басто­вал, никто не митин­го­вал, никто не устра­и­вал Май­да­нов. Все было по-дру­го­му. Соци­а­ли­сти­че­ская систе­ма достиг­ла тако­го уров­ня сво­е­го вырож­де­ния, когда оттор­же­ние уже шло на всех уров­нях обще­ствен­но­го созна­ния. Власть, пока­зав свою неспо­соб­ность обес­пе­чить людям достой­ную жизнь и адек­ват­ную идео­ло­гию, поте­ря­ла дове­рие в гла­зах боль­шин­ства людей.

Там точ­но так же шла вой­на меж­ду теле­ви­зо­ром и холо­диль­ни­ком. Холо­диль­ник, более тес­но свя­зан­ный с реаль­ной жиз­нью, ока­зал­ся силь­нее. В кон­це кон­цов, теле­ви­зор про­иг­рал: ком­му­ни­сти­че­ская идео­ло­гия себя пол­но­стью дис­кре­ди­ти­ро­ва­ла в гла­зах населения.

Как это слу­чи­лось? Над ком­му­ни­ста­ми и их идео­ло­ги­ей ПРОСТО ста­ли сме­ять­ся. Насту­пи­ла эпо­ха поли­ти­че­ских анек­до­тов, высме­и­ва­ю­щих «дости­же­ния раз­ви­то­го соци­а­лиз­ма» и «ум, честь и совесть эпо­хи». Вся стра­на с удо­воль­стви­ем пере­ска­зы­ва­ла их друг дру­гу. Я хоро­шо пом­ню, как любая встре­ча, любое засто­лье закан­чи­ва­лась тра­ди­ци­он­ны­ми поли­ти­че­ски­ми анек­до­та­ми — стра­на друж­но ржа­ла над кому­ня­ка­ми, пока­зы­вая на НИХ пальцем.

Идео­ло­ги­че­ские сим­во­лы — пио­нер­ский гал­стук, ком­со­моль­ский зна­чок и парт­би­лет ста­ли сим­во­ла­ми неис­крен­но­сти и карье­риз­ма. Люди слу­ша­ли по ночам «Голос Аме­ри­ки», моло­дежь гоня­лась за джин­са­ми и пла­стин­ка­ми с Запа­да, а люди, побы­вав­шие за гра­ни­цей, рас­ска­зы­ва­ли про дру­гую более при­вле­ка­тель­ную жизнь. Когда сло­ва с высо­ких три­бун и с экра­нов теле­ви­зо­ра рас­хо­дят­ся с реаль­ной жиз­нью, а про­те­сто­вать нель­зя, то ниче­го не оста­ет­ся, как сме­ять­ся. И люди смеялись.

В кон­це кон­цов, все ста­ло настоль­ко смеш­но, настоль­ко про­гни­ло, что ком­му­ни­сти­че­ские вожди вынуж­де­ны были сами отка­зать­ся от ком­му­ни­сти­че­ско­го про­шло­го и начать глу­бо­кие поли­ти­че­ские реформы.

Похо­же, это тот вари­ант, кото­рый воз­мо­жен в Казах­стане. К сло­ву ска­зать, нынеш­ний кри­зис это­му очень спо­соб­ству­ет, нагляд­но демон­стри­руя непро­фес­си­о­на­лизм и несо­сто­я­тель­ность вла­сти. По край­ней мере в послед­нее вре­мя смеш­но­го в поступ­ках вла­стей замет­но прибавилось.

Сего­дня нуж­но помочь казах­стан­цам понять, кто есть кто, и к чему нас может при­ве­сти власть, застряв­шая в авто­ри­та­риз­ме. Нуж­но пока­зы­вать истин­ную суть этой вла­сти, ее ори­ен­ти­ро­ван­ность на себя люби­мую, на ее неспо­соб­ность делать что-то серьез­ное для стра­ны и ее буду­ще­го. Все осталь­ное она сде­ла­ет сама сво­и­ми неуме­лы­ми, непро­фес­си­о­наль­ны­ми и неадек­ват­ны­ми дей­стви­я­ми, демон­стри­руя свою недее­спо­соб­ность, дово­дя ситу­а­цию до откро­вен­но­го маразма.

Думаю, что в нашем слу­чае это имен­но тот путь, кото­рый казах­стан­цам при­дет­ся прой­ти, что­бы изба­вить­ся от авто­кра­тии. Сего­дня она уже смеш­на для тысяч. А нуж­но, что­бы сот­ни тысяч, мил­ли­о­ны сме­я­лись над тем, что гово­рят и дела­ют люди, убеж­да­ю­щие нас, что мы не созре­ли для демо­кра­тии и соот­вет­ствен­но для нор­маль­ной пол­но­цен­ной жиз­ни. Нуж­но, что­бы как мож­но боль­ше казах­стан­цев уви­де­ли, как смеш­на эта власть в сво­ем лице­ме­рии, в посто­ян­ном обе­ща­нии людям достой­ной жиз­ни в буду­щем, живя при этом жиз­нью VIP-пер­сон в настоящем.

Смех — дело серьез­ное, а пото­му к нему нуж­но отно­сит­ся очень серьезно.

ИА “Рес­пуб­ли­ка”, 25.09.2015

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн