На днях в нашу газету обратился житель Астаны Жанат Ибраев. По поводу инцидента, невольным участником которого стал его сын, Марат, студент-четверокурсник КазГЮА, чемпион мира 2009-го и Евразии 2010 годов, четырехкратный – Казахстана по таэквандо.
ДТП произошло 6 марта этого года в Астане почти на пересечении улиц Абая и Желтоксан. Автомашину «Мицубиси-Лансер», за рулем которой находился Марат Ибраев, с правой стороны протаранил внедорожник «Субару» под управлением Мадины Байкешевой.
«Субару», промчавшись по пешеходному переходу и перескочив через бордюры, влетела на тротуар перед зданием Комитета противовоздушной обороны РК и заглохла.
Далее события развивались сколь стремительно, столь и алогично. «Скорая» доставила Ибраева в БСМП, где установили сотрясение головного мозга, небольшое смещение шейного позвонка, ушиб грудной клетки и почек.
Как утверждает отец Марата, Мадина не выходила из машины, так как была не совсем адекватна. В этот же вечер Марат был освидетельствован в наркологии на наличие алкоголя и наркотиков в его организме. Результат отрицательный. В отличие от него Мадина отказалась от наркологического тестирования, а сотрудники дорожной полиции странным образом не настаивали на этом.
Еще более странно, что после того, как кто-то из «группы поддержки» Мадины шепнул что-то на ухо сотруднику полиции, он выполнил требование ее матери – Галии Байкешевой: в качестве залога (?!) с места происшествия забрали машину Марата Ибраева.
Столь избирательное отношение к сторонам-участникам ДТП, как выяснилось позже, объяснялось просто. Галия Байкешева руководит частной охранной фирмой «Беркут». Об этом отец Марата пишет в своих заявлениях на имя главы государства, руководителей КНБ, Генпрокуратуры, Верховного суда РК.
Дальнейшие действия правоохранительных и судебных органов иначе, как кульбитами, назвать нельзя. В основе их, как следует из материалов, не установление ИСТИНЫ, а ИНТЕРЕС. Из потерпевшего Марат Ибраев стал обвиняемым. Изначально расследование ДТП строилось с обвинительным в его сторону уклоном.
Кульбиты от полиции. В материалах административного дела не оказалось протоколов опроса двух сотрудников управления дорожной полиции и понятых. Сфальсифицирована схема ДТП и т.д.
Грубо нарушены процессуальные нормы. В частности, Марат Ибраев не был ознакомлен с материалами дела до суда, не получил копию протокола обвинения. Не был предъявлен ему и документ, на основании которого его машина два месяца стояла на стоянке УДП г. Астаны.
В апреле 2011 года отец Марата обратился в управление собственной безопасности ДВД г. Астаны. Однако вместо объективного и непредвзятого расследования там постарались защитить «честь мундира» дознавателя УДП А. Арипова и инспектора ОАП УДП Н. Джарылгапова, на которых он жаловался.
Ознакомившись с материалами дела в суде, Жанат Ибраев был шокирован. Протокол об административном правонарушении с 6 марта, т.е. дня ДТП, переписан на 4 апреля, подпись сына подделана. В своих объяснительных Мадина Байкешева вконец запуталась: то она двигалась по ул. Абая со стороны ул. Бейбитшилик, то со стороны проспекта Женис. А в справку из наркологического диспансера она представила 28 апреля. Это спустя 52 дня после ДТП!
Теперь кульбиты от судьи С. Саменбетовой. Во-первых, на судебном заседании она и прокурор Е. Хон, как пишет Жанат Ибраев, всячески сопротивлялись его требованию показать видеозапись ДТП. Однако были вынуждены продемонстрировать ее. На видео отчетливо видна вся картина произошедшего: «Субару» на большой скорости врезается в правый бок «Мицубиси», причем не на перекрестке, а когда «Мицубиси» уже проехал его. Кроме того, в суде выяснилось, что у Мадины Байкешевой плохое зрение – минус 2,5, и она в момент ДТП была без очков.
Во-вторых, даже с точки зрения стороннего наблюдателя это труднообъяснимо – судья С. Саменбетова выводит из участия в процессе Мадину Байкешеву и переводит ее в статус свидетеля, а в качестве участника вместо нее вводит адвоката Ю. Камалетдинова. Вопиющий нонсенс – адвокат защищает свидетеля! Приснись подобное праотцам правосудия, они бы трижды перевернулись в своих гробах.
Сей факт отец Марата, профессиональный юрист, комментирует так:
– Идет активная подготовка к гражданскому иску. По сценарию Саменбетовой, Камалетдинов берет на себя обязанности гражданского истца, но уже не в статусе адвоката, а по доверенности Байкешевой, чтобы предъявить моему сыну иск на очень большую сумму.
О заинтересованности Галии Байкешевой получить материальную выгоду из ДТП, совершенного ее дочерью, говорит тот факт, что до суда через посредников угрожала Марату Ибраеву: если не заплатишь откупные, затаскаю по судам, испорчу спортивную карьеру; охранники-боксеры из «Беркута» забьют дубинками.
Отчасти угрозы приводятся в исполнение. Кроме физического вреда здоровью, Марат привлечен к административной ответственности по ст.468, ч.1; лишен страховки по гражданско-правовой ответственности. На восстановление автомашины семья Ибраевых истратила 970 тыс. тенге, плюс моральные издержки.
Отец Марата оказался прав в своих предположениях. Камалетдинов по доверенности от Мадины Байкешевой (свидетеля!) предъявил-таки иск к Марату на очень большую сумму. Судья Сары-Аркинского районного суда г. Астаны Сатыбалдинов рассмотрел его заочно и… удовлетворил. Дождавшись окончания срока для подачи апелляции, направил его в департамент по исполнению судебных актов. Ни Марат, ни его родители об этом кульбите уже другого судьи даже не подозревали.
…Выступая как-то на пленарном заседании мажилиса, бывший депутат парламента Серик Абдрахманов произнес фразу, ставшую крылатой: «Наш суд превратили в лавку по продаже судебных актов». По прошествии времени хотелось бы поправить экс-депутата: суд – уже не лавка, а супермаркет.
Все заявления отца Марата о привлечении к ответственности членов ОПГ в лице сотрудников полиции, судей и адвоката, которых он считает таковыми, возвращаются к тем, на кого он указывает пальцем.
И последнее. 8 сентября «Мицубиси-Лансер» пропала с платной стоянки, куда припарковал ее Марат. Как утверждают сотрудники стоянки, машину на эвакуаторе вывезла Галия Байкешева в сопровождении охранников «Беркута» и судебного исполнителя Абдрахманова.
Жумабике ЖУНУСОВА