«Общественная позиция»
(проект «DAT» №10 (327) от 10 марта 2016 г.
«Дело Матаевых»: журналистское расследование
КАК ЭТО БЫЛО?
В деле Матаевых не было никакого «рейдерского захвата», заявил Талгат Татубаев – заместитель председателя Нацбюро (проще – «финпол») Кожамжарова в интервью двум информпорталам на прошлой неделе. Заметим, что Татубаев, являющийся ставленником Нигматулина, так уводил от ответственности своего куратора, о чем ранее писала наша газета.
Позже как стало ясно, КазТАГ – это лакомый кусочек для Нигматулина, претендующий на властный олимп в постназарбаевский период. Стать владельцем такого информресурса – это значит иметь влияние не только в Казахстане, но и в других странах. Мы понимаем, что КазТАГ можно было захватить, но как можно было забрать брэнды за рубежом – ну ни как в голове не укладывается. В общем Нигматулин пошел на пролом как в лихие 90-е годы…
По сведениям источника нашей газеты, подготовка к захвату началась около полугода назад. Прослушка телефонных разговоров журналистов, отслеживались встречи с коллегами и представителями общественности. Был вариант отнести деятельность Сейтказы к оппозиционной, но фактов такой связи не было, как и самой оппозиции в Казахстане. Был вариант: подключить спецслужбы, нашептать президенту и объявить потом врагом государства. И тут не срослось, тем более КНБ при Нуртае Абыкаеве был не подвластен ему. (По нашим информациям и нынешний глава Нацбезопасности Владимир Жумаканов тоже пока что держится в стороне от этого дела). Люди Нигматулина знали, что у Матаевых есть свое дело – здания в Алматы и Астане и в регионах, где проводились пресс-конференции, круглые столы, были помещения в аренду.
Где есть имущество, всегда можно найти нарушения. Набор средств банален: пожарная инспекция, налоговая, стройконтроль и так далее. При желании в нашей стране всегда можно найти любые «нарушения» на выбор.
Нигматулин – по данным нашего источника в медиа кругах, активно общался с Матаевым на рабочих совещаниях, публично спрашивал про КазТАГ и между делом узнавал, мол, какая помощь нужна. При этом просил о лояльности по отношению к себе, а при появлении нежелательной для него информации через подчинённых просил ее убирать. Однажды он наложил табу на публикации материалов про гонения на независимые СМИ и информацию с участием некоторых политиков вроде Акежана Кажегельдина, который делился своими экономическими прогнозами по ситуации в стране и в мире. Матаев его рекомендации не отклонял, но и не особо придерживался их, так как знал, что после одной просьбы будут и другие.
Поэтому наездом на Матаевых можно было убить сразу двух зайцев – приобрести бесплатно раскрученное информагентство, заодно забрав их активы себе. Скорее всего, тем самым решено это было сделать через подконтрольные госорганы. По приказу аж самой Акорды ГАСК Алматы взял заявление с главы одного из КСК Алматы, подал в суд по зданию и сделал это с космической скоростью – за один день. Далее налетчики подкрепили свой наезд проверкой налоговой и для устрашения привлекли финпол, чьих начальников Нигматулин сам согласовывал на руководящие должности ранее. Финпол в течение одного (!!!) дня выбил в суде при немом согласии прокуратуры постановления по изъятию всей документации по пресс-клубу и данных по банку.
Заведя уголовное дело по хищению средств в государственных учреждениях с национальным пресс-клубом, финпол начал не с того конца и понял, что здесь все чисто. Путем запугивания финпол пытался уговорить журналистов взять на себя статью Уголовного кодекса, которая предполагает полное признание вины и выплату нарисованных хищений. Поняв, что Матаевы на это не пойдут, в финполе решили использовать свой излюбленный прием – организацию провокации взятки. Но и тут они потерпели фиаско, так как журналисты ранее писали о подобных проделках финпола. И это не остановило налетчиков.
Они решили копать глубже и шире, лишь бы что-то накопать. По банковской проводке финики увидели данные о старом сотрудничестве пресс-клуба с «Казахтелекомом». Дело было пятилетней давности. Пресс-клуб выиграл тендер на размещение материалов «Казахтелекома» в СМИ. Здесь финпол решил давить на Матаевых через допросы и очные ставки с главами СМИ. Последним в финполе задали вопрос: давал ли Матаев взятки и откаты? Приглашенные потом возмущались, обсуждая, что были в шоке от этих слов и отрицали какую-либо коррупцию, так как выгода была у всех участников – газеты и журналы получали платную рекламу и статьи, а «Казахтелеком» – нужный имидж.
Опять эта информация не остановила Нигматулина и Ко. Финпол открывает уголовное дело по АО «Казахтелеком», не имея претензий со стороны компании. Матаевым для устрашения начали озвучивать огромные цифры якобы похищенных денег. Не представив претензий со стороны «Казахтелекома», финпол делает свой аудит в некой аудиторской конторе, которая пишет, что аудит сделан в тестовом режиме на основе цифр предоставленных финполом. Этот аудит сразу же ставится журналистами под сомнение, но исполнитель операции по захвату медиа-ресурсов Татубаев пытается и дальше давить тем, что будет арест имущества и журналистов. Или…
Или пишите заявление по 65-й статье о признании вины и возмещения вины полностью вкупе с пресс-конференцией с посыпанием пепла на головы. При этом Татубаев подчеркивает, что так он освободит от постоянных нервотрёпок и уголовной ответственности. Ранее такое предложение уже озвучивал Нигматулин в присутствии Кожамжарова, шепнув в конце встречи Сейтказы: отдай лучше КазТАГ и тогда у тебя и твоего сына все будет нормально. В устах руководителя администрации президента прозвучал приговор…
Как сообщил источник, Сейтказы Матаев заявил, что не признает вины, на что Нигматулин разъярённо сказал: сядешь в тюрьму, поздно будет. И добавил, чувствуя за собой укор по делу Серика Ахметова, – вот здесь сидел Ахметов, и я предложил ему: Серик подумай, а он сказал также, что вины его нет, и нанял адвокатов. Теперь вся страна знает, где находится Серик Ахметов. Также будет и с тобой», сообщил источник в финполе.
Позже в беседе Нигматулин будто бросил фразу: «Слова о непризнании вины – это пощечина Кожамжарову, он этого никогда не простит. Я столько сил отдал, чтобы спасти вас и уговорить Кожамжарова увести от уголовной ответственности». Кстати, Кожамжаров перед выходом из кабинета Нигматулина сказал, что это его последняя встреча с Матаевым. Видимо, он понял, что уговорить и тем более убедить Матаева уже невозможно. По его выражению лица можно было понять, что руководитель Нацбюро умывает руки и дальнейшее действие теперь на совести Нигматулина и его ставленника Татубаева.
По мнению источника, это был удар по репутации главы администрации президента, который в кабинете Елбасы и его близких успел рассказать про уголовника Матаева, и что заявление о вине Матаева уже у него в кармане, и праздновал победу. Нигматулин прекрасно понимал, что после «ахметовского дела» курируемого им антикоррупционного ведомства существенно понизили, определив, как подразделение Министерства по делам госслужбы. А отношение общества к делу известно многим.
А вот новое дело с посадкой публичной фигуры дало бы шанс вновь вывести антикоррупционное ведомство в самостоятельное плавание в ходе предстоящей реорганизации правительства после парламентских выборов. Кстати, дело Ахметова в какой-то степени помогло сохранить финпол от разгона – уже были предложения отдать функции этого ведомства в МВД и КНБ с чисткой одиозных и коррумпированных сотрудников. Нигматулин убедил ноль первого пока не отдавать на съедение антикоррупционное ведомство и его людей, решив его руками свои вопросы, потихоньку подготовив почву для Татубаева. Теперь, по данным нашего источника, судьба Нигматулина предрешена уходом с должности после выборов либо послом, либо на должность по нисходящей для его дальнейшего контроля. Наш источник в столице обещал и далее раскрыть некоторые тайны Астаны.
Владимир ХАРЧЕНКО
Тем временем
Союз адвокатов
ЗАСТУПИЛСЯ
за Сейтказы Матаева
Союз адвокатов Казахстана надеется на законное и справедливое решение по делу председателя правления Союза журналистов РК Сейтказы Матаева.
«Союз адвокатов Казахстана, принимая во внимание тесное сотрудничество с Союзом журналистов, неоднократно участвуя в проведении совместных пресс-конференций, посвященных конституционным правам граждан, попавшим в сферу уголовного судопроизводства, зная Сейтказы Матаева как порядочного человека, профессионального журналиста, общественного деятеля, активно поддерживающего свободу слова в Казахстане, выражает свою озабоченность в связи со сложившейся ситуацией», – говорится в сообщении на сайте Союза адвокатов РК.
При этом отмечается, что задержание председателя правления Союза журналистов Казахстана и президента Национального пресс-клуба С.Матаева вызвало широкий резонанс не только в республике, но и за ее пределами.
«Союз адвокатов Казахстана со своей стороны надеется на справедливое и законное разрешение данного вопроса», – указывается в сообщении.
КазТАГ