Воскресенье , 6 июля 2025

Станет ли казахстанский бизнес «ДОЙНОЙ КОРОВОЙ»?

«Обще­ствен­ная позиция»

(про­ект «DAT» №34 (305) от 08 октяб­ря 2015 г.

 

Ком­пе­тент­но

 

Чинов­ни­ки сами не хотят «затя­ги­вать пояса»

и уре­зать свои финан­со­вые расходы

 

Изме­не­ния в нало­го­вой сфе­ре Казах­ста­на вызва­ли столк­но­ве­ние инте­ре­сов двух игро­ков: Наци­о­наль­ной пала­ты пред­при­ни­ма­те­лей и правительства.

 

Пред­ста­ви­те­ли Нац­па­ла­ты, кста­ти, уже сде­ла­ли заяв­ле­ние, что послед­няя ини­ци­а­ти­ва пра­ви­тель­ства по уве­ли­че­нию опре­де­лён­ных нало­го­вых ста­вок и созда­нию новых форм нало­го­вых отчёт­но­стей нане­сёт опре­де­лён­ный удар по казах­стан­ско­му биз­не­су. Они даже под­го­то­ви­ли пись­мо-обра­ще­ние депу­та­там пар­ла­мен­та, кото­рые сей­час как раз и рас­смат­ри­ва­ют законопроект.

Пра­ви­тель­ство же все­ми сила­ми пыта­ет­ся состричь шерсть с овцы под назва­ни­ем «казах­стан­ский биз­нес». Во-пер­вых, пото­му что оно боль­ше не может рас­счи­ты­вать на Наци­о­наль­ный фонд, на исполь­зо­ва­ния его ресур­сов для тех или иных анти­кри­зис­ных про­грамм, кро­ме уже отобранных.

В рам­ках про­грам­мы «Нур­лы жол» из Наци­о­наль­но­го фон­да в бюд­жет стра­ны выде­ля­ют опре­де­лён­ные день­ги – так назы­ва­е­мый транс­фер, на кото­рый уста­нов­лен лимит. То есть пра­ви­тель­ство боль­ше не долж­но рас­смат­ри­вать Наци­о­наль­ный фонд в каче­стве той самой без­дон­ной денеж­ной боч­ки, отку­да они посто­ян­но бра­ли день­ги для спа­се­ния тех же систе­мо­об­ра­зу­ю­щих бан­ков, для финан­си­ро­ва­ния тех или иных доро­го­сто­я­щих госу­дар­ствен­ных программ.

Есте­ствен­но, заяв­ле­ние пре­зи­ден­та о том, что пра­ви­тель­ство сей­час долж­но начать искать внут­рен­ние ресур­сы для попол­не­ния казах­стан­ско­го бюд­же­та, авто­ма­ти­че­ски пред­по­ла­га­ло попыт­ку уси­ле­ния соби­ра­е­мо­сти нало­гов. Одна­ко при этом не было учте­но, что это нега­тив­но отра­зит­ся на казах­стан­ском биз­не­се. Если рань­ше основ­ная нагруз­ка лежа­ла на пле­чах круп­но­го и сред­не­го биз­не­са, то сей­час, с учё­том всех изме­не­ний в нало­го­вое зако­но­да­тель­ство, суще­ству­ет опре­де­лён­ная угро­за и для мало­го пред­при­ни­ма­тель­ства, даже для микробизнеса.

Эти два игро­ка – пра­ви­тель­ство и Наци­о­наль­ная пала­та пред­при­ни­ма­те­лей сей­час пыта­ют­ся пере­тя­нуть оде­я­ло на себя. Каж­дый из них стре­мит­ся убе­дить госу­дар­ство в том, что имен­но их точ­ка зре­ния явля­ет­ся верной.

На самом деле, ситу­а­ция пара­док­саль­ная. Я могу согла­сить­ся с мне­ни­ем Була­та Уте­му­ра­то­ва, что уси­ле­ние дав­ле­ния на биз­нес за счёт повы­ше­ния нало­гов вызо­вет обрат­ный эффект. То есть может при­ве­сти к тому, что часть биз­не­са уйдёт в тень, а дру­гая часть ока­жет­ся в ситу­а­ции хуже, чем сей­час. Лич­но я счи­таю, что на дан­ный момент более опти­маль­ным вари­ан­том было бы не столь­ко попы­тать­ся пре­вра­тить казах­стан­ский биз­нес в «дой­ную коро­ву», а всё-таки вни­ма­тель­но посмот­реть на то, как тра­тят госу­дар­ствен­ные день­ги наши чиновники.

На самом деле в Казах­стане день­ги есть. И они выде­ля­лись в доста­точ­но боль­ших объ­ё­мах нашим про­филь­ным мини­стер­ствам, област­ным аки­ма­там и раз­ным гос­струк­ту­рам на реа­ли­за­цию тех или иных бюд­жет­ных про­грамм. Пора бы уже этим ведом­ствам про­де­мон­стри­ро­вать резуль­та­ты. Если посмот­реть на дан­ные Счёт­но­го коми­те­та, то каж­дый год мы наблю­да­ем опас­ную тен­ден­цию, когда день­ги, либо не осва­и­ва­ют­ся, либо осва­и­ва­ют­ся, но не все­гда так, как хоте­лось бы. Либо есть фак­ты опре­де­лён­но­го зло­упо­треб­ле­ния. И это гово­рит о том, что суще­ству­ю­щий бюро­кра­ти­че­ский аппа­рат Казах­ста­на купа­ет­ся в боль­ших денеж­ных пото­ках, но от его тело­дви­же­ний ника­кой поль­зы Казах­ста­ну нет. Наши чинов­ни­ки хотят обес­пе­чить финан­со­во-эко­но­ми­че­скую ста­биль­ность в стране за чужой счёт. Сами же не хотят затя­ги­вать поя­са и уре­зать свои финан­со­вые расходы.

Мне кажет­ся, что пра­ви­тель­ство не долж­но изыс­ки­вать день­ги в обще­стве или в биз­не­се, а долж­но пытать­ся сэко­но­мить за счёт гос­ап­па­ра­та. Воз­мож­но, уре­зать те или иные ненуж­ные и непро­филь­ные рас­хо­ды для наших чинов­ни­ков, уже­сто­чить ответ­ствен­ность за тра­ту госу­дар­ствен­ных средств.

Необ­хо­ди­мо повы­сить эффек­тив­ность рабо­ты бюро­кра­ти­че­ско­го аппа­ра­та, про­ве­сти опре­де­лён­ную опти­ми­за­цию финан­со­вых рас­хо­дов в этом бюро­кра­ти­че­ском аппа­ра­те, уже­сто­чить ответ­ствен­ность всех струк­тур, кото­рые сле­дят за рас­хо­да­ми госу­дар­ствен­ных средств. Я сто­про­цент­но уве­рен, если это будет сде­ла­но, у пра­ви­тель­ства най­дут­ся доволь­но серьёз­ные финан­со­вые ресурсы.

Досым САТПАЕВ,

поли­то­лог

Forbes.kz

 

Кста­ти

 

Боль­шин­ство КОМПАНИЙ – БАНКРОТЫ

 

«На сего­дняш­ний день боль­шин­ство так назы­ва­е­мых казах­стан­ских оли­гар­хов – это смесь пиа­ра бога­то­го чело­ве­ка, оде­то­го с иго­лоч­ки с коро­ной «Форб­са», но у кото­ро­го дела в биз­не­се дышат на ладан. У меня есть кон­крет­ный спи­сок ком­па­ний, у кото­рых дела идут враз­рез с их сло­ва­ми», – сооб­щил источ­ник агент­ству по телефону.

«Напри­мер, извест­ная ком­па­ния, зани­ма­ю­ща­я­ся про­из­вод­ством муки и муч­ных изде­лий, име­ет задол­жен­ность перед госу­дар­ством по гос­про­грам­мам на сум­му око­ло 10 мил­ли­ар­дов тен­ге. Ком­па­ния, про­из­во­дя­щая шифер, име­ет дол­ги на 1,2 мил­ли­ар­да тенге.

В дан­ный момент все эти так назы­ва­е­мые биз­не­сме­ны шан­та­жи­ру­ют госу­дар­ство и ком­бан­ки тем, что в любой момент могут оста­но­вить свои пред­при­я­тия, рабо­чие поте­ря­ют рабо­ту и нач­нет­ся соци­аль­ный взрыв, а дол­ги так и оста­нут­ся не пога­шен­ны­ми», – под­черк­нул собеседник.

По его сло­вам, неко­то­рым «псев­до­удач­ли­вым биз­не­сме­нам» уда­ет­ся про­дать долю в сво­ем биз­не­се госу­дар­ству в лице инсти­ту­тов раз­ви­тия и потом госу­дар­ство долж­но отве­чать за стра­те­ги­че­ские ошиб­ки при пла­ни­ро­ва­нии биз­не­са, а ино­гда и даже воров­стве их владельцев.

«Напри­мер, один круп­ный зер­но­вой хол­динг Казах­ста­на, взяв кре­дит в ком­мер­че­ском бан­ке на 300 мил­ли­о­нов дол­ла­ров, не гасит его и даже име­ет наг­лость тре­бо­вать выку­пить 50% доли за взя­тый же им кре­дит», – рас­ска­зал собеседник.

«Поче­му так про­ис­хо­дит? Изна­чаль­но мно­гие биз­не­сме­ны дума­ют не о раз­ви­тии биз­не­са, а на выво­де кре­дит­ных и госу­дар­ствен­ных средств на соб­ствен­ные офшор­ные сче­та. Как это про­ис­хо­дит? Чело­век полу­ча­ет госкре­дит или кре­дит в бан­ке на про­из­вод­ство или построй­ку заво­да. Все это про­ис­хо­дит не про­сто так, а при помо­щи неко­то­рых нечи­сто­плот­ных работ­ни­ков бан­ков и гос­струк­тур. Изна­чаль­но, боль­шая часть средств запла­ни­ро­ва­на не на про­из­вод­ство, а на вывод этих средств на соб­ствен­ные сче­та. Или на воров­стве у себя же на строй­ке», – отме­тил источник.

«Далее они по несколь­ку раз могут пере­кре­ди­то­вать­ся, исполь­зуя выше­на­зван­ный шан­таж, а потом отда­ют зало­жен­ные зда­ния, заво­ды с дол­га­ми бан­кам или госу­дар­ству. Хотя понят­но, что ни у госу­дар­ства, ни у ком­бан­ков нет жела­ния зани­мать­ся эти­ми зало­го­вы­ми акти­ва­ми», – заклю­чил он.

Каз­ТАГ

 

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн