Воскресенье , 6 июля 2025

Есть ли жизнь после интернета?

Я думаю, что в казах­стан­ские вла­сти пре­крас­но пони­ма­ют все угро­зы, кото­рые им несут Интер­нет и соци­аль­ные сети. Уже сего­дня общий кон­тент соци­аль­ных сетей носит явно антиав­то­ри­тар­ный харак­тер и полон жест­кой кри­ти­ки в адрес тех, кто дорвал­ся до вла­сти и не хочет с ней расставаться.

Поэто­му лег­ко пред­по­ло­жить, что казах­стан­ские вла­сти насто­ро­жен­но отно­сят­ся к росту интер­нет-актив­но­сти граж­дан. Кста­ти, созда­ние Аль­ян­са бло­ге­ров — один из пока­за­те­лей это­го вни­ма­ния. А еще извест­но, что чисто тех­ни­че­ски в Казах­стане суще­ству­ет систе­ма, поз­во­ля­ю­щая не толь­ко бло­ки­ро­вать отдель­ные неугод­ные ресур­сы, но и в любой момент вооб­ще отклю­чить казах­стан­цев от Интернета.

То есть чисто тех­ни­че­ски на этот счет вла­сти себя обез­опа­си­ли. Но насколь­ко это реша­ет про­бле­му предот­вра­ще­ния граж­дан­ских про­те­стов? Здесь не все так про­сто и однозначно.

Отклю­чить интер­нет они, конеч­но, могут. Но к чему это может при­ве­сти? Как на это могут отре­а­ги­ро­вать люди? Пред­ста­вим себе, что вла­сти, ска­жем, желая не допу­стить выход граж­дан на акции про­те­ста, отклю­чат интер­нет в стране. В части опо­ве­ще­ния об акции мера, без­услов­но, сра­бо­та­ет и вме­сто, ска­жем, деся­ти тысяч собе­рет­ся толь­ко поло­ви­на. Но при этом отклю­че­ние интер­не­та вызо­вет куда более мощ­ную вол­ну воз­му­ще­ния, кото­рая может иметь более серьез­ные послед­ствия для тех, кто забло­ки­ру­ет Интернет.

Понят­но, что это не о нынеш­ней ситу­а­ции в Казах­стане. Пока казах­стан­ское интер­нет сооб­ще­ство не сфор­ми­ро­ва­лось настоль­ко, что­бы предъ­яв­лять тре­бо­ва­ния к вла­стям. Пока они себя заре­ко­мен­до­ва­ли как офис­ные хомяч­ки, кото­рые мно­го гово­рят, но мало дела­ют. Хотя даже в этом откро­вен­но «диван­ном» фор­ма­те вла­сти вынуж­де­ны при­слу­ши­вать­ся к обще­ствен­но­му мне­нию в Сети и ино­гда даже реа­ги­ро­вать на это.

Но это пока! И сла­бость Сети объ­яс­ня­ет­ся тем, что для людей Интер­нет не стал жиз­нен­ной необ­хо­ди­мо­стью. Для мно­гих он пока оста­ет­ся увле­ка­тель­ной игруш­кой: зашел, поиг­рал в игры, отпра­вил пись­мо, побол­тал в скай­пе, поту­со­вал­ся в соц­се­тях. Но ситу­а­ция меня­ет­ся — посте­пен­но люди к нему при­вы­ка­ют настоль­ко, что он ста­но­вит­ся ЖИЗНЕННО НЕОБХОДИМ. Это срод­ни нар­ко­ти­ку, к кото­ро­му при­вы­ка­ют настоль­ко силь­но, что соско­чить с этой иглы интер­нет-обще­ния уже ста­но­вит­ся невозможно.

Для кое-кого Сеть уже ста­ла неотъ­ем­ле­мой частью его жиз­ни. И этих людей уже ни за что не заста­вить вер­нуть­ся в доин­тер­нет­ную жизнь. Они будут одно­знач­но это­му сопро­тив­лять­ся. Вот отку­да моя уве­рен­ность, что люди в Сети, когда их ста­нет мно­го, не поз­во­лят вла­стям отклю­чать интер­нет или бло­ки­ро­вать какую-то информацию.

Сего­дня их мало, но про­цесс обра­ще­ния в «интер­нет­ную веру» идет в гео­мет­ри­че­ской про­грес­сии, и зав­тра это сооб­ще­ство пре­вра­тит­ся в серьез­ную граж­дан­скую силу. Как толь­ко они почув­ству­ют свою силу, а они ее обя­за­тель­но почув­ству­ют, они “порвут” любо­го, кто посяг­нет на их пра­во общать­ся в интер­не­те. Вся­кий пра­ви­тель, вся­кий дик­та­тор, решив­ший­ся огра­ни­чить или закрыть соци­аль­ные сети, рис­ку­ет столк­нуть­ся с еще боль­шим сопро­тив­ле­ни­ем и про­те­стом, чем тот, кото­рым ему гро­зит оппо­зи­ция или про­сто недо­воль­ные граждане.

Я убеж­ден, что со вре­ме­нем сфор­ми­ру­ет­ся некий неглас­ный кодекс пове­де­ния в Сети. Пер­вое пра­ви­ло будет касать­ся непри­кос­но­вен­но­сти Интер­не­та. Вся­кая власть, поку­сив­ша­я­ся на сво­бо­ду Интер­не­та или попы­тав­ша­я­ся его запре­тить, будет счи­тать­ся нрав­ствен­но пре­ступ­ной и под­ле­жать ост­ра­киз­му. Со все­ми выте­ка­ю­щи­ми из это­го поли­ти­че­ски­ми послед­стви­я­ми. Это пра­ви­ло уже фор­ми­ру­ет­ся в умах людей в каче­стве некой акси­о­мы, посту­ли­ру­ю­щей, что интер­нет, соци­аль­ные сети — это то свя­тое, к чему поли­ти­ки не име­ют пра­ва при­ка­сать­ся и тем более под­ни­мать на это руку.

ИА “Рес­пуб­ли­ка”, 02.10.2015

 

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн